Дискуссия в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

В данной работе описана дискуссия как одна из форм организации учебного процесса. Проанализированы трудности организации дискуссии и пути выхода из них. Приведён пример урока дискуссии по теме "Патриот?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diskussiya_v_nachalnoy_shkole.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Петровска Саратовской области»

Из опыта работы
«Дискуссия в начальной школе»

подготовила

учитель начальных классов

Корзун Светлана Владимировна

г. Петровск

 2014

Дискуссия уже заняла своё место в современной школе. Именно дискуссия позволяет изменить «традиционную» позицию педагога и основными ее характеристиками сделать содействие развитию личности ребенка, актуализации его личного опыта, сотрудничество, понимание, коллективную мыслительную деятельность.

Дискуссия – это спор, направленный на решение задач воспитания. В организации воспитательной работы важное место занимает участие воспитанников в обсуждении проблем, связанных с взаимоотношениями людей, с организацией собственной индивидуальной жизни и жизни коллектива. Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание.  Такие занятия решают ряд важнейших задач воспитания:

-  сопоставление разных точек зрения, поиск истины;

-  подготовка к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);

-  развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с   мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;

-  воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к     согласию.

Конечно же, при использовании данной формы организации учебно-воспитательного процесса может возникнуть ряд проблем. Вот некоторые из них:

1. Перевод дискуссии на другую не менее актуальную для присутствующих тему или перевод разговора на постороннюю тему.

Способы преодоления:

1. Зафиксировать тему письменно на доске или плакате.

2.Повторение предмета, темы и условий дискуссии перед её началом

3.Приучать участников дискуссии повторять основные моменты предыдущего выступления, прежде чем высказывать свою точку зрения

4. Делать промежуточные обобщения, постоянно возвращаясь к теме дискуссии

5. Если участники дискуссии перешли на другую тему, важно не сорваться и не довести до конфликта. Надо убедить участников в важности предложенной ими темы, но предложить закончить нашу тему, так как вопрос поднятый участниками очень важен и заслуживает отдельного разговора.

2.Чрезмерно словоохотливый участник дискуссии

Способы преодоления:

1.Проследить, чтобы у каждого участника была возможность высказать своё мнение.

2.Дать словоохотливому участнику выговориться а потом сказать: «Позвольте теперь сказать мне.» и обязательно дождаться ответа.

3.Попросить словоохотливого участника подождать и сказать : «Позвольте мне договорить до конца»

4. Попросить его изложить свои мысли письменно

5.Попросить его обобщить все свои мысли и выступить при подведении итогов.

6.Попросить его записывать аргументы на плакате или доске

7. Не допускать выражений, которые могут вызвать конфликт

3. Пассивность участников

Способы преодоления:

1. Начать дискуссию со знакомства или интеллектуальной минутки, которая позволит раскрепостить участников

2.Расположить группу по кругу, устранив преграды мешающие общению

3.Постараться выявить интересы участников и устранить их сомнения.

4.Стараться использовать личные обращения. Просить участников приводить жизненные факты.

5.Поддерживать и подбадривать участников

4. Сильная зависимость некоторых участников от группы

Способы преодоления:

1. Убедить участников в важности каждого мнения.

2. Некоторые вопросы вынести на письменную дискуссию

3.Создать благоприятную эмоциональную атмосферу

5.Слишком острый характер дискуссии, взаимные обвинения участников

Способы преодоления:

1. Подытожить мнение всех сторон, найти в них сходства и различия позиций

2.Игнорировать «мелкие уколы» со стороны участников дискуссии

6. Нарушение режима времени

Способы преодоления:

1. при подготовке дискуссии чётко определить время и сверять его в ходе работы с планом

2. Назначить «хранителей времени» из участников дискуссии

Несмотря на все эти трудности, применение данной формы организации учебно-воспитательного процесса

способствует развитию критического мышления, развивает коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе. Приведу пример организации дискуссии в 4 классе по теме «Патриот?»

План дискуссии

1. Вводная беседа.

2. Толкование слова «патриот»

3. Вопросы для обсуждения темы «Нужны ли сегодня патриоты?»

4. Аргументы и доказательства своей точки зрения

5. Итог дискуссии.

6. Рефлексия

Ход дискуссии:

1. Вводная беседа.

О, Родина!

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

 (А. Жигулин)

- Что мы называем родиной?

-Родина – это та страна, в которой ты родился, которая для тебя родная.

- Как вы понимаете слова «родина»?

- А какие слова – синонимы мы можем подобрать к этому слову?

- Отчизна, Отечество.

- Как же называется наша Родина?

- Россия.

- Что вы можете рассказать о ней?

- Гордитесь ли вы своей страной? В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

- Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?

- Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

-Как называемся все мы, живущие в нашей стране?

-Граждане.

- Как каждый гражданин должен относится к своей Родине?

- Беречь, охранять, любить, делать красивее.

- А кто знает, как называют человека, который любит и предан своей Родине?

(звучит аудиозапись песни «Патриот» гр. «Ария»)

- Какое же новое слово мы услышали?

- Патриот.

2. Толкование слова «патриот»

-Что оно обозначает, как вы думаете?

