Письменная дискуссия в начальной школе.
статья (3 класс) по теме

в статье рассказывается о технологии письменной дискуссии, её преимущества и недостатк. Дан алгоритм проведения письменной дискуссии в начальных классах. Приведены примеры письменных дискуссий по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennaya_diskussiya.doc973 КБ

Предварительный просмотр:

Письменная дискуссия.

Четыре года назад в 2008 году мы участвовали в опытно-экспериментальной работе по преемственности. На одном из заседаний метод. объединения познакомились с новыми формами работы на уроке, и меня заинтересовал такой вид работы, как «письменная дискуссия». В это время я работала в 4 классе и решила попробовать этот вид работы на уроке литературного чтения. Класс  был читающий, дети всегда творчески подходили к заданиям и давали на вопросы интересные ответы, но, как правило, в работе принимали участие не все. В тот момент мы знакомились со сказкой М.Метерлинка « Синяя птица»

по программе Занкова. Дети с большим удовольствием читали это произведение по ролям, работали с вопросами к каждой части и огорчались, что оно подходит к концу.

В конце было много вопросов, но я решила ,что для письменной дискуссии интересен такой: « Почему улетела синяя птица?» Мы познакомились со значением слова «дискуссия», особое внимание обратили на графы в листочке: «Я», «Другие», записали вопрос и начали работу. Я обратила внимание, что все сразу включились в работу,

кроме одного ученика, который сказал, что не понимает, что делать. Результаты этой дискуссии просто поразили меня, каждый отвечал по-своему, ответы не повторялись,

и на уроке повысилась активность учащихся: каждый хотел прочитать свой ответ. К концу урока начал работать и Женя. На следующих дискуссиях работали уже все. Вопросы для письменной дискуссии я или брала из учебника, или придумывала сама. Самое главное – вопросы для письменной дискуссии обязательно должны быть проблемными. Письменные дискуссии стали очень часто использовать на уроке. Иногда ответы становились и психологическими тестами. Например, урок литературного чтения А.П.Чехов « Белолобый». На письменной дискуссии на вопрос : «Трудно ли быть в этом мире маленьким?» ребята дали такие ответы:

-Нет. Всем маленьким очень интересно и познавательно.»

-Быть маленьким трудно, потому что не знаешь, что тебя ждёт.

-Нет, потому что о тебе заботятся.

-По-своему трудно: они ещё не могут сделать всё сами; легко: они могут играть ни о чём не думая.

-Да. Некоторые думают, что если ты маленький, то тебя можно обижать.

Из этих ответов видно не только умение высказать свои мысли, но и можно проанализировать отношения в семье к этим детям, что даёт хороший материал для родительских собраний.

Первый опыт показал, что не хватает знаний о письменных дискуссиях. Я нашла статью Г.А.Цукерман « Из начальной школы в среднюю как психологическая проблема» и «Письменная дискуссия следующий шаг в развитии учебного диалога в классе», которые помогли дополнить мои знания о дискуссии.

Какие же достоинства я отметила на уроках? Во-первых, в работу включаются все учащиеся, даже слабые ученики перестали бояться отвечать на вопросы, им нравится, когда зачитываются их ответы. Во- вторых, дети на уроке должны слышать ответы своих товарищей, выбрать понравившейся ответ, чтобы правильно записать в графе « Другие». Причём, я заметила, что ученики выбирают действительно интересные ответы, а не ответы своих друзей. В-третьих, на уроке повышается активность, внимание,

особенно, к текстам произведений. Учащиеся учатся письменно излагать свои мысли, что для младших классов очень трудно. В обсуждении вопроса принимает участие весь класс, в то время как при устных ответах на вопросы возможность выступить со своей точкой зрения есть только у нескольких учащихся. Но есть и минусы письменной дискуссии: во время работы невозможно проверить правильность написания, поэтому пишут часто с ошибками, не всегда правильно оформляют свои мысли на бумаге.

Как правило, проводить письменные дискуссии удобно в третьем и четвёртом классе, когда учащиеся уже могут составить предложения и у них есть навык написания сочинений. В первом и втором классе я провожу устные дискуссии, это более эффективно на уроке. Но  также я заметила, что дети с удовольствием работают и в пятом классе: у своего класса вела уроки «Социальная практика», где часто проводились письменные дискуссии, а уже в шестом классе наблюдался спад интереса к этому виду работы, и мне пришлось заменить мини-сочинениями и ответами- рассуждениями.

Самое трудное в  работе- запомнить, как надо работать на листочках, поэтому в новом классе я составила алгоритм работы: 

Алгоритм проведения письменной дискуссии.

1.Поставить проблемный вопрос.

