Компетентностная задача
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Задача построена на основе текста научно- популярного характера. В ходе решения задачи представленного типа учащиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- поиск информации в разных частях текста;

- обобщение на основе широкого контекста;

- чтение адаптированного научно- популярного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Задача149 КБ

Предварительный просмотр:

                                Секреты  хвойного леса.

Автор- составитель:

Желонкина Е. Н. , МАОУ гимназия № 55 , Г. Томск, учитель начальных классов.

                       Общая характеристика задачи:

 

            Задача построена на основе текста научно- популярного характера. В ходе решения задачи представленного типа учащиеся осуществляют следующие виды деятельности:

- поиск информации в разных частях текста;

- обобщение на основе широкого контекста;

- чтение адаптированного научно- популярного текста.

 Эта задача направлена проверку системы  общеучебных умений и навыков, а именно, коммуникативных:

- слушать и понимать речь других, принимать другую точку зрения, быть готовым  изменить свою точку зрения;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

оценочных:

объяснять ( прежде всего самому себе) свои оценки, свою точку зрения, свою позицию;

интеллектуальные:

- отбирать  необходимые для выполнения учебные задачи источники информации среди предложенных;

-наблюдать, делать самостоятельные выводы на основе полученных знаний;

                                          Текст задачи.

                         Вы любите бывать в лесу и разгадывать его секреты ? Это задание для Вас.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Что это за дерево похожее на огромную тёмно- зелёную пирамиду? Это пихта. Пихта - хвойное дерево растёт в сибирской тайге. Но не все знают её отличительные признаки от других хвойных деревьев.

Одно из отличий - листья. Только издали они похожи на иголки – хвоинки, но это узкие 1,5-2 мм , плоские листочки. Они у пихты не колючие, а мягкие и шелковистые.

Пихту можно узнать и по шишкам. Они сидят на ветках верхом, как свечи на новогодней ёлке. Семена этого дерева снабжены крыльями и разносятся ветром. В отличие от других хвойных деревьев пихта способна размножаться отводками. Если нижние ветки находятся совсем близко от земли, соприкоснуться с ней, то пускают корни, и вырастает новое дерево.

Пихта даёт густую тень, и в пихтарнике очень темно. Но огонь разводить  в них очень опасно. Пихта хорошо переносит и  тень, и сильные морозы, но ей необходим влажный воздух и хорошая почва.

                                                         

                                      Задание группе.

Задание № 1 Ответь на вопрос: Каковы отличительные признаки пихты от других хвойных деревьев. На предложенных иллюстрациях отыщите изображение пихты .      

1                                                    2                                                                                  

           3        

                                                 

Задание №2  Почему в пихтарнике темно, но огонь разводить очень опасно?

Задание №3  Почему пихта погибает в атмосфере больших городов?

Задание №4 Представьте, что вы учёные- исследователи. Предложите варианты применения различных ресурсов леса (древесина, смола, хвоя…)

                                Ключ к оценке ответов.

За каждое выполненное задание ученик может получить оценку:

0  баллов – задание выполнено неверно;

1  балл – задание выполнено, верно;

2  балла – в задании присутствует полная аргументация, и используются научные знания;

3  балла – задание выполнено правильно, творчески, найден нетрадиционный способ выполнения.

Общая оценка выполнения задачи определяется путём суммирования баллов, набранных учеником за каждое задание. Если задание используется на уроке, эта сумма может быть переведена в традиционную отметку.

                              Правильные ответы к заданиям.

1. Плоские листочки, вид шишек, размножение не только семенами, но и отводками.

    Иллюстрация №1 .

2. Дерево даёт густую тень. Кора у дерева тонкая, начинённая смолой, сухие ветки расположены низко. Пихта вспыхивает быстро снизу до верху и горит как факел.

3. Необходим для роста влажный воздух и хорошая почва.

4.Применение: медицина- лекарства, бальзам на основе смолы…

        парфюмерия и  средства гигиены – ароматические в-ва входят в состав духов, мыла , зубных паст…

        промышленность – разные виды клея, канифоль, изделия из древесины…

              Методические рекомендации к заданию.

Предмет:  окружающий мир ( тема: Растительный  мир Земли)

Класс:  3-4

Программа:   любая программа  по окружающему миру.

Литература:  Детская энциклопедия для детей Перевод с анг. М «Росмен» 1995г.

                       Детская энциклопедия «Я познаю мир» (Растения) Москва  2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностная текстовая задача по русскому языку 4 класс

Переход на новый ФГОС предусматривает очень важный момент в обучении современных детей: формирование метапредметных учебных действий (компетенций), которые помогают ребенку понять, как применять...

Компетентностная задача по истории "За что Минину и Пожарскому поставили памятник"

Задача построена на основе научно – популярного текста с использованием конструктора задач Л.С.Илюшина. В ходе решения задачи представленного типа обучающиеся осуществляют следующие виды деятельн...

компетентностная задача по окружающему миру 3 класс ОС " Школа2100"

Развитие компетентностей-важная задача современной школы. Данный матриал можно использовать на уроке как для индивидуальной так и для группповой формы работы....

Разработка урока по математике. Тема "Компетентностная задача. Cоставление справочника о бобрах. 3 класс

Разработка данного урока предназначена для учеников 3 класса. УМК "Развивающее обучение Эльконина-Давыдова"Данный урок развивает у учеников коммуникативные , ценностно-смысловые и общекультурные компе...

Компетентностная задача «Грибы - это животные или растения».

                                       Компетентностная  задача...

Компетентностная задача для младших школьников

Задача построена на основе публицистического текста. В процессе решения задачи такого типа, обучающиеся должны осуществить следующие виды деятельности:- Работа с избыточностью информации;- Работа с те...

«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»

В статье  даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...