Главные вкладки

    Занятие по развитию исследовательских умений/ 2 класс
    план-конспект занятия (2 класс) по теме

    Ишкова Мария Николаевна

    Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2_klass.rar4.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    2 КЛАСС

    Научные исследования и наша жизнь.

    Задачи:

    • Познакомить с понятием «проблема»;
    • Развивать речь, мышление, умение видеть проблему;
    • Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

    Ход. занятия

            

    I.Организационный момент.

    Учащиеся делятся на четыре группы.

    II. Актуализация опорных знаний.

    - Ребята, что такое исследование?

    - Какие науки вам известны? (математика, биология, …)

    - Какие области исследования вам известны? (космос, ….)

    - Какими качествами обладает настоящий исследователь? (Наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопрос, выделять главное…)

    - О каких научных открытиях вам известно? (Телефон, компьютер, кино, медицина, транспорт).

    Вывод: На наших занятиях в этом году мы продолжим учиться наблюдать, анализировать, видеть проблемы. Это необходимо для того, чтобы написать еще одну коллективную исследовательскую работу, только теперь мы будем работать по группам.

    III. Практические задания.

    - Сегодня на занятии мы будем учиться видеть проблему.

    Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.

    Задание 1. Посмотрим на мир чужими глазами.

    Учитель читает детям неоконченный рассказ.

            Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…

    Надо продолжить этот рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания:

    1. представив себя водителем грузовика, едущего по дороге;
    2. представив себя главой …. городского округа;
    3. представив себя вороной, сидящей на дереве;
    4. представив себя зайчиком или лисичкой в лесу.

    Обсуждение придуманных текстов в группах, заслушивание готовых вариантов.

    Вывод. Одну и ту же возникшую проблему каждый вариант видит и решает по-своему.

    Задание 2. Выявление причин и следствий.

            Проверим, насколько вы наблюдательны, внимательны в реальной жизни. Слова в предлагаемом  списке особым способом связаны между собой.  Найдите и назовите, что является причиной, а что следствием.

    Слова и словосочетания, написанные на доске:

    Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

    Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.

    Утро, солнце, радость пение, птиц, радость.

    Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

    Рекорд, медаль, тренировка, победа.

    Вывод. Без умения владеть понятием «проблема», «причина», «следствие» не может быть абстрактного мышления.

    IV. Итог занятия.

    - Мы учились сегодня видеть проблему, пытались ее решить, выявляли причину и следствие.

            Важным средством развития мышления являются загадки. Таковыми средствами они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же серьезное задание.

    Домашнее задание: найти и описать по 2 загадки, в содержании которых есть описания-отгадки. Например: «Стоят в поле сестрички; желтый глазок, белые реснички». (ромашки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию исследовательских умений младших школьников

    Проблемный семинар. Лекционно-практическое занятие для учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятельности учащихся  в рам...

    30 занятий по развитию речи во 2 классе

    Материал содержит разработку 30 занятий по развитию письменной речи второклассников и расчитан на год. Работа над предложением, восстановление деформированных текстов, ответы на вопросы, изложения, св...

    Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."

    Данный материал раскрывает  все этапы работы по развитию метапредметности....

    Программа развивающих занятий по развитию познавательной деятельности (2 класс)

    Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.Программа предназначена для коррекции развития познаватель...

    Методические разработки по развитию регулятивных умений в классах с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка

    Особенности распределения материала и содержания работы по формированию метапредметных умений как целеполагание (осознавать и формулировать цель урока); планирование, (разрабатывать план действий); са...

    Занятие по развитию мышления для 2 класса

    Конспект занятия по развитию познавательного психического процесса - мышления. Разработан как занятие-путешествие...