Фомирование познавательных УУД в начальной школе.
статья (1 класс) на тему

Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.   Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. В сообщении даётся объяснение познавательным УУД. Приводятся примеры их формирования на уроках русского языка и чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Мартемьянова О.В.

                    Формирование познавательных УУД.

     Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.            

             Однако становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия.

                Современный школьник должен уметь:     Слайд 2

  • ориентироваться в потоке учебной информации;
  • перерабатывать и усваивать ее;
  • осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы.

        На формирование этих компетенций и направлена работа по формированию познавательных УУД.

   Познавательные действия включают следующие разделы:   Слайд 3

  • общеучебные :  знаково – символические и информационные;
  • логические действия;
  • постановку и решение проблемы. 

                                                     -1-

           Познавательные универсальные учебные действия

  Общеучебные умения

Важным условием формирования  умения является запрет на сообщение понятия в готовом виде. Новое понятие должно быть «добыто» посредством действий самих учащимися с предметом исследования в процессе совместной деятельности с одноклассниками и учителем.

 Универсальные логические действия

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Прием решения задач, осваиваемый, как правило, на материале математики, должен выступать как универсальный метод мышления в других предметных областях.

 Постановка и решение проблемы

К общеучебным универсальным действиям относятся:   Слайд 4, 5

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:                  Слайд 6

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);                                                  
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

     Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов.  

       Логическими универсальными действиями являются: Слайд 7

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

 Постановка  решение проблем.            Слайд 8

  Работа по ФГОСАм предполагает использование современных образовательных технологий деятельностного типа. Уроки должны выстраиваться по модели проблемно – диалогической технологии, что включает в себя этапы постановки проблемы, выдвижения гипотез, моделирование открытых знаний и их осмысление.  

Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо:

  1. Вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы.
  2. Затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать.
  3. Научиться сознательно формулировать проблемы.

     Достижение ожидаемого результата - умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока. Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно-диалогического метода на уроках  позволит сформировать это познавательное универсальное учебное действие у учащихся.  Проблема - это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с данной проблемной ситуацией.  Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.  Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:         Слайд 9 

  • сравни;
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:                      

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

       Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

Для уроков литературного чтения возможны следующие задания для развития познавательных УУД.                        

         Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники по чтению содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

1.Корректурная проба.
Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.
Пример. Вычеркните буквы А, М.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮАМКЧФФЛОМЖБЮР

2.Речевые разминки, где развиваем с помощью различных упражнений и артикуляционный аппарат и внимание.
Пример. Чтение слов цепочек с общим корнем и с чередующими буквами.
ТАЧКА ТОЧКА БОЧКА НОЧКА ПОЧКА ДОЧКА

3.Анаграммы (рассыпанные слова).
Этот вид упражнений использую на этапе вступительной беседы к теме урока. Подбираю слова, например фамилии авторов, названия произведений, имена героев, объединенных общим признаком.

4.Игра Разведчики. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос.
Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

5.Для развития
беглости чтения использую следующие приемы:
- чтение за диктором ( нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
- игра Прятки
. 

 Прием ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Прием ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Учитель предлагает детям ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.

Для уроков математики задания на развитие познавательных УУД.

         Отличительной чертой всех учебников Образовательной системы «Школа 2100» и учебника математики в частности является широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Задания учебника сопровождаются инструкциями «Сравни», «Разбей на группы», «Найди истинное высказывание».

      Учебник содержит также задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия. Подобные задания, относящиеся в первую очередь к  авторским линиям «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи», расположены, начиная со 2 класса, во всех учебниках в конце каждого разворота.

 



Подписи к слайдам:



Формирование познавательных УУД.
Современный школьник должен уметь:ориентироваться в потоке учебной информации;перерабатывать и усваивать ее;осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты;выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Постановка и решение проблемы
Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Прием решения задач, осваиваемый, как правило, на материале математики, должен выступать как универсальный метод мышления в других предметных областях.
Универсальные логические действия
Важным условием является запрет на сообщение понятия в готовом виде. Новое понятие должно быть «добыто» посредством действий самих учащихся.
Общеучебные умения:знаково-символические и информационные
Познавательные УУД
К общеучебным УУД относятся:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;структурирование знаний;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Логическими УУД являются:анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;построение логической цепочки рассуждений;анализ истинности утверждений;доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем. Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы;затем он должен узнать, что такое проблема; уяснить, почему важно самому уметь ставить и формулировать проблему;знать, как это делать;научиться сознательно формулировать проблемы.
Задания для формирования познавательных УУД.сравни;«найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями.
Результат формирования познавательных УУД:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения заданий;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных заданий;учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии;владеть общим приемом решения учебных задач;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.


Предварительный просмотр:

Примерные виды заданий по русскому языку для формирования познавательных УУД.

1. Подберите синонимы к данным именам существительным.


2.Поставьте правильно ударение в словах.

3.Найдите «четвёртое лишнее»
Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка
Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
Горошинка, соломинка, изюмчик, снежинка.
Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.


4.В каком слове есть только твёрдые согласные?
Звонить, земля, солнце, рушишь, сено.

5.Хитрые вопросы - шутки.
Как большой дом превратить в маленький?


6.Замени фразеологическим оборотом.
Не говорить ничего лишнего, молчать, когда нужно.

7. В каком слове слышится три буквы О, а пишется четыре буквы?
Какого рода это слово? К какому склонению оно относится ?

8. Какой частью речи являются одинаковые по звучанию и написанию слова.
Иди домой, но сначала коридор домой.

9.К  данным  прилагательным  подберите  подходящие  по  смыслу  существительные.

Душистая                                             Спелая

Зимний                                                      Широкая

Русский                                                Тёпло

Вкусное                                                Новое

10.Вставь  в  пословицы  подходящие  по  смыслу  слова  с  непроизносимой  согласной  в  корне.

1)  ____________  матери  лучше  ____________  греет.

 



Предварительный просмотр:

Примерные задания для формирования познавательных УУД по чтению.

1.  Расшифруй фамилии. Кто лишний ? Почему ?

            сеинен    вючтет   ошела    шпирнив   дорира  

2. По началу произведения определи  его жанр.

3.Определите, к какому жанру устного народного творчества относится текст

4.  Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

  1. ''Аленький цветочек''                 а)  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. ''Снежная королева''                  б)  Дал слово – крепись.
  3. ''Три толстяка''                            в)  Друг познается в беде.

5.  Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры  какого литературного приема остались ?

     а) глядел из печки огонек

     б) лес точно терем расписной      

     в) буре плач его подобен        

     г) белоснежная лебедушка

     д) уж небо осенью дышало

     е) седые моря      

6.Игра «Дежурная буква».

Сегодня дежурная буква Б. Подбери на эту букву:

А) Фамилия писателя.

Б) Герой любого рассказа.

В) Название любого произведения.

7. Игра «Литературные мнеия».

Водящий выходит за дверь. Дети назначают, каким героем, из какого произведения он будет. Водящий заходит в класс. Дети, не называя его по имени героя, перечисляют его поступки или дают характеристику этому герою. Задача водящего узнать, кто он и из какого произведения.

8.В «Бюро находок» поступили следующие вещи. Каким героям они принадлежат?

Мочалка, семихвостая плеть, блюдце, воздушные шарики, перчатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»

Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллек...

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Формирование и развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Данная работа содержит рекомендации по формированию и развитию познавательной деятельности учащихся....