Формирование навыков здорового образа жизни
статья по теме

Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, что вызывает обеспоокенность многих ученых и специалистов. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, укреление и сохранение здоровья должно стать потребностью каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miron_2.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков здорового образа жизни .

\

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Основная часть        9

Заключение. Учебно-тематический план 1-4        16

Литература        22

Приложение №о1 Психотерапевтические упражнения        23

Приложение №2. Составляющие ЗОЖ        25

Приложение №З .Памятка  ЗОЖ для учеников        26

Приложение №4. Конкурс кроссворд истов        27



Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов . Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и "устранение" болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а печением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший "освобождению" человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышении уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. "Быть здоровым -это естественное стремление человека", - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья .Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10-30 лет.

Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие "здоровье" трактуется различными авторами по-разному.


Таким     образом,     очевидна        как        теоретическая        значимость

исследования, посвященного анализу таких категории, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

Проблема здорового образа жизни в психологии. Понятие здоровья и его критерии.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье.

Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие "здоровье" с давних пор не имело конкретного научного определения.

Самое раннее из определений здоровья - - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил.

3. Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой  не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория ■ состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному.

Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни . И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с условиями окружающей среды

Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым.

В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства. Н. В. Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья, прослеживающихся в прикладных исследованиях . Одним из них является подход "от противного", в котором здоровье рассматривается как отсутствие болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. Естественно, такое рассмотрение феномена "здоровье" не может быть исчерпывающим.       Разные авторы    приводят    следующие    недостатки    такого

*


понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как не болезни изначально
заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не
может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем здоровье
видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за бортом остаются
все   неизвестные   болезни;   3)   такое   определение        имеет   описательный   и

механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику . Ю. П. Лисицын отмечает: "Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться, отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно жить".

А. Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как "стратегия жизни человека".

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой . Он пишет, что "здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации". у

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с "качеством" людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании.

И. И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место, которое отводится материальным благам жизни, карьере, успеху .

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности,
охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с
окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный
аспекты;        как    состояние    равновесия,    баланса    между    адаптационными

возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, а если и знают,
то не следуют правилам здоровой жизни. Он пишет: "Для здоровья нужны такие
знания, которые стали бы бытием" . Здоровье человека зависит от многих
факторов:        наследственных,        социально-экономических,        экологических,

деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Понятие о здоровом образе жизни.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. У. Нистрян пишет: "Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины". По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на  15-20 %  оно обусловлено генетическими факторами и лишь на  10-15 % -

5-


деятельностью системы здравоохранения . Существуют разные подходы, к определению понятия "образ жизни"..

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной , сферах жизни человека . Согласно Ю. П. Лисицыну, "образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей" . В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: "... экономическую - "уровень жизни", социологическую -"качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую • - "уклад жизни". Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это -показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т. п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но вместе с тем, конец века характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных основ человека и среды его жизнедеятельности . Произошли существенные изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние времена человек, "потребляя" свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда . И. И. Брехман отмечает: "Сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптационных возможностей человека от изменений природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды".

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение


здоровья."Здоровый ... образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека" . В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности.

"Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата". При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое . Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым. В психологии здоровья, развивающейся на стыке

валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо "прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.

Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем!" . Человеку следует переориентироваться с лечения болезней, т. е. 'вырывания сорняков", на заботу о своем здоровье; понять, что причина нездоровья прежде всего не в плохом питании, некомфортной жизни, загрязнении среды обитания, отсутствии надлежащей медицинской помощи, а в равнодушии человека к самому себе.

Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. "Природа одарила человека совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию деятельности различных органов, тканей и клеток на различных уровнях

тесном взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем, функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения его резервных возможностей".

Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа   жизни     и охранении   здоровья   индивида   большое   значение   имеет    творчество,

*


■'

пронизывающее всё жизненные процессы и благотворно влияя на них. В. А. Лищук же полагает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья.

Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных
привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и
развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому
человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и
ценности и т. д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как
расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование
всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья
(физическую,   психическую,        социальную        и        духовную),        овладение

оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.



