Структура современного урока (ФГОС)
методическая разработка по теме

Проценко Нина Леонидовна

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

                            К.Д. Ушинский                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon struktura_sovremennogo_uroka.ppt2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – основная форма организации учебного процесса Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Слайд 2

Методологическая основа ФГОС НОО Системно – деятельностный, компетентностный подход

Слайд 3

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте

Слайд 4

Структура учебной деятельности учебное целеполагание планирование способов достижения учебной цели учебные действия предметные и универсальные контроль и коррекция способа достижения учебной цели оценка результата достижения учебной цели

Слайд 5

Формы обучения урочные формы; внеурочные формы; внеклассные формы.

Слайд 6

Основания классификации форм обучения Соответствие программе. Обязательность посещения. Определенность во времени и пространстве. Состав участников.

Слайд 7

Признаки Внеурочн ые форм ы (в традиционном понимании) 1. Соответствие программе Проведение в соответствии с программой 2. Обязательность посещения Посещение и выполнение обязательно 3. Определенность во времени и пространстве Во времени и пространстве не определена 4. Состав участников Состав участников произвольный

Слайд 8

Признаки Внеурочная форма (домашнее задание) 1. Соответствие программе Выполняется по программе, учебная программа 2. Обязательность посещения Выполнение домашнего задания обязательно 3. Определенность во времени и пространстве Во времени и пространстве не определено. (Где и когда выполняется?..) 4. Состав участников Состав участников произвольный (Сколько человек будет выполнять домашнее задание ?.. )

Слайд 9

Признаки Внеурочное занятие (ФГОС НОО) 1. Соответствие программе Проведение по программе ООП НОО ОУ 2. Обязательность посещения Посещение в соответствии с договором 3. Определенность во времени и пространстве Проведение во времени и пространстве определено частично в соответствии с выбранной моделью организации внеурочной деятельности в ОУ: 50% занятий - внеаудиторные, 50% занятий – аудиторные (влияние погодных условий). 4. Состав участников Состав участников определен в соответствии с договором о предоставлении образовательных услуг . Состав участников может меняться .

Слайд 10

Признаки Внеклассные формы (выпуск стенных газет, утренники, олимпиады и т.д.) 1. Соответствие программе Проводится в соответствии с ООП НОО (содержательный раздел, программа духовно-нравственного развития, воспитания) 2. Обязательность посещения Посещение не обязательное, добровольное (хочу хожу, хочу не хожу) 3. Определенность во времени и пространстве Жёсткой Определенности во времени и пространстве нет. 4. Состав участников Список участников непостоянный, добровольный, расширенный (с мамой и папой, бабушкой, другом, сестрой и.д.)

Слайд 11

Признаки Урочные формы 1. Соответствие программе Соответствует программе 2. Обязательность посещения Обязательное посещение 3. Определенность во времени и пространстве Жёстко регламентированно: соответствует учебному плану ОУ, расписанию уроков в ОУ 4. Состав участников Списочн ый состав по классном журнал у

Слайд 12

Урок основная форма организации учебного процесса

Слайд 13

Признаки современного урока Ученик – равноправный субъект учебной деятельности. Функция учителя на уроке меняется с управляющей на организующую

Слайд 14

Признаки современного урока Структура урока подчинена задаче обеспечения разнообразия действий учащихся: предметных и универсальных. Дидактическая цель урока определяется целью учебной деятельности учащихся .

Слайд 15

Признаки современного урока Предоставляемая учащимся свобода выбора учебных действий и источников информации. Система оценивания на уроке направлена на критериальную оценку результатов достижения учащимися учебных целей (а не оценку личности ученика).

Слайд 16

Принципы организации образовательного процесса ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПРИНЦИПЫ

Слайд 17

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ СТАВИТ УЧЕБНУЮ ЦЕЛЬ, ПЛАНИРУЕТ СПОСОБЫ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЮ СПОСОБА; ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗИ Т.Д. СКРЫТО РУКОВОДИТ И ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 18

Что такое «компетентностный» урок? «Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность

Слайд 19

Компетентность СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ЕЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ, ЖЕЛАНИИ И ГОТОВНОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ, В НАЛИЧИИ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА.

