Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"
учебно-методический материал по теме

Садыкова Оксана Владимировна

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов

                              Автор:   Садыкова Оксана Владимировна,

                                                   учитель начальных классов

                                                       

             

2013 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет информация и ее передача. На основе применения современных информационно-коммукативных технологий обеспечивается новое качество образования, но при этом не преувеличиваются возможности компьютера, поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, поэтому информационные технологии предоставляют очень эффективные, но вспомогательные средства. Современный учитель просто обязан владеть современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребенка – право на качественное образование.

Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке. Казалось бы, что может дать использование всего лишь одного компьютера на уроке? Самое главное в нем то, что он играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации идей курса, проверки качества знаний, решения психолого-педагогических задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся.  Практика показала, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация  познавательной деятельности учащихся.  

Поэтому я поставила перед собой цель: найти самые приемлемые и рациональные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: 
· усиление интенсивности урока;
· повышение мотивации учащихся;
· мониторинг их достижений.

Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно- коммуникационной компетенции;

6.      приобретению навыков работы с компьютером учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Каким же должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, кончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. Одним из достоинств применения мультимедийных технологий в обучении является повышение качества образования за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.

В своей работе я использую обучающие программы, электронных презентаций и программные продукты в разных целях и на разных уроках, также возможность участия в интернет - олимпиадах.

Использование  электронных презентаций PowerPoint

Владение программой PowerPoint позволяет ярко и неординарно подать материал, сопровождать урок неповторимыми иллюстрациями.

При изучении нового материала: позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.   При проведении устных упражнений: дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. При отрабатывании какого-либо навыка: даёт возможность каждому ученику проверить свои силы, устранить пробелы.При проведении физкультминуток: позволяет быстро и весело переключиться с одного вида деятельности на другой. При оценивании собственной деятельности на уроке: позволяет осуществить рефлексию, самоанализ. При проверке домашних работ: методика альтернативная, применяемая для самостоятельных работ.

Использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.)

Использование мультимедийных программ в обучении позволяет решить такие задачи как: повышение мотивации к обучению; достижение уровня дифференциации в обучении; сокращение времени для отработки технических навыков учащихся; нетрадиционная подача материала; сформировать навыки самоконтроля; усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания.

Например, на  уроках в начальной школе, предлагаю организовать работу учащихся, с использованием мультимедийных пособий:

«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».  Содержит все области знаний, снабжена  видео и аудиофрагментами, анимациями и трехмерными моделями, а также обилием иллюстраций, которые можно использовать на уроках окружающего мира.  Энциклопедия содержит более 40 детских произведений, в исполнении известных актеров: стихи Пушкина, Лермонтова, рассказы советских, русских и зарубежных писателей. Увлекательные интерактивные игры помогают развить логику и воображение, автоматизировать счет, помогают научиться решать задачи.

 Дракоша и Занимательная География открывает серию обучающих игровых приложений, которые будут интересны и детям и взрослым любого возраста. Вы узнаете о континентах и странах, а также о многих интересных фактах со всего мира.

 Дракоша и занимательная геометрия Опираясь на геометрию, он научит умению логично рассуждать, познакомит со свойствами различных предметов и поможет понять природу и сущность многих явлений. В каждом разделе есть игры, носящие познавательный характер, а за успешное прохождение вам начисляются очки.

  «Дракоша и занимательная астрономия» объяснит все о Солнечной системе, звездах и многом другом. В конце игры, как и во всех приложениях данной серии, Вы сможете себя проверить с помощью тестов. В каждом разделе есть игры, имеющие также и познавательный характер.

В обучающей программе «Дракоша и занимательная зоология» знакомит с животным миром во всем его многообразии.

Знайка – выполнение заданий в программе, развивает не только логическое мышление, но и помогает подготовиться к участию в олимпиадах для учеников нач. классах

Фраза – электорнный репетитор. С помощью нее можно повысить уровень грамотности письма, тщательно проверить знания.