Основная часть

Многолетний опыт работы в начальной школе показал, что более 70 % родителей недостаточно осведомлены о здоровом образе жизни, слабо знают основные факторы, ухудшающие и укрепляющие здоровья человека. Из 120 опрошенных родителей, 66 чел (55 %) совсем не занимаются физкультурой со своими детьми в свободное время, и недостаточное внимание уделяют закаливанию детей.

Принципы и методы организации и проведения совместной просветительной и физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе и семье с активным участием педагогов, родителей , индивидуально-дифференцированного подхода к младшим школьникам в отборе, применении оздоровительных средств физической культуры и обучении здоровому образу жизни.

Результаты анкетирования выявили лишь 19 (15,8 %) родителей занимаются /тренней гигиенической гимнастикой и эпизодически используют закаливающие процедуры Это свидетельствует об отсутствии положительной . мотивации водителей к здоровому образу жизни и о недостаточной их физической активности.

Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека зависит на 50 % от образа жизни, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % от экологии и на 10 % от деятельности системы здравоохранения.

Одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни младших школьников является личная гигиена, включающая в себя рационально организованный суточный режим, уход за телом, гигиена одежды. При обучении \етей здоровому образу и формировании гигиенических знаний учителя начальных классов, медицинские работники и родители должны знать правила личной и общественной гигиены, основы организации рационального питания, принципы и методы применения физических упражнений и закаливания, способствующие нормированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья 1ЛЭДШИХ школьников.

Особое значение для формирования здорового образа жизни ребенка имеет выработка навыков и «реализация Я».

Исследование показало, что одной из причин ухудшения демографической
ситуации и состояния здоровья детей школьного возраста в России является низкий
уровень гигиенического воспитания и отсутствие должной лечебно-
профилактической, воспитательно-образовательной и физкультурно-

оздоровительной работы среди детей. Поэтому сегодня очень важно формировать у етей навыки здорового образа жизни и воспитать ценностное отношение к здоровью. Учить вести здоровый образ жизни, воспитать сознательное и ответственное отношение детей к своему здоровью следует не только в школе, но и семье .

9


.

Познакомьтесь с Гигиеей!

Мероприятие для учащимся младших классов


Цели:

- познакомить детей с правилами гигиены; -формировать здоровый образ жизни учащихся.

Действующие лица: ведущий, мальчик Коля, древнегреческая богиня здоровья Гигиена и две ее подружки, Чистота, Грязь, Мальчик-грязнуля, Девочка-неряха, Ученый. На сцену выходят ведущий и мальчик Коля.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о гигиене.

Коля. А что такое гигиена? Это когда «мой руки перед едой» и «чисть зубы каждый день»?

Ведущий. Коля, не перебивай меня, пожалуйста. Итак, ребята, гигиена - это наука о том, как сохранить здоровье.

Коля. А, все понятно. Только непонятно, почему она так называется. Ведущий. Ну тогда слушай. Жил в Древней Греции врач Асклепий, сын бога Аполлона и нимфы Корониды. В младые годы Асклепий был отдан на воспитание кентавру Хирону, который и научил его врачеванию. Асклепий превзошел в этом искусстве и своего божественного отца, и воспитателя. Он мог не только лечить больных, но и воскрешать умерших. За эту дерзость разозлился на Асклепия главный бог Зевс и поразил молнией. Асклепий погиб, но у него остались дети: Гигиея (богиня здоровья), Панацея (богиня исцеления), врачеватель Махаон и другие. Может быть, потому, что Гигиея всегда помнила завет отца: «Легче предупредить болезнь, чем вылечить», в честь нее и назвали науку о здоровье гигиеной.

На сцену выбегают три девочки в греческих туниках. Они играют в мяч, смеются.

Ведущий. А вот и сама Гигиея. Давай позовем ее.

Две девочки уходят за кулисы. Гигиея подходит к ведущему и Коле. Коля. Расскажи нам, пожалуйста, каше правила гигиены существовали в Древней Греции?

Гигиея. В наше время правила гигиены были очень просты. Воздух, вода, спорт и разумное питание. А вот вам сохранить здоровье сложнее: окружающая среда теперь очень сильно загрязнена! На сцену выходит Чистота. Чистота. Здравствуйте, дети! Я Чистота.

