Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
материал (3 класс)
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Дмитриева Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№6»
Ноябрь 2019года
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобрело актуальность использование педагогической технологии "Портфолио учащихся". Считаю, что данная технология является эффективным средством для плодотворной совместной работы учеников, психолога, родителей и классного руководителя над формированием положительных качеств характера развивающейся личности.
Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Поэтому в первом классе я провожу родительское собрание на тему « Портфолио ученика». Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей.
Родители с пониманием относятся к внедрению новой педагогической технологии.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
- Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно- учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
- Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.
- Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
- Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Одним их самых универсальных для младших школьников является “Портфель достижений”. Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "Работы, которыми горжусь".
Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметила, что многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио.
Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов.
Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:
- в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
- портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося;
- создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
- процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Использование данной технологии помогло мне расширить работу с каждым учащимся в классе, сосредоточить на нем внимание, развить межличностные отношения с ним. Помогло выявить творческий потенциал учащихся. Уверена, что использование технологии «Портфолио» формирует готовность к самостоятельному познанию; развивает мотивацию дальнейшего творческого роста; способствует повышению качества образования в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-103925-1366993935.jpg)
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860130-1480592749.jpg)
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1064200-1697905367.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"
Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-77243-1607841096.jpg)
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-613276-1427277255.jpg)
Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"
Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/13/picture-1427332-1665687389.jpg)
отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»
В этом отчёте рассказывается о том, как создать порфолио и какие разделы там могут содержаться....