- Обратимся к словарям:

В «Толковом словаре» Ожегова записано: ПАТРИОТИЗМ, –. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В энциклопедическом словаре Кирилла и Мефодия: ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

( на доске открывается запись:  Любовь к Отечеству, преданность ему.)

3. Вопросы для обсуждения темы «Нужны ли сегодня патриоты?»

1. С чего начинается Родина.

- Как вы думаете за что надо любить Родину?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

-  Считаете ли себя патриотом? Почему?

2. Гордитесь ли вы своей страной?

- Гордитесь ли тем, что живете в России?

-  Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

-  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

3. Связываете ли вы  патриотический долг с воинской службой?

 

- Нужны  ли стране профессиональные военные?

- Кто из вас хочет поступить в военные училища?

-  Кто такой патриот современной России?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

- Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как вы относитесь к взаимовыручке?

-  Хотели бы вы уехать из России?

 

4. Кто такой патриот современной России?

- С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

- Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

4. Аргументы и доказательства своей точки зрения

-Нашей Родине уже много лет, она имеет большую и славную историю. Много поколений людей сменили друг друга, а наша страна живёт и процветает. А благодаря чему?

Обратимся к истории нашей страны. Если мы её изучим, то увидим, что не раз на нашу землю нападали враги. Кто же вставал на её защиту?

- Русские люди, солдаты.

- А какие примеры вы можете привести? Я вам немного буду подсказывать.

(звучит аудиозапись хора «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»  )

- О чём и о ком  вам напомнила эта музыка?

- Послушаем другой музыкальный фрагмент.

(звучит запись хора «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин»)

- А эта музыка напомнила нам о костромском крестьянине Иване Сусанине. Который, чтобы спасти землю от поляков, не повёл их в Москву, как обещал, а завёл в лесную глушь, где все они погибли. Погиб и сам герой, но враги не прошли в Москву.

- А какие примеры мужества и патриотизма вы сами можете привести?

(ответы детей).

- Конечно же, одной из таких «роковых минут», растянувшихся на несколько лет, стала великая Отечественная война. Фашисты сеяли смерть и страх, желая парализовать волю русского народа. Но миллионы русских людей, благодаря силе своего духа и огромной любви к Родине, совершали подвиги и гибли во имя спасения своей Родины.

- Из истории, которую пишут историки на основании документов того времени, из книг , мы видим картины, посвящённые таким событиям, мы слушаем музыку.

(учитель обращает внимание детей на выставку книг, картин на доске).

- А какой пример патриотизма наших земляков-петровчан в эти годы мы можем привести?

(ответы детей)

(на доске открывается пословица: С родной (родительской) земли — умри, не сходи!)

Дети рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, бабушках, дедушках, папах и мамах

5. Итог дискуссии.

-Давайте подведём итог нашему разговору.

  • Кого мы называем патриотом?
  • С чего для нас начинается Родина?
  • Что значит любить Родину?
  • Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

        

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

6. Рефлексия

- Что вас сегодня особенно заинтересовало?

- С какой точкой зрения вы оказались не согласны?

-  Ваше мнение осталось таким же как было в начале разговора или изменилось? Почему?

Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага

И не  позарься на огни чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Литература:

  1. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психолог. - М . , 1980. - 168 с.
  2. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.-208 с. \Ъ\.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. - М., 1977. - 239 с.
  3. Минеева А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. - 2007. - 222 с.
  4. Никонова О. В. Формирование культуры общения младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Брянск. 2001. - 18 с.
  5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: книга для учителя старших классов средней школы. - М., 1991. — 159 с.
  6. Песняева Н.А. Развитие речевой деятельности младшего школьника в учебном диалоге // Начальная школа. - 2004. - № 1 2 - 95-104.
  7. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук- М., 2004.-16 с.
  8. Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа. - 2005. — № 5. — 54-63.
  9. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? - М-Рига, 2000 - 224 с.
  10. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс: До и после. - 2003. - №2. - 36-37.
  11. Мельникова Е.Л. Проблемный урок,или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
  12.  Поздеева С.И. Об организации дискуссии на уроках русского языка // Школа развивающего обучения: 10летняя практика: Сб. науч.метод. мат. – Томск: Пеленг, 2002.
  13. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993.
  14. Групповые технологии в начальной школе.  Суязова Н.А.

http://lubkadetschool.my1.ru/publ/gruppovye_tekhnologii_v_nachalnoj_shkole_uchitel_sujazova_n_a/3-1-0-138


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Письменная дискуссия в начальной школе.

в статье рассказывается о технологии письменной дискуссии, её преимущества и недостатк. Дан алгоритм проведения письменной дискуссии в начальных классах. Приведены примеры письменных дискуссий по лите...

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В материале отражены особенности организации учебной дискуссии  в свете требований ФГОС НОО. Описаны цель, задачи каждой стадии развития дискуссии, приемы работы, ожидаемые результаты....

Технология проведения бесед и дискуссий с учащимися начальной школы в рамках современного урока ФГОС.

Данная статья опубликована в материалах межрегионального научно-практического семинара по теме "Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образова...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...