Я пришла вас научить,

Как здоровье сохранить.

Много грязи вокруг нас,

И она в недобрый час

Принесет нам вред, болезни.

Но я дам совет полезный.

Мой совет совсем несложный:

С грязью будьте осторожны! На сцену выбегает Грязь. Грязь.      Вы про грязь? И я у вас! Гигиея.    Ты ко мне не приближайся!


Чистота. И ко мне не прикасайся! Грязь.      Ах-ах-ах! Какое платье!

Да ведь не на что смотреть! Я б такое не надела. У меня - другое дело: От борща - пятно большое, Вот сметана, вот жаркое, Вот мороженое ела. Это - в луже посидела. Это клей, а здесь чернила. Согласитесь - очень мило! Гигиея. Ребята, вы тоже считаете, что у Грязи красивое платье? Грязь.      Для чего нужны нам пальцы? Чтоб в носу поковырять Или вместо зубочистки Мясо из зубов достать. Чистота. Пальцем ковырять в носу -Это очень дурно. Можно выпачкать костюм, Да и некультурно. Гигиея.    Гигиену очень строго Надо соблюдать всегда. Под ногтями грязи много, Хоть она и не видна. Грязь. Вы не вымыли посуду? Значит, скоро я прибуду. Если пол вы не помыли -Меня в гости пригласили. Перестаньте убираться, Окна мыть, пол подметать! Ненавижу тряпки, щетки: Я, друзья, боюсь щекотки! Забираюсь в уголки -Туда, где пыль и пауки. Чистоту я не терплю -Тараканов, мух люблю! Коля. Если я буду соблюдать чистоту, мне не страшны мухи и тараканы. Грязь поет на мелодию песни «Ты говоришь мне о любви» (слова Л.Дербенева, музыка Э. Колмановского) из кинофильма «Три дня в Москве». Ты говоришь о чистоте, А разговор напрасно начат. Слова я слушаю твои, Но ничего они не значат. Припев:

А ведь я на свете лучше всех. Только сразу это не поймешь. Одна пылинка - еще не грязь, еще не грязь. Одна соринка - еще не сор. Когда-нибудь, а может быть, сейчас Микробы ввалятся гурьбою. Придут как ливень, как метель, Все заслонят вокруг собою.

и


.,

Припев.

Чистота. Грязь микробами пугает -

Ох коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни. Коля. Если руки моешь с мылом, То микробы поскорей Прячут под ногтями силу И глядят из-под ногтей. Чистота. И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети -

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети, Не тяните пальцы в рот! Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет. Грязь. Вот видите: у меня много друзей. Например, этот мальчик и эта девочка. На сцену выходят Мальчик-грязнуля и Девочка-неряха. Грязнуля.

Утром вымыл, как всегда,

Руки, уши и глаза.

А под вечер все опять

Надо с мылом оттирать.

Только вымоешь лицо,

Смотришь - грязное оно.

Постоянно все пылится.

Так зачем нам часто мыться?

Лучше в парке погулять,

Или танк нарисовать,

Или съесть кусочек пиццы.

Ну зачем мне снова мыться?

Нет, ребята, не старайтесь,

Часто так не умывайтесь. Неряха. Мне говорят: «Помой посуду»

Я не кричу родным: «Не буду!»

Я просто уши затыкаю

И преспокойно отдыхаю.

Но раз ужасный случай вышел,

Несчастье, что и говорить:

Что ни скажу, меня не слышат -

Пришлось идти посуду мыть. Ведущий. Ребята, а вы дружите с Грязью? Вот видишь, Грязь: нет тут у тебя друзей. Уходи! Грязь   (уходя).

Плохи совсем мои дела:

Здесь друзей я не нашла. Ведущий. Ребята, к нам в гости прибыл Ученый. Он расскажет о правилах гигиены. Ученый.   Получен от природы дар -

Не мяч и не воздушный шар. Не глобус это, не арбуз -Здоровье. Очень хрупкий груз!


Чтоб жизнь счастливую прожить, Здоровье нужно сохранить. А как? Сейчас я вам скажу, Что знаю сам - все расскажу. На наше здоровье влияет все, что нас окружает: воздух, вода, еда, растения, музыка, работа. Поэтому я хочу дать вам несколько полезных советов.

