Мастер-класс по теме: "Круговорот воды в природе"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Иванова Ольга Ильинична

Любой ребёнок - исследователь. С огромным интересом он участвует в различных исследовательских делах. Как организовать исследование на уроке, как сделать так, чтобы урок был интересным? Мастер-класс по теме: "Круговорот воды в природе", поможет Вам понять как это сделать в рамках урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме: «Круговорот воды в природе»

Учитель: Иванова Ольга Ильинична

Любой ребёнок - исследователь. С большим интересом они участвует в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

        Изучив работы Е.А. Мельниковой «Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми»,  Б.А. Бакулиной «Что такое проблемный урок», Н.П. Капустиной «Педагогические технологии адаптивной школы», Г.Ю. Ксензовой «Перспективные школьные технологии», я освоила технологию проблемного обучения.

        Это позволяет мне проводить школьников через все звенья научного творчества:

        • постановку учебной проблемы;

• поиск решения данной проблемы;

• выражение найденного решения;

• реализацию полученного продукта.

Давайте посмотрим, как это можно сделать на практике.

Окружающий мир

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает задание.

1 группа: вырезает снежинки;

2 группа: отгадывает загадки;

3 группа: режет мешочки.

 На доску вывешиваются снежинки.

- Что можете сказать о том, что видите. Что знаете о снежинках? Что хотелось бы узнать?

- Что такое снежинки?

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить?

- Правильно о воде.

- А откуда берутся снежинки? А как они попадают на небо в тучки?

- Что стало со Снегурочкой, когда она прыгнула через костер? Во что она превратилась? (в облачко)

- Облачко – это что?

Опыт

Возьмем воду и нагреем ее, что происходит? Что видите?

- Что такое пар?

- Если будем долго кипятить, что произойдет?

- Что значит, испарится?

- Куда она денется?

- А может пар опять стать водой?

Посмотрите, когда сверху поставим тарелку, а на нее положим  лед, то посмотрите, что произойдет? (пар превратился в воду)

- Откуда взялись капельки? (Горячий пар, соприкасаясь с холодом, превращается в воду)

Этот процесс называется конденсацией. Процесс превращения воды в лед, пар происходит в природе постоянно и называется круговоротом воды.

Круговорот воды происходит и в природе.

Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Путешествие Капельки».

Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила, и мечтала увидеть мир. (На доску, в процессе рассказа крепятся рисунки). Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей капелькой? (ответы детей)

- Да солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные, люди. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша капелька устремилась вверх. (Показ на схеме). Летит она вверх, рассматривает красоты Земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречает она много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички капли все прибывают, прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучу. В виде, каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град). Итак,

Дождь на спину взгромоздя,

Туча хвост свой изогнула,

Первую стрелу дождя на поля и луг метнула.

А потом все чаще, чаще

- Дробью по зеленой чаще.

(Ф.А.Миронов)

И полетела наша капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит? Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи и реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась со своими капельками – сестричками. Снова они стали весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Наша Капелька на Землю может упасть не только в виде дождя, но и в виде других осадков.

 2 группа отгадывала загадки и распределяла их в группы, давайте посмотрим, как они справились.

Загадки для 2 группы.

1.На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина

У нее теперь ангина.

        (град)

2.Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

        (облака)

3.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

        (туман)

4.Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал.

        (снег)

5. Вечером родится,

Ночью живет, утром умирает.

        (роса)

6.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная загадка

        (дождь)

7. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

        (иней)

8.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

        (сосулька)

Если правильно отгадали загадки, то получится портрет воды.

жидкое                         твердое                         газообразное

дождь        иней                        облако

        снег                                 туман

        град                                

        сосулька

 Какой цвет имеет вода? А снег? Из чего состоит снег? А что такое снежинка? (кристаллик льда)

- А лед, какого цвета?

- А если много снежинок, кристалликов льда соберутся вместе, то, что уже получается? (снег)

- А снег, какого цвета?

- Почему так происходит? Снег выпадает на землю в виде кристалликов льда, когда они летят на землю, то соединяются с другими снежинками, ломаются, собираются вместе, так получается снег. Их столько много и они так плотно прикасаются  друг к другу, что становятся белыми.

3 группа резала мешочки. Можно мешочек сравнить с пластинкой льда? Представим, что это наша снежинка только очень увеличенная. Мы их поломали, а теперь соберем вместе, сложив в стакан. Что заметили? Так происходит и в природе.

Подведем итог.

Что нового узнали?

Какое открытие, для себя сделали?

На все ли вопросы ответили?

1.На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела 6 горошин Нина

У нее теперь ангина._________________

2.Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. ________________

3.Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. _______________

4.Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал._______________

5. Вечером родится,

Ночью живет, утром умирает.__________________

6.Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку

Очень трудная загадка ___________________

7. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.__________________

8.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет._________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"

Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....

урок по теме:Круговорот воды в природе

урок окружающего мира в 3 классе...

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Урок по теме "Круговорот воды в природе".

Предмет:  окружающий мирТема. Круговорот воды в природе.Цель: познакомить с круговоротом воды в природе; развивать умение способности работать в коллективе, познавательный интерес, внимание, памя...