Слайд 20

Структура компетентности ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ

Слайд 22

СВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТА- ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Слайд 23

Дидактические цели уроков типы уроков Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним Изучение нового материала Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний Закрепление нового материала Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределенности Повторение изучаемого материала

Слайд 24

Дидактические цели уроков типы уроков Контроль и оценка планируемых результатов Комбинация целей Контрольный урок Комбинация целей

Слайд 25

Дидактические цели уроков типы уроков Цель для учителя: выявление предварительных знаний и опыта учащихся Цель для учащегося: ученик должен понять перспективы изучения предмета Вводный урок . На вводном уроке отметки не ставятся !

Слайд 26

Дидактические цели уроков типы уроков Выявление сформированных знаний, отношений, действий, опыта 2. Систематизация сформированных знаний, действий. опыта Обобщающий урок. Знания выстраиваются в последовательности (дедуктивной, индуктивной, хронологической, пространственной, причинно- следственной).

Слайд 27

Структура урока I . АДАПТАЦИОННЫЙ этап 1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке 2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Слайд 28

Структура урока II. ОСНОВНОЙ ЭТАП 1 задача : формирование знаний, отношений, действий, опыта. 2 задача : разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.

Слайд 29

Структура урока III. ТВОРЧЕСКИЙ этап. 1 задача : первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения 2 задача : повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий. Итогом урока является презентация учащимися достижения учебной цели.

Слайд 30

Оценка урока с применением ЭОРов № п/п Критерий оценки + - 1. Соответствие содержания урока требованиям к содержанию образовательной области или предмета .(ФГОС НОО) 2. Соответствие структуры конспекта предъявляемым требованиям 3. Соответствие конспекта требованиям к оформлению Форматирование Грамотность Формат (*. doc или *. odt ) 4. Соответствие темы урока предметной программе

Слайд 31

Оценка урока с применением ЭОРов № п/п Критерий оценки + - 5. Соответствие типа урока поставленной дидактической цели 6. Соответствие структуры урока заявленному типу 7. Соответствие модели организации УПД условиям проведения урока ИР – информационный ресурс; ПР – практический ресурс; КР – контрольный ресурс; Комбинированный ресурс. 8. Соответствие задач этапов урока поставленной цели урока адаптивный этап основной этап творческий этап

Слайд 32

Оценка урока с применением ЭОРов № п/п Критерий оценки + - 9. Характер взаимодействия учителя и учащихся на уроке Авторитарный Исполнительский Скрытого управления Инструктивный Автономный 10. Эффективность деятельности учителя Целенаправленность Разнообразие приёмов и методов Содержательность Научность Корректность Адекватность

Слайд 33

Оценка урока с применением ЭОРов № п/п Критерий оценки + - 11. Результативность деятельности учащихся Осознанность по отношению к цели деятельности Возможность выбора учащимися способа достижения цели Рефлексивность деятельности Результативность деятельности Оптимальность модели организации УПД

Слайд 34

1. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР 1. Требования к содержанию плана-конспекта План-конспект урока должен включать в себя ЭОР, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru , при этом, их использование должно быть обосновано. В плане-конспекте урока должны быть указаны: ФИО автора место работы, должность предмет класс предметная программа и её автор

Слайд 35

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР План-конспект должен включать в себя следующие разделы: Тема урока Цель урока Тип урока Модели организации УПД* младших школьников Необходимое оборудование Структуру и ход урока Структура урока может быть представлена в табличной форме (Таблица 1). Перечень используемых на данном уроке ЭОР необходимо указать в приложении к Плану-конспекту урока (Таблица 2). * УПД – учебно-познавательная деятельность младших школьников в ИОС (информационно- образовательная среда) начальной школы: 1. АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа. 2. 1 ПК – 1 ученик – индивидуальная самостоятельная работа. 3. 1 ПК – 2 ученика – самостоятельная работа в парах. 4. 1 ПК – 3-4 ученика – самостоятельная работа в малой группе.

Слайд 36

2. Требования к оформлению плана- конспекта 2.1. Форматирование Для плана-конспекта урока следует использовать формат страницы А 4, книжную ориентацию. Значения полей: левое – 3 см, правое –1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. В случае использования альбомной (горизонтальной) ориентации листа размеры полей должны быть следующими: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 3 см, нижнее – 1,5 см.