Работающие телевизор, компьютер и другие электроприборы делают воздух в комнате вредным. Совет: не включайте их надолго и чаще проветривайте комнату. Лучшее время для проветривания - раннее утро.

Много вредных примесей содержится в водопроводной воде, такой прозрачной на вид. К счастью, есть множество фильтров, которые очищают воду, делают ее вкусной и полезной. Пользуйтесь ими! Не пейте сырую воду из-под крана.

Есть все подряд тоже не стоит, ведь многие продукты не сочетаются друг с другом. Так, мясо можно есть только с овощами. Сладости нельзя есть сразу после обеда, а только через некоторое время.

Причина многих болезней - искривленный позвоночник. Держите спину прямо! И конечно, не забывайте мыть руки! Ведь большинство болезней так и называется - «болезни грязных рук».

Зачастую мы очень небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до полутора миллионов микробов.

Чистота. Ребята, а теперь давайте споем. Я буду запевать, а вы - подпевать вот такие слова: «Чтобы это не забыть, надо снова повторить». Чистота и дети поют.

Как проснулся, так вставай -Лени волю не давай. Припев:

Чтобы это не забыть, Надо снова повторить. Подружись ты с чистотой -Руки мой перед едой. Припев.

Зубы щеткой лучше три -И снаружи и внутри. Припев.

Волосок за волоском Расчеши ты гребешком. Припев.

Утром делай по порядку Физкультурную зарядку. Припев.

Свежий воздух не вредит: Человека он бодрит. Припев.

Солнце, воздух и вода -Наши лучшие друзья. Припев.

Гигиея . Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо и плохо». Я буду называть вам действия, а вы говорите, хорошо это или плохо. Мыть руки, ноги, принимать душ. (Ответы детей.) Чистить зубы. Грызть ногти.


        

'

Проветривать комнату.

Сидеть долго перед включенным телевизором, компьютером.

Гулять на свежем воздухе.

Ковырять пальцем в носу.

Есть много сладкого.

Есть ягоды и фрукты.

Делать зарядку.

Чистота. А теперь - загадки.

Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, баран - барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну - обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало.)

Говорит дорожка -Два вышитых конца: «Помыться хоть немножко, Чернила смой с лица. Иначе ты в полдня Испачкаешь меня!» (Полотенце.)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне. (Мыло.)

Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка.)

Хожу-брожу не по лесам, А по усам и волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа.)

Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По зубкам нашим пробежит -И зубки станут чище. (Зубная щетка.)

Посмотрите, посмотрите -Тонет в речке и в корыте! Почему ж оно всегда Только там, где есть вода? (Мыло.) Чистота.

Молодцы,   ребята!   Хорошо усвоили   наш /рок. А сейчас пришла пора прощаться. Гигиея.    Мы желаем вам, ребята, Быть здоровыми всегда. Но добиться результата

-/V-


Невозможно без труда. Постарайтесь не лениться -Каждый раз перед едой, Прежде чем за стол садиться, Руки вымойте водой.

Чистота.

И зарядкой занимайтесь Ежедневно по утрам. И конечно. закаляйтесь -Это так поможет вам! Свежим воздухом дышите По возможности всегда. На прогулки в лес ходите -Он вам силы даст, друзья!

Гигиея.

Мы открыли вам секреты, Как здоровье сохранить. Выполняйте все советы, И легко вам будет жить!

До свидания, ребята!

Приходите в гости к нам.

Приходите поскорее -

Будем очень рады вам!

Гигиея -   в древнегреческой мифологии богиня здоровья. Изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Изображение


        .        • ■      •'.■••■-...■:  ■

Данный классный «час был проведен 7 апреля 2012 г. с учащимися 3 класса ГОУ № 46 Приморского района Санкт-Петербурга. Целью данного мероприятия было:

  • помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в здоровом состоянии;
  • дать детям знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья.

В процессе приобщения детей к данной проблеме учащиеся имели возможность выражать свои эмоции удобным и наиболее адекватным образом, прогнозировать свое поведение, эффективно общаться с другими и поддерживать межличностные контакты.

Здоровый образ жизни(ЗОЖ) не может состояться без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. ЗОЖ одновременно должен включить и субъективные способности человека, реализуемые в его деятельности.


