отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»
статья (1 класс)

Лаврова Кристина Максимовна

В этом отчёте рассказывается о том, как создать порфолио и какие разделы там могут содержаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

           Отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»

Цель: разработка структуры портфолио (далее электронного портфолио) младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;

2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников в 4 «В» классе;

3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения портфолио в начальной школе;

5.Разработать структуру портфолио младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий для учащихся в 4 «В» классе.

Методы:

1. Теоретический анализ;

2. Обобщение имеющегося опыта по внедрению системы оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе метод портфолио;

3.Педагогическое наблюдение.

Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов. Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:

  • создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
  • повышение учебной мотивации;
  • поощрение активности и самостоятельности;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
  • формирование умения учиться;
  • содействие индивидуализации образования.

Основными функциями портфолио являются: диагностическая; содержательная; развивающая; мотивационная; рейтинговая.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практик ориентированного обучения.

Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Впервые возникает потребность в создании так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах. В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.

По итогам диагностики и наблюдений, предложены разделы

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

1. «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

2. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

3. «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

4. «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

5. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

6. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

7. «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».

Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, было: определено содержание работы с портфолио; продумано оформление индивидуальной папки обучающегося; объяснено детям, для чего они будут вести учебное портфолио. Как правило, для создания портфолио требуется папка, которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов обсуждали вместе с детьми. Создание такого средства развития универсальных учебных действий как портфолио в классных коллективах, является неотъемлемой частью современного урока.

                               Список используемых источников.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

2.А.В.Иванов «Портфолио в начальной школе», М.: «Просвещение», 2011 г.

3.Т.А.Мишанина «Портфолио учащегося начальной школы». Ювента, 2011г.

4.Проскурина Т.В. «Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями». – Тобольск.

5.Уханова О. «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»

6. www.solnet.ee

7.www.vflint.ru

8.www.school8lbt.ru

9.www.prosholu.ru

10.www.portshkolio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»

«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...

Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"

Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....

Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего ...

Портфолио как средство развития УУД младшего школьника

Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...