2013-2014 уч.год Технология продуктивного чтения ПАМЯТКА
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Косолапова Марина Витальевна

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.

Роджер Левин

 

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с начальной школы  и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Выделяют несколько этапов, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках. Рассмотрим подробнее каждый из этапов. В них покажу наиболее подходящие приемы работы с текстом для формирования у учащихся ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_produktivnogo_chteniya.docx12.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

ПАМЯТКА

по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения

(разработана, прежде всего, для НЕ художественных текстов)

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.) 

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

- фактуальную (то, что говорится напрямую)

- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.

- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)

3. Определите роль данного текста на уроке:

- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?

- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:

- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.

Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.

Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)

- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов

- краткие реплики, которые позволяют включить  механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста) 

- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз.  Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.

+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.

+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:

вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы) - или проверка выполнения продуктивного задания к тексту.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по технологии УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по технологии УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Памятка "Технология продуктивного чтения"

Данная памятка разработана в помощь учителю. Она поможет поэтапно построить ход урока по данной технологии....