Учебно-тематический план. 1 класс. 36 часок. Один урок в неделю

15

16 главных точек моего здоровья. Урок повторения.

1         Г

N

Темы занятий

Часы 'Примечание

|

1.

Откуда берутся дети.

2         Содержание ; материала |учитель отбирает по программе

Из чего мы сделаны. Почему изнашивается организм человека. Чем ребенок отличается от взрослого, пожилого. Почему мы не падаем. Какие нагрузки может выдержать скелет человека. Как стать Геркулесом. Зачем человек ест.

Что умеют новорожденные: человек, утенок, цыпленок, черепаха и т.д. Моя фабрика-кухня. Человек - дитя природы', поэтому он состоит из всех веществ, которые в ней есть.


Количество

часов по

теме

распределя

ется

учителем

4.


Пещера-скороварка с привратником у входа. Где находится желудок. Кто подает ему пищу. Толстая и тонкая кишки.


Желудок человека. Как

работает желудок

5.

'о.


Кто охраняет мой рот (язык, губы, зубы). Убийца микробов. 2 Почему нельзя ошибаться моему начальнику станции (глотка).

Загадочная пограничная застава: печень. Путешествие по 2 пищеварительному контейнеру.

'Живая вода". Из чего сделана живая вода. Почему кровь 2 красная. Реки: Вена и Артерия. Для чего нужна донорская кровь.

3.       Микробы. Морской бой с микробами. Кто кого поедает.

ь.


Почему река Вена течет в гору. Почки, которые никогда не   2 становятся цветами.

10.     Открытие Уильяма Гарвея: насос для перекачки крови.      2 Как работает сердце ребенка, взрослого, пожилого.

11   Какое сердце у меня. Адмирал флота, который приписан к 3 порту "Сердце".

12.  Зачем мы дышим. Кислородная зажигалка. Пять машин в одном носу. Поющее дерево.

13.      Кто всему голова.        1

14.   Невероятная история про нас: если бы мы не чувствовали 1 боли.

/7


Учебно-тематический план. III класс. 36 часов. Один час в неделю.

№    .

1

Содержание занятий               Часы

Примечание

1                           | 1

2.

Как все любили мою              11                         ! Формируется мамочку!                                                                 \ береж ное

отношение к беременной женщине

Я сам о себе и своем организме.


Анкета: Могут ли тебя принять в спортивную секцию

Практикум: сюжетно-        1

ролевые и ситуативные игры. Тема:     1 Простудные и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком .

Моя семья: слабости и маленькие радости


О любви, нежности, уважении в семье

13.

6

У меня маленький братик

2

Понятие о планировании

семьи

.7

„    Знаешь ли ты себя? Какой

3

Названия

ты? Костная, кровеносная,

уроков дают

Имунная  системы

сами дети

9

Здоровье и манеры,

2

Дурные манеры

манеры и здоровье

и здоровье у разных людей

10

Программа "Здоровье"

2

Как быть

здоровым

11

Сон, этот волшебник сон!

2

Сон и красота.

Практикум: реклама

Памятка самому

здоровья

себе

12

Красота в моем доме

2

Быт, культура отношений в

семье

Мы - "мальчики" и "девочки" 4

Социально-

психологичес

кие и

половозраст

ные

характеристики

14.


Правильно ли мы едим



-

15

16 главных точек моего здоровья. Урок повторения.

«I

15

Зачем мы спим по 25 лет, или камера хранения для    1 памяти. Как стать умным.

1

16.

Цветные   проводочки   для   разных   сообщений.   Наши 1 нервы.

1

17.

Что может человек, что могу я.

7~

Примечание:    все   сведения   о  лекарствах,   составе   пищи,   режиме питания органично входят в содержание определенных тем.

I          ,                     ;

Учебно-тематический план. 2 класс. Один час в неделю.     | Часы   Примечание |

1

Путешествие в тайну моего рождения.

; 4

Повторение

2

Я мальчик. Как стать мужчиной. "Я" - девочка. Как    стать женщиной, мамой.

,4

I

3

Наши друзья и наши враги. Что помогает их распознать.

1

4

Моя семья. Мы любим друг друга.

