Воспитание « культуры умственного труда» - необходимое условие успешности обучения.
методическая разработка (1 класс) по теме
Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать образованного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой дейсвительности современного окружающего мира. Как мы понимаем, решить эту задачу непросто. Путь в этом направлении ищет каждый педагог самостоятельно. Я же считаю, что решение данной проблемы лежит в направлении «научить учиться», т. е. привить ученику « культуру умственного труда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krutskikh_o.g.kultura_umstv._truda.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание « культуры умственного труда» - необходимое условие успешности обучения.
Каждый педагог ставит перед собой цель воспитать образованного и самодостаточного ученика, который смог бы, выйдя из стен школы, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой дейсвительности современного окружающего мира. Как мы понимаем, решить эту задачу непросто. Путь в этом направлении ищет каждый педагог самостоятельно. Я же считаю, что решение данной проблемы лежит в направлении «научить учиться», т. е. привить ученику « культуру умственного труда».
Что же включает в себя понятие « культура умственного труда»?
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента:
1.Личностный;
2.Интеллектуальный;
3.Организационно-технический;
4.Гигиенический.
Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.
Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки и
предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
Особое место в этой работе отводится формированию положительного отношения ученика к учению. С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов:
а) осознание учения как общественного и личностного дела;
б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей;
в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным;
г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности.
Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей. Для развития мотивации используется особая группа приёмов:
- пробуждение положительного отношения к учёбе;
- раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала;
- организация познавательной дискуссии;
- приучение школьников к выполнению соответствующих требований;
- создание ситуации успеха и поощрение учащихся.
Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент, интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.
Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороной исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения заданий.
Элементы личностного и интеллектуального компонентов выступают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения.
Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом. От рациональной организации учебного труда зависят результаты любой интеллектуальной деятельности. Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся:
1) правильный режим работы;
2) оборудование места для занятий;
3) определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.
Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.
Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».
По исследованиям психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа.
Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности. Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.
Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.
Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.
Таким образом, организационно - технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.
Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее:
1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществляться не от случая к случаю, а по заранее разработанной программе и календарному графику;
2) преемственная взаимосвязь с работой учителей-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся;
3) доступная и интересная форма подачи материала;
4) использование примеров из жизни класса;
5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения);
6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познавательные умения;
7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.
Так, В.О. Пунский предлагает для воспитания культуры умственного труда проводить цикл специальных бесед на следующие темы: “Как научиться беречь время”, “Организация учебной работы”, «Как выработать внимание», «Память и её развитие», «Общие приёмы учебной работы», «Как работать с книгой» и д.р.
Б.А. Русаков в книге «НОТ школьника» приводит примерную программу по основам научной организации труда, куда включаются следующие разделы: общая часть (организационное занятие «Что такое НОТ»; «Сотвори себя сам» самовоспитание воли); гигиена и психофизиологические основы учебного труда школьника («Умеешь ли ты учиться и отдыхать?», «Как научиться лучше запоминать», «Как научиться мыслить» и д.р.); НОТ на уроке и дома («Роль и место ученика на уроке», «Как научиться слушать и записывать» и д.р.); НОТ в трудовом обучении и воспитании школьника; итоговые занятия.
Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, - то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.
Литература:
Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М.: Просвещение, 1987
Бабаинский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения // Выбор методов обучения в средней школе. – М, 1981
Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М: Педагогика,1981
Ермалаева Б.А. Учись учиться. – М.: Молодая гвардия, 1988
Зан А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М: Просвещение1994
Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М, Педагогика,1981
Пупский В.О. Азбука учебного труда – М: Просвещение ,1988
Б.А. Русаков «НОТ школьника» - М: Просвещение, 1992
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика,1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий - необходимое условие успешного обучения
Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта....
Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку.
Инновационный педагогический проект "Формирование действия самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как необходимое условие успешности обучения русскому языку".В настоящее время на...
Общеучебные умения и навыки- необходимые условия успешного обучения
Презентация для родителей...
Памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”
Уважаемые родители!1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замеча...
«Развитие памяти ребенка как необходимое условие успешного обучения»
Часть 1. Память: общее понятие, значение и существенные признаки.Часть 2. Теории механизмов памяти.Часть 3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.Часть 4. Виды...
необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе
Советы родителям...