Развитие самостоятельности на уроках у младших школьников
статья (4 класс) по теме

Куруленко Ирина Николаевна

Статья из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  самостоятельности, любознательности,  пытливости,  познавательного интереса у школьников – одна из важных задач современной школы.

Этому вопросу уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе.

           У  каждого  школьника  есть  способности  и  таланты.  Дети,  от  природы  любознательны  и   полны   желания,   учиться.  Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, - это  умное  руководство  со  стороны  взрослых.

          Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей,  интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности.

         Одно из важных  условий – создание эмоциональной обстановки обучения, которая складывается из различных моментов, относящихся и к содержанию, и к процессу деятельности учащегося и учителя.

         Главная  проблема,  стоящая  перед  учеными  в  области  педагогики  и  психологии,  связана  с  поиском  эффективных  способов  организации  учебного  и  воспитательного  процессов  на  основе  индивидуализации  и  включения  механизмов  личностного  развития.  Особое  внимание  на  эту  

Актуализация  темы.

          Наше  время – это  время  перемен.  Сейчас  России  нужны  люди,  способные  принимать  нестандартные  решения,  умеющие  творчески  мыслить.

          Мыслить   нам  приходится  всегда:  когда  невозможно  действовать  по  известному  правилу  на  основе  старого  опыта;  когда  надо  принимать  решение  на  основе  разнообразной  информации,  отделяя  от  существенного    несущественное.

          Современный  человек  живёт  и  работает  в  ситуациях,  где  реальные  процессы  и  явления  представлены  ему  через  многократные  отображения  свойств  объектов  в  текстах,  числах,  графиках  и  т.п.  Для  того  чтобы  принимать  верные  решения,  он  вынужден  оценивать  суть  дела  по  его  знакам,  т.е.  действовать  на  основе  теоретически  представляемой  реальности.  

          Способность  к  теоретическому  осмыслению  действительности  есть  умение  и  желание  мыслить  самостоятельно,  действовать  ответственно,  осознавая  предпосылки  и  возможные  последствия  своих  действий  и  действий  других  людей.   Она  не  дана  человеку  от  рождения,  а  формируется  в  течение  жизни,  прежде  всего  в  обучении.  «Чтобы  мыслить,  надо  научиться  мыслить».  Эта  древняя  мудрость  наиболее  точно  подходит  к  определению  развивающего  обучения.  Обучение  русского  языка,  литературы,  математике  даёт  мне  больше  возможности  в  работе  над  развитием  мышления  школьников.  Развивая  пытливость  ума,  приучая  учащихся  к  самостоятельному  осмыслению  нового  материала,  я  стараюсь  заложить  основы  творческой  мыслительной  деятельности  детей.  

      Поэтому я обратилась к данной методической теме.

 Работая  по  этой    теме,  я  поставила  перед  собой  следующие  задачи:

  • повысить  уровень  креативности,  т.е.  «творческости»  мышления  учащихся;
  • развивать  такие  важные  качества  мышления,  как  глубина,  критичность,  гибкость,  которые  являются  сторонами  его  самостоятельности;
  • развивать  речь  учащихся,  обогащать  словарный  запас.

                 Теоретическое    обоснование      развивающего  

                  обучения  с  позиций  современной  педагогики.

             Исследуя  истоки  современных  педагогических  проблем,  мы  неизбежно  приходим  к  опыту  русской  дореволюционной  школы.  В  наше  время  вновь  актуальна  проблема  воспитывающего  и  развивающего  обучения  в  школе,  в  частности  начальной.  Данная  проблема  возникла  не  сейчас,  она  довольно  подробно  исследовалась  педагогами  в  дореволюционной  России.  Эти  вопросы  разрабатывались  в  трудах  выдающихся  педагогов  второй  половины  19-начала 20 века.  Большой  вклад  построение  теории  и  практики  начального  обучения  внесли  выдающиеся  деятели  педагогической  науки  В.П. Вахтеров,  Д.И. Тихомиров,  К.Д. Ушинский.  В  начале  30-х  годов  выдающийся  российский  психолог-гуманист  Л.С. Выготский  обосновал  возможность  и  целостность  обучения  ориентированного  на  развитие  ребёнка  как  на  свою  прямую  и  непосредственную  цель.  Понимая  необходимость,  усвоение  знаний,  умений  и  навыков  он  и  его  последователи  рассматривали  их  не  как  самоцель,  а  как  важнейшее  средство  развития  учащихся.

              Одна  из  первых  попыток  реализовать  идеи  Л.С. Выготского  была  предпринята  Л.В. Занковым,  который  в  50-70гг  разработал  оригинальную  систему  начального  обучения,  направленную  на  развитие  учащихся.   Отказ  от  сведения  развития  ребёнка  к  развитию  его  познавательных  функций (восприятия,  мышления,  памяти  и  т.д.)  и  выдвижение  на  первый  план  процесса  его  становления  как  субъекта  разнообразных  видов  и  форм  деятельности  был  сформулирован  в  начале  60-х гг  Д.Б. Элькониным,  который  анализируя  учебную  деятельность  школьников,  усматривал  её  сущность  и  специфику  самоизменении  индивидом  самого  себя  как  субъекта.  Тем  самым  был  заложен  фундамент  концепции  развивающего  обучения,  в  которой  ребёнок  рассматривается  не  как  объект  обучающих  воздействий  учителя,  а  как  самоизменяющийся  субъект  учения,  как  учащийся.  Развёрнутый  вид  эта  концепция  приобрела  в  итоге  ряда  исследований,  осуществлённых  в  60-80 гг  под  руководством  Д.Б. Эльконина  и  В.В. Давыдова.

             В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе.  Основная концепция системы развивающего обучения - обучение через  создание учебной задачи.
Учебная задача в контексте учебной деятельности    даётся в определении учебной ситуации, то есть выступает как единица целостного образовательного процесса. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем. Так же проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация для младшего школьника возникает если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
        Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.  Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП- это понимание задачи, сформулированной в готовом виде учителем или определяемой самим учеником. Последняя зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности ученика её решить.
ВТОРОЙ ЭТАП- "принятие" задачи учеником, он должен решать её для себя, она должна быть лично значима, а потому и принята к решению.
ТРЕТИЙ ЭТАП - связан с тем, что решение" задачи должно вызывать эмоциональное переживание "лучше удовлетворения, чем досады" неудовлетворения собой и желание поставить и решать собственную задачу и так далее. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для ученика в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. А. Крутецкий предложил наглядную схему уровней трудностей в проблемном обучении в сопоставлении с традиционным обучением на основании разделения действий учителя и ученика.
             Я  работаю  по  традиционной  программе,  по  УМК (учебно-методическому  комплексу)  «Школа  России»,  под  редакцией  А.А. Плешакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".

В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя  различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...

Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.

Метод проектов может эффективно использоваться в начальных классах   на уроках технологии. Данный метод позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены  ими на раз...

Родительское собрание "Самостоятельность- важное качество для младшего школьника"

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». План: Рассказ о самостоятельности детей раннего возраста. Решение проблематичных ситуаций. Совместная деятел...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников

Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения...

"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"

quot;Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"...