2

5

Мое здоровье. Кто помогает мне его сохранить.

5

6

Как устроен глаз.

1

1      Самая быстрая улитка в мире (ухо). 8      Тайны человеческого сердца.


.

10    Дыхательная система. 11

Воздух. Зачем мы дышим. Чем мы дышим.

Пищеварение: путешествие в тайну моего здоровья. Здоровое меню., Белки жиры и углеводы меню из трех блюд . Злые продукты.


Углеводы

-топливо

для клеток.

Белки-

строительн

ые

материалы

для клеток.

Жиры -

продовольс

твенные

склады "на

черный

День",

амортизато

р от ударов.

12.     Кровеносная система: ярко-красное, темно-красное .
Почему? (топливо и отходы)        *

13    Нервная система: нервные телеграфисты.

14    Таинственные заросли удивительного леса под названием 2 "Мозг". Мой главнокомандующий.

т



Содержание занятий


Часы


Примечание

16


Храню себя сам

2.


Как все любили мою мамочку!


Формируется береж ное отношение к беременной женщине

Я сам о себе и своем организме.


3


Анкета: Могут ли тебя принять в спортивную секцию

4


Практикум: сюжетно-        , 1

ролевые и ситуативные игры. Тема:     1 Простудные и инфекционные заболевания, перенесенные ребенком .

5


Моя семья: слабости и маленькие радости


4


О любви, нежности, уважении в семье

У меня маленький братик    2


Понятие о

планировании

семьи

./


Знаешь ли ты себя? Какой  3 ты?Костная, кровеносная, , имунная системы


Названия уроков дают сами дети

9

Здоровье и манеры,

2

Дурные манеры

манеры и здоровье

и здоровье у

разных людей

10

Программа "Здоровье"

2

Как быть

здоровым

11

Сон, этот волшебник сон!

2

Сон и красота.

Практикум: реклама

Памятка самому

здоровья

себе

12

Красота в моем доме

2

Быт, культура отношений в

семье

13.

Социально-психологичес кие и половозраст

Мы - "мальчики" и "девочки" 4

15


Правильно ли мы едим

20


Как происходит половая

социализация? Понятие нормы

.

16

Храню себя сам

•2'-:;:

•...-,.

Учебно-тематический план. 4 класс. 36 часов. Один час в неделю.

1

Я ищу себя

2

Изменчивость подростка

2

Мой путь в лабиринте к самому себе

2

Нить Ариадны в блужданиях по "лабиринту жизни"

3

Если "Я" - мальчик (проблемы физического развития)

4                         (Формирование лобных    долей мозга,

! ответственных за

планирование поведения

: Если "Я" - ФЕЯ (физическое;4 развитие)


Л

Акселерация    или        

рестардация    или    как   4 | появляются   "задиристые" и   "обидчивые", замкнутые, подчиненные. Какой(ая) "Я"?

6

Синдром "Квазимодо" и "гадкого утенка"

3

7

Почему мне никого не хочется видеть?

4

Проблемы

межличностного

общения

8

Что нас питает, как мы питаемся Болезни    нашего тела

2

Болезни и их

влияние на

функционирова

ние

пищеварительн

ой и имунной

систем

9

Если я заболел...

2

10

А мир прекрасен, если...

2

Охрана окружающей правовые акты

11

Умен ли "Я", а если...

4

Понятие об интеллекте

12

Резерв часов (по выбору

детей)

1

I

21


Литература

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.- М., 1987. - 63 с.
  2. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - М., 1990.
  3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - П., 1987. -125 с.
  4. Здоровый образ жизни - залог здоровья / Под ред. Ф. Г. Мурзакаева.-Уфа,1987. -280 с.
  5. Забота об окружающей среде - забота о здоровье/ Иванова Л.- В журн. Воспитание школьников, 2003, № 10, с. 45-51.
  6. Здоровый образ жизни. Социально - философские и медико-биологические проблемы. - Кишинев, 1991.- 184 с.
  7. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. - М., 1982. - 40 с.
  8. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М., 1984.
  9. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. -М., 1986. - 192с.
  10. Лищук В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. -М., 1992.
  11. Программное обеспечение здоровьесберегающей деятельности школы /Макарова Т.В.- В журн. Классный руководитель, 2007,№5,с .27-36.
  12. Салова СВ. Познакомьтесь с Гигиеей.-В журн. Педсовет,2007,№2,с.6-8.
  13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
  14. Чистота - залог здоровья. - В журн. Педсовет, 2008, №4, с. 13-14.
  15. Юдина Н. Психотерапевтические упражнения / Юдина Н. - В журн. Классное руководство и воспитание школьников, 2008, № 2, с. 8-9.

