Внеклассное мероприятие «Бесценное сокровище – питьевая вода»
методическая разработка (4 класс) по теме

Козлитина Ирина Владимировна

Этот материал был создан в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_pitevaya_voda.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Бесценное сокровище – питьевая вода»

в рамках практической части сетевого проекта

«Современный урок: кейс-метод»

Автор: Козлитина Ирина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

Класс - 4

Время занятия – 45 минут

Вид кейса – обучающий

Тип кейса – аналитический

Цели:

  1. Развитие умения работать с информацией.
  2. Формирование коммуникативных умений и навыков.
  3. Воспитание бережного отношения к питьевой воде.

Проблемное задание: Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды в последнее время стало не хватать. Почему же раньше хватало, а сейчас нет?

Содержание кейса:

http://otvet.mail.ru/question/82351862

http://ru.wikipedia.org/wiki/Питьевая_вода

http://ru.wikipedia.org/wiki/Загрязнение_пресных_вод

http://www.belmama.ru/text1/?text1=387

Детям предложено также самостоятельно поискать информацию по данной проблеме.

Организация работы

Внеклассное мероприятие проведено  в рамках авторской технологии «Перспектива»  Прищепа Т.А. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

За неделю до начала занятия класс разбивается на 4 творческие группы. Каждая группа получает кейс и проблемные вопросы:

  1. Почему люди издавна селились около реки или родника?
  2. Как происходит загрязнение водоемов?
  3. Вредна ли для здоровья питьевая вода в Белгородской области?
  4. Как сохранить для будущих поколений драгоценную воду?

В течение недели организуется работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Преподаватель консультирует учеников, объясняет непонятные моменты.

На внеклассном мероприятии каждая из групп поочередно работает в определенной роли: новаторы, пессимисты, оптимисты и эксперты.

  • Новаторы - презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы;
  • Оптимисты - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта;
  • Пессимисты - выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта;
  • Эксперты - обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Занятие проходит в четыре раунда (по количеству созданных групп). Участники меняются ролевыми позициями и высказывают свои точки зрения на предложенную проблему. Каждый этап-раунд занятия длится 10 минут:

  • 4 минуты – выступление «новаторов»;
  • 1,5 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  • 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  • 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  • 0,5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

Вместе с обучающимися обсуждаются правила оценивания групп и правила работы.

Критерии оценивания группы новаторов: использование материалов кейса для подтверждения точки зрения, использование дополнительных источников, четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

     Важным правилом в рамках технологии  является возможность выразить свои эмоции  и чувства только в перерывах между раундами. Если кто-либо  из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Суммарно четыре раунда займут 40 минут времени.

5 минут – вступительная и завершающая части занятия, выводы, награждения.

Длительность занятия – 45 минут.

Ход занятия

Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды в последнее время стало не хватать. Почему же раньше хватало, а сейчас нет?

Для обсуждения этой проблемы были созданы  4 творческие группы. Каждая группа на определенном этапе будет работать в определенной ролевой позиции:

  • Одна группа будет «оптимистами». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все положительное.

  • Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

  • Третья группа – «эксперты». Что будет делать эта группа?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

  • Четвертая группа - «новаторы». Что будет делать эта группа?

- Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения заранее.

        В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Ребята, напоминаю вам о 10-ти бальной оценочной шкале и штрафах. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников группы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

 Выступление новаторов:

- Вода составляет более половины массы тела всех животных. Если вы весите, например, 40 кг, то воды в вас около 28 кг. Каждый день организм выделяет примерно 2 кг воды, включая и ту, которая испаряется с поверхности кожи и уходит из легких с выдыхаемым воздухом. Для поддержания жизни необходимо каждый день восполнять эти потери. Поэтому люди издавна селились около реки или родника

- Вода покрывает более половины поверхности земли, и все же питьевой воды не хватает. Дело в том, что для питья, бытовых и хозяйственных целей требуется пресная вода, а на планете ее не так уж много. Почти вся вода на Земле соленая – из каждых 100 литров воды только около трех литров пресной.

- В последнее время воды на Земле стало не хватать. Здесь 2 причины. Первая: рост промышленности. Вторая: отходы, сбрасываемые предприятиями, содержат массу загрязнений, которые не всегда можно удалить или обезвредить. Основная угроза – не нехватка пресной воды, а ее загрязнение.

- Вся Белгородская область использует для питья подземные воды. Она хорошего качества. В нашей воде изначально нет солей тяжелых металлов, радиоактивных и токсических веществ. Единственное, что нужно убирать из воды – железо. В одном из водозаборов Белгорода повышенное содержание железа, там находится станция по очистке. В нашей воде очень низкое содержание фтора. Это сказывается на зубах – отсюда кариес и другие проблемы.

- Сохранить для будущих поколений драгоценную воду можно. Первое: экономить и беречь воду. Второе: не загрязнять, очищать питьевую воду.

Оптимисты:

- Выступление группы организованное, последовательное, убедительно почему раньше хватало питьевой воды, а сейчас ее мало.

Пессимисты:

- Использовали только готовый материал, не было примеров из дополнительных источников.

Эксперты:

- Ребята рассказывали четко, понятно. Привели много примеров для доказательства. Согласимся с  пессимистами в том, что не было приведено примеров из дополнительных источников.

Меняются ролевые позиции групп.

Вывод: необходимо беречь воду – бесценное сокровище и источник жизни.

Заполняется таблица.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

10

10

9

29

2 группа

9

8

8

25

3 группа

8

8

9

25

4 группа

7

7

7

-1

20

Победившая группа награждается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Внеклассное мероприятие "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

На внеклассном мероприятии "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" дети вспомнили друзей, которые помогают им укреплять здоровье. Это купание, утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, движен...

Внеклассное мероприятие "Научная лаборатория "Тайны воды"

МОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа»...

Внеклассное мероприятие « Что может быть милей бесценного родного края!»

vДети  получат новые  представления природе своего края, сообщат о своих исследованиях в  природе родного края; выскажут  суждения и оценят свои возможности по  охране, защите...

Сценарий внеклассного мероприятия «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Сценарийвнеклассного мероприятия «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»...

Внеклассное мероприятие "Солнце, воздух и вода..."

Целью внеклассного мероприятия является пропаганда здорового образа жизни, расширение знаний учащихся об укреплении своего здоровья, привитие элементарных гигиенических навыков, формирование правил пр...

Внеклассное мероприятие "Остров сокровищ", 3 класс.

Данная методическая разработка может быть полезна, как учителям начальных классов, так и воспитателям в ГПД. Она позволяет  в игровой форме систематизировать и обобщить знания по математике, окру...