2. Каждый отвечает самостоятельно на вопрос в графе «Я».

3.     Выслушивает ответы одноклассников и выбирает 3-4 наиболее понравившихся высказывания.

4. В графе « Другие» записывает выбранные ответы с именами детей.

5.Делает вывод:

( Я считаю прав …

Я (не) согласен с мнением…

Мне понравилось высказывание …)

6. Обобщение.

В начале работы я не очень хорошо понимала, как обобщить результаты. Опять же мне помогли работы Г.А.Цукерман, где она даёт образец. Я составила свой лист для обобщения письменной дискуссии:

Анализ работ.

Я высказала мнение:___________________________________________________________________________________________________________________________

Со мной согласились:___________человек.

Со мной не согласны:___________ человек.

Самое интересное высказывание:_______________________________________________________________________________________________________________________,

так как я думаю,__________________________________________________

Высказывание, с которым я не согласна________________________________________________________________________________________________________________________,

потому что ________________________________________________________

 Прочитав все высказывания, я сделала вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Хочу привести пример такой работы по сказке М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».Для письменной дискуссии был поставлен вопрос: «Зачем М.Ю.Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе?» на этот вопрос учащиеся дали такие ответы: -

-Затем, чтобы люди понимали, что любовь может сотворить чудеса, если она настоящая.»

-Для того, чтобы все узнали об этой сказке.

-Каждый бедный может стать богаче, если у него доброе и честное сердце.

-Затем, что эта сказка учит добру, преданности, дружбе, любви.

В конце урока я предложила по желанию обобщить результаты письменной дискуссии.

Первый раз желающих было очень мало, так как дети не понимали, что надо делать. А вот на этом уроке количество учащихся увеличилось, и даже слабые ученики решили попробовать свои силы.

Анализ работ.
( по произведению М.Ю.Лермонтова
 «Ашик-Кериб»)

Я высказал(а)   мнение:  что каждый бедный может стать богаче, если у него доброе и честное сердце.

  •  Со мной согласились: 4 человека.
  •  Со мной не согласны: 14  человек.
  •  Самое интересное высказывание: у Сомовой Вероники: чтобы люди понимали, что любовь может сотворить чудеса, если она настоящая. так как я думаю,  что оно похоже на моё высказывание.
  • Мне не очень понравилось высказывание: Фролова Дмитрия: чтобы мы знали турецкие сказки, потому что   я считаю, что это не главное.
  • Я сделал(а) вывод: мне кажется , правы все, очень трудно выбрать нужное высказывание

 В первом опыте своей работы мы чертили таблицу сами, чем теряли много лишнего времени. Теперь выдаю уже листы с таблицей, где только надо писать вопрос и ответы:

Вопрос:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я:

Другие:

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После проведения письменных дискуссий я задала вопрос: -Что тебе понравилось на письменной дискуссии?

Ребята отмечали ,самое главное, что они не боятся писать сами, так как им не ставят отметок и их ответы тоже часто нравятся детям; им нравится читать свои ответы; очень сложно выбрать понравившееся, а особенно, кратко записать главную мысль того или иного высказывания.

Итак, письменная дискуссия способствует развитию речи младших школьников, их умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими. Письменная речь является средством развития мышления школьников.

 Организация письменной дискуссии предоставляет возможность высказаться всем детям, даже тем, которые не участвуют в устных обсуждениях.

Организация письменной дискуссии предоставляют дополнительные возможности организации внимания детей на уроке.

                                                                                       Смирнова С.В.

                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                        ГБОУ школа№234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение письменной речью учащимися начальной школы

Обучение изложению и сочинению направлено на усвоение учащимися определённой системы действий....

Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы

Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и  письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...

Дискуссия в начальной школе

В данной работе описана дискуссия как одна из форм организации учебного процесса. Проанализированы трудности организации дискуссии и пути выхода из них. Приведён пример урока дискуссии по теме "Патрио...

Презентация на тему"Применение элементов театрально-игровой деятельности на занятиях по коррекции устной и письменной речи в начальной школе".

В презентации представлены виды театрально-игровой деятельности,этапы работы по подготовке театральной постановки,направления театрально-игровой деятельности,психокоррекционный характер театрализации ...

Развитие устной и письменной речи в начальной школе

Развитие устной и письменной речи в начальной школе.Автор-составитель: учитель начальных классов Парахина Римма Алексеевна, лицей № 410 Санкт-Петербург...

Оформление письменных работ учащихся начальной школы

Количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся необходимо иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащего...

Требования к оформлению письменных работ в начальной школе

Содержит перечень требований к оформлению письменных работ, а также заполнению дневников...