22


Приложение Психотерапевтические упражнения

Упражнение 1  «Дыхание»

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации, сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 2 «Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится с первой минуты после начала урока, а также при

необходимости периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно - в центре классной комнаты, и в

процессе объяснения старается представить, что за счет

его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий

всех учеников. Цель самого учителя - уверенно, крепко держать ручку этого

«зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность

контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 3   «Мудрец»

Советы психологов помогут вам во многих проблемных ситуациях. Во многих, но не во всех. Вы можете столкнуться со сложными вопросами, решение которых трудно найти. Что же делать в таких случаях? У кого спросить мудрого совета? Опыт показывает, что лучший советчик для вас - вы сами, точнее, ваше подсознание. Как наладить с ним диалог? Предлагаем вам упражнение, помогающее спросить совета у собственного Я.

Сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Выполните релаксационное упражнение «Дыхание». Затем представьте поляну, на ней - большой развесистый дуб. Под дубом сидит старый мудрец, который может ответить на любой вопрос. Сформулируйте свой вопрос (в уме). Выслушайте (в уме) ответ мудреца. Можно ограничиться вопросом - ответом, а можно организовать диалог с мудрецом. За спиной мудреца висит календарь. Прочитайте и запомните дату вашей беседы.

Упражнение 4 «Барабан-скрипка»

Представьте, что все люди могут быть разделены на две большие группы -«барабаны» и «скрипки». «Барабаны» - это те, кто обладает устойчивой психикой, спокойствием, медленно понимает и отвечает, это так называемые «толстокожие люди». Они - как барабаны: для того чтобы дождаться их реакции, необходимо весьма сильное воздействие. «Скрипки» - это те, для кого характерны высокая чувствительность, эмоциональность, быстрая реакция. Они, соответственно, как скрипки: достаточно только затронуть струны их души, как возникает ответ. «Барабаны» - это выносливые люди, и хотя звуки, котбрые они издают, несколько грубоваты, трудолюбия и упорства им не занимать. «Скрипки» - это люди тонкого склада, воздействие большой силы может вызвать у них шоковое состояние, а на

23


нежное, ласковое прикосновение они отвечают красивым, гармоничным звуком. Игра заключается в следующем. Возьмите список своего класса и каждого из своих воспитанников отнесите либо в группу «барабанов», либо «скрипок». Подумайте: как следует общаться с «барабанами» и «скрипками»? Чего вы можете от них ожидать? К какой группе вы могли бы отнести самого себя?

Упражнение 5 «Иванов, Петров, Сидоров»

Мы хотели бы открыть вам маленький психологический секрет. Учитель, использующий средства педагогического манипулирования, обычно называет своих учеников только по фамилиям. Такое формальное общение «сверху вниз» подчеркивает деловой, административный стиль воздействия. И, напротив, учитель, стремящийся к реальному общению с ребятами, как правило, называет их по именам. Причем чем чаще он произносит имя своего ученика в беседе с ним, тем прочнее организуется психологический контакт между ними. И последнее. Манипулирующий учитель часто называет своего ученика в третьем лице в его присутствии. Например: «Вы только послушайте, что он говорит!». Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят как об отсутствующем человеке. Можете себе представить, какое унижение он при этом испытывает?

Мудрый учитель никогда не позволит себе такого обращения с учеником. Он скажет: «Валер, ты себя слышишь?». Вы поняли разницу в этих двух фразах?

Упражнение 6 «Невидимая нить»

Педагогическое манипулирование невозможно, если учитель

стремится к психологическому контакту с классом, с отдельным учащимся.

Предлагаем вам образ, который поможет в организации такого контакта.

Когда вы разговариваете со школьником, представьте, что между вами протянулась

невидимая нить - от ваших глаз к его глазам, от вашей души к его. Говорите так,

чтобы не порвать эту нить, держите ее и балансируйте на ней.

