Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.
статья на тему

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура  должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Структура урока для детей с ОВЗ19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Структура современного урока в соответствии

с требованиями ФГОС  ОВЗ.

Учитель – дефектолог Скубриева С.В.

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется подход к современному уроку.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета.  

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто  отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Они затрудняются  поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу  нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно, гдеучитель играет направляющую роль.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию  детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ  является единство обучения, воспитания и развития.

Каждый урок с обучающимися с ОВЗ решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задача предполагает:

- чётко определённую дидактическую цель;

- наполнение урока содержанием с учётом требований учебных программ; личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

- сочетание разнообразных методов обучения;

- соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.

- общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям обучающихся.

Воспитательная задача предполагает:

- формирование у обучающихся потребности в овладении знаниями;

- воспитание у обучающихся сознательного отношения к учебному процессу;

- использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;

- формирование таких качеств личности, как аккуратность усидчивость, ответственность, работоспособность, честность;

Коррекционно-развивающие задачи урока:

- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;

- изучение и учёт сохранных, незатронутых функций, опора на них;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала так и в  технологии его подачи.

Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний:

  1. Восприятие;
  2. Осмысление;
  3. Запоминание;
  4. Применение;
  5. Обобщение;
  6. Рефлексия

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура  должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру

  • организационный этап;
  • этап мотивации и целеполагания
  • этап проверки домашнего задания;
  • этап актуализации субъективного опыта учащихся;
  • этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  • этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности;
  •  этап закрепления знаний и способов деятельности;
  • этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях;
  •  этап обобщения и систематизации;
  • этап контроля и самоконтроля;
  • этап коррекции;
  • этап информации о домашнем задании;
  • этап подведения итогов учебного занятия;
  • рефлексия.

Некоторые  этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке:

  • этап организации начала урока;
  • этап мотивации и целеполагания
  • этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);
  • основной этап- изучение нового материала;
  •  этап подведения итогов урока;
  •  рефлексия.

Большая часть времени на уроке  должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.  Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.

Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНО"

Цель проекта: отразить положительные стороны урока, соответствующего требованиям ФГОС....

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС....

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.

В статье указаны основные требования к современному уроку  в условиях внедрения ФГОС....

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Доклад выступления на МО учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 Рахимова Фарзана Фаритовна

Тема: "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО" (Доклад)Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться без помощи учителя.    (Э. Хаббард)...

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.

Основные вопросы: 1.Отличие современного урока от традиционного. 2.  Структура урока по ФГОС.  3. Типология современного урока. ...