отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»
статья (1 класс)
В этом отчёте рассказывается о том, как создать порфолио и какие разделы там могут содержаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»
Цель: разработка структуры портфолио (далее электронного портфолио) младшего школьника как средства оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы;
2. Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников в 4 «В» классе;
3. Определить приоритетные универсальные учебные действия, как основу внедрения портфолио в начальной школе;
5.Разработать структуру портфолио младшего школьника, средство оценки сформированности универсальных учебных действий для учащихся в 4 «В» классе.
Методы:
1. Теоретический анализ;
2. Обобщение имеющегося опыта по внедрению системы оценки сформированности универсальных учебных действий, в том числе метод портфолио;
3.Педагогическое наблюдение.
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов. Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:
- создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
- повышение учебной мотивации;
- поощрение активности и самостоятельности;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
- формирование умения учиться;
- содействие индивидуализации образования.
Основными функциями портфолио являются: диагностическая; содержательная; развивающая; мотивационная; рейтинговая.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практик ориентированного обучения.
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Единых жёстких требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Впервые возникает потребность в создании так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах. В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы. Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте. В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
По итогам диагностики и наблюдений, предложены разделы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»
1. «Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
2. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
3. «Мой город» - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
4. «Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
5. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
6. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.
7. «Мои любимые школьные предметы» - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится…, потому что…».
Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, было: определено содержание работы с портфолио; продумано оформление индивидуальной папки обучающегося; объяснено детям, для чего они будут вести учебное портфолио. Как правило, для создания портфолио требуется папка, которая наполнена файлами с перфорацией. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. Название разделов обсуждали вместе с детьми. Создание такого средства развития универсальных учебных действий как портфолио в классных коллективах, является неотъемлемой частью современного урока.
Список используемых источников.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
2.А.В.Иванов «Портфолио в начальной школе», М.: «Просвещение», 2011 г.
3.Т.А.Мишанина «Портфолио учащегося начальной школы». Ювента, 2011г.
4.Проскурина Т.В. «Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями». – Тобольск.
5.Уханова О. «Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»
6. www.solnet.ee
7.www.vflint.ru
8.www.school8lbt.ru
9.www.prosholu.ru
10.www.portshkolio.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/26/picture-103925-1366993935.jpg)
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860130-1480592749.jpg)
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/21/picture-1064200-1697905367.jpg)
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"
Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-551481-1422288294.jpg)
Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-77243-1607841096.jpg)
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1421087-1669576886.png)
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»
Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...