Общаясь с классом, натягивайте эту психологическую нить между собой и ребятами,

отслеживайте ее: в какой-то момент беседы она ослабевает, затем снова

напрягается. Помните: эта нить - ваш взаимный психологический контакте вашими

учениками.

Регулярное выполнение этих простых упражнений поможет учителю, с одной стороны, снять напряжение, а с другой - повысить внутреннюю собранность. Педагог может практиковать их в перерывах между уроками или на уроках, когда школьники самостоятельно выполняют полученное задание, по дороге на работу или домой.

24



.

составляющие здорового образа жизни оораза жизни

Приложение №2 Составляющие здорового образа жизни

3-4кл.

1

№п/п

1 Занятия спортом

2 Общение с природой

3 Положительное отношение к себе

4 Гармоничные отношения в семье

5      Умеренное употребление алкоголя

6    Правильное питание

7      Духовная жизнь

8      Гармония с собой

9 Отсутствие привычки к курению

  1.    Умеренное курение

11Доброжелательное отношение к другим саморазвитие        

13     Закаливание

14     Гигиена

15     Оптимистическое отношение к жизни

  1. ^.3 /ф    ^ уСН
  2. Саморазвитие        I        |        I Я6   #У    Ы

&Режим дня

17 Материальное благополучие

18     Физическое благополучие


  1. Саморазвитие25"

Приложение 3

Памятка здорового образа жизни для учеников.

Приводим пример такой памятки:

1.        Есть столько, сколько нужно для сохранения массы тела соответствующей росту и
весу.

  1. Есть не чаще 3-4 раз в день через регулярные промежутки времени, стараясь принимать пищу в одно и то же время.
  2. Умело распределять количество пищи между трапезам выделив около 30% на завтрак, около 10% на второй завтрак, 40% обед и 20% на ужин.

4.        В повседневном питании обеспечить определенное соотношение между
отдельными компонентами пищи, не забывая об обязательном белковом минимуме.

5.        Заботиться о том, чтобы пищеварительный тракт был обеспечен достаточным
количеством материалов, необходимых для формирования каловых масс, т. е.
предусматривать блюда, содержащие клетчатку — овощи типа свеклы, капусты,
редьки, хлеб из муки грубого помола, фрукты, особенно яблоки.

6.        Не забывать об употреблении витаминов, в частности витамина С,
содержащегося в свежих фруктах и всевозможных овощах(салат, квашеная капуста,
морковь и т. п).

7.        Помнить, что организм нуждается в соответствующем количестве минеральных
веществ. Разнообразное питание достаточно для поступления их. Исключение
составляют соли кальция. На них надо обратить особое внимание. Источник кальция
(самый лучший) - молоко. Его необходимо пить, как минимум, два стакана в день
должно быть включено в общую сумму калорий, необходимых в день.

Железа больше всего содержится в яйцах, постном масле печени, овощах (особенно зеленых), фруктах (прежде всего яблоках,  абрикосах, винограде, персиках).

8.        Не забывать о необходимом количестве воды. В нормальных условиях человек
ежедневно нуждается в 2-х литрах воды, включая суп, чай, молоко, кофе.
Недостаток воды приводит к хроническим запорам.


Приложение л/Ч

Конкурс кроссвордистов

Ведущий крепит на доску плакат с сеткой кроссворда (или рисует ее на доске), раздает командам карточки с вопросами к кроссворду. Кто быстрее и правильнее разгадает   кроссворд?

1

.-

2

I

3

4

б

|

Вопросы;

  1. Резинка-Акулинка Пошла гулять по спинке. Пока она гуляла, Спинка розовою стала.
  2. Зубов много, а ничего не ест.
  3. Я увидел свой портрет, Отошел - портрета нет.
  4. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне!
  5. Башмаки твои намажу И начищу им бока

Так, что не узнаешь даже Два чумазых башмака. Их беречь мне обещай. Чем намажу? Угадай!

Ответы: 1. Мочалка; 2. Расческа; 3. Зеркало, 4. Мыло; 5. Крем (для обуви).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Формирование навыков здорового образа жизни

Разрабртки занятий для 1  класса...

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"...