Использование ресурсов Internet

Неоценимую помощь в обучении школьников оказывает Интернет. Ученики получают уникальную возможность для самообразования. Использование Интернет-ресурсов поистине безгранично. Услугами сети Интернет учащиеся начальной школы пользуются при подготовке домашних заданий, на уроках при изучении нового материала, при повторении, при выполнении творческих заданий.

Интернет на уроках это: организация урока для повышения мотивации школьников:  доступ ко многим образовательным ресурсам; увлекательное обучение (игровой момент); уроки в режиме on-line;  доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;  возрастание информационной грамотности учащихся.

Примеры часто используемых Интернет-ресурсов

http://viki.rdf.ru  Сайт посвященный развитию детей дошкольного, младшего школьного возраста. Здесь можно скачать презентации ко многим урокам в начальной школе.

http://www.lukoshko.net На сайте собраны занимательные и поэтичные, весёлые и страшные сказки, которые  являются спутниками ребенка на жизненном пути в большой мир взрослых.

Сказки, стихи и рассказы помещённые в Лукошке, помогут ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы.

http://www.nachalka.info Здесь можно учиться и играть, развлекаться и закреплять материал школьной программы. Учебный раздел содержит занимательные уроки с яркими примерами, красочными иллюстрациями. В развлекательной части много веселых конкурсов, красочных и динамичных игр, наиболее любимых детьми. В основу сайта легли лучшие обучающие и развивающие программы, разработанные компанией «Кирилл и Мефодий»

http://mults.spb.ru/На этом сайте можно абсолютно бесплатно посмотреть и загрузить мультфильмы.

http://nature.ok.ru  Страничка о редких и исчезающих животных Росси. Сюда полезно заглянуть на уроках окружающего мира, при изучении животного мира различных природных зон.

http://www1.mirbibigona.ru «Мир Бибигона» — это мир общения.В «Мире Бибигона» можно учиться!

Это далеко не полный список Интернет – ресурсов, которые можно использовать при обучении младших школьников. Использование Интернета на уроках требует большой подготовительной работы.

 Замечательный мобильный класс уже два года есть в нашей школе. Это 11 ноутбуков. С ними по настоящему началось "ученье с увлечением". Вот где можно на все 100% раскрыть свой потенциал, свою индивидуальность. Изменился и стиль общения ученика и учителя. Теперь их творческий союз позволяет достичь высоких результатов. Учителя с удовольствием используют возможности передовой техники.

Очень интересным оказался тот факт, что дети при проведении самостоятельной работы не боятся допустить ошибки, не замыкаются, не скрывают свой результат. Им  не страшно демонстрировать ошибки, с удовольствием делают работу над ошибками. Рабочий потенциал обучающихся намного выше, чем при проведении традиционных уроков.

 Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания. Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

 Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!

Литература.

1. Волкова И.А. ст. «Из опыта работы в условиях мультимедиа-кабинета» ж. «Информатика» №4 2002г.

2. Выготский Л.С. «Педагогика в действии», М. «Просвещение», 1999г.

3. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей: руководство по планированию. Отв. ред. В.И.Солдаткин – М.: Изд. ИНТ, 2005.

4. Смольникова И. А. Информационные технологии и образование. http://www.informika.ru.

5. О.Л. Колпаков, В.П. Жуланова, В.И. Борздун, Е.О. Казадаева. С компьютером на урок: с чего начинать. Кеморово 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие психических процессов, их осознание и произвольность. Повышать творческую интеллектуальную акт...

Доклад "Тестирование на уроках технологии в начальной школе"

В этом докладе подробно описаны различные виды тестовых заданий по технологии....

Доклад по теме: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А...

Доклад "Использование современных образовательных технологий в начальной школе."

Доклад на тему:" Использование современных образовательных технологий в начальной школе"...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В докладе кратко отражены основные проблемы в вопросе здоровьесбережния младших школьников и некоторые пути их решения....

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения, ведь воспитание здорового образа жизни и ответственного отношения к свое...

Доклад "Использование проблемно-диалогической технологии в начальной школе"

Здесь описано применение на уроках в начальной школе проблемно- диалогической технологии. Приведены примеры её применения на конкретных отрывках урока и на различных его этапахю...