Слайд 37

2. Требования к оформлению плана- конспекта 2.1. Форматирование Для основного текста рекомендуется использовать: шрифт Times New Roman , 12 пунктов ; полуторный межстрочный интервал; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1,27 см. В тексте допускаются выделения полужирным или курсивным шрифтом, если это необходимо.

Слайд 38

2. Требования к оформлению плана- конспекта 2.2. Грамотность и стилистика языка План-конспект урока должен быть написан с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами.

Слайд 39

2. Требования к оформлению плана- конспекта 2.3. Формат Планы-конспекты уроков разрабатываются в электронном виде в формате *. doc или *. odt , предоставляются в zip-архиве документа. Архив документа не должен превышать 10МБ. План-конспект размещается в системе дистанционного обучения: http://eor.it.ru/eor/

Слайд 40

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __________________________________ (Тема урока) ФИО (полностью) Место работы Должность Предмет Класс Тема и номер урока в теме Предметная программа и её автор Цель урока: Тип урока Модель организации УПД младших школьников Необходимое оборудование Структура и ход урока

Слайд 41

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Таблица 1. № Этап урока Решаемая задача Деятель-ность ученика Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация ) Название используе-мых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Время (в мин.)

Слайд 42

Приложение к плану-конспекту урока № Название ресурса Тип, вид ресурса  Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гипер-ссылка на ресурс, обеспечи-вающий доступ к ЭОР ____________________________________________ (Тема урока) Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Слайд 43

 Тип ресурса (тип учебного материала в электронной форме) – наборы ЦОР к учебникам, поурочное планирование, методические рекомендации, инновационные учебные материалы, электронные издания, коллекции (тематические), комплексные ресурсы и др. Виды ресурсов: ИР – информационный ресурс; ПР – практический ресурс; КР – контрольный ресурс; Комбинированный ресурс.

Слайд 44

Компетентностный подход главная идея знания приводят к личному успеху к личностному развитию приводит опыт самостоятельного решения проблем решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний рассматривается как способ формирования учебной деятельности признак высокого уровня образованности способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых ребёнок способен действовать самостоятельно Традиционный урок Компетентностный урок

Слайд 45

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 46

Уровневый подход к оценке планируемых результатов ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Ученик узнает и называет объекты и явления выделяет их среди однородных или разнородных дает определение по памяти В основе этого уровня - запоминание

Слайд 47

Знания – копии (дословное воспроизведение содержания параграфов…)

Слайд 48

Специальные вопросы Кто это ? Что это ? Дай определение по памяти Выдели… Выпиши..

Слайд 49

Уровневый подход к оценке планируемых результатов II. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Ученик выделяет составные части объектов, этапы процесса (анализ) сравнивает по частям объекты или явления (сравнение) устанавливает аналогии и ассоциации. На их основе приводит свои примеры

Слайд 50

Знания – описания (ученик анализирует информацию, проводит сравнение, приводит свои примеры…)

Слайд 51

Специальные вопросы Из чего состоит? Как происходит? На что похоже? Опиши… Сравни…

Слайд 52

Уровневый подход к оценке планируемых результатов III. ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Ученик выделяет существенные и несущественные признаки объектов или явлений, различает их устанавливает причины и следствия прогнозирует изменение процесса в измененных условиях пытается дать свое определение, указав существенные признаки

Слайд 53

Знания – убеждения (ученик умеет доказывать истинность своих знаний, осознает их ценность…)

Слайд 54

Специальные вопросы От чего зависит? Почему? Что произойдет, если? Выдели главное Дай свое определение

Слайд 55

Уровневый подход к оценке планируемых результатов IV. ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В готовом виде дать ученику нельзя, можно создать условия для его формирования Ребенка необходимо освободить от «рамок правильности»

Слайд 56

Специальные вопросы Изобрази, как ты понимаешь (разными способами)

Слайд 57

Как доказать, что лиственные деревья зимой не умирают?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура современного урока

Выступление на педсовете: Структура современного урока  с учётом ФГОС...

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения.

Структура современного урока в рамках Стандартов второго поколения....

"Структура современного урока в рамках реализации ФГОС"

Работа подготовлена с целью обобщения и распространения передового опыта по организации и проведению современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с тр...

Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодейств...

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...


 

Комментарии

Медянцева Елена Леонтьевна

Уважаемая Нина Леонидовна, большое спасибо за презентацию. Объемный, интересный и нужный материал!