Развитие самостоятельности на уроках у младших школьников
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников – одна из важных задач современной школы.
Этому вопросу уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе.
У каждого школьника есть способности и таланты. Дети, от природы любознательны и полны желания, учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, - основа развития склонностей, способностей, интересов школьников. Побуждать учащихся к активной и плодотворной мыслительной деятельности, развивать у них познавательный интерес, - значит, создавать благоприятные возможности для развития у школьников самостоятельности и активности.
Одно из важных условий – создание эмоциональной обстановки обучения, которая складывается из различных моментов, относящихся и к содержанию, и к процессу деятельности учащегося и учителя.
Главная проблема, стоящая перед учеными в области педагогики и психологии, связана с поиском эффективных способов организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Особое внимание на эту
Актуализация темы.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Мыслить нам приходится всегда: когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта; когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя от существенного несущественное.
Современный человек живёт и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократные отображения свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т.е. действовать на основе теоретически представляемой реальности.
Способность к теоретическому осмыслению действительности есть умение и желание мыслить самостоятельно, действовать ответственно, осознавая предпосылки и возможные последствия своих действий и действий других людей. Она не дана человеку от рождения, а формируется в течение жизни, прежде всего в обучении. «Чтобы мыслить, надо научиться мыслить». Эта древняя мудрость наиболее точно подходит к определению развивающего обучения. Обучение русского языка, литературы, математике даёт мне больше возможности в работе над развитием мышления школьников. Развивая пытливость ума, приучая учащихся к самостоятельному осмыслению нового материала, я стараюсь заложить основы творческой мыслительной деятельности детей.
Поэтому я обратилась к данной методической теме.
Работая по этой теме, я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить уровень креативности, т.е. «творческости» мышления учащихся;
- развивать такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Теоретическое обоснование развивающего
обучения с позиций современной педагогики.
Исследуя истоки современных педагогических проблем, мы неизбежно приходим к опыту русской дореволюционной школы. В наше время вновь актуальна проблема воспитывающего и развивающего обучения в школе, в частности начальной. Данная проблема возникла не сейчас, она довольно подробно исследовалась педагогами в дореволюционной России. Эти вопросы разрабатывались в трудах выдающихся педагогов второй половины 19-начала 20 века. Большой вклад построение теории и практики начального обучения внесли выдающиеся деятели педагогической науки В.П. Вахтеров, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский. В начале 30-х годов выдающийся российский психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целостность обучения ориентированного на развитие ребёнка как на свою прямую и непосредственную цель. Понимая необходимость, усвоение знаний, умений и навыков он и его последователи рассматривали их не как самоцель, а как важнейшее средство развития учащихся.
Одна из первых попыток реализовать идеи Л.С. Выготского была предпринята Л.В. Занковым, который в 50-70гг разработал оригинальную систему начального обучения, направленную на развитие учащихся. Отказ от сведения развития ребёнка к развитию его познавательных функций (восприятия, мышления, памяти и т.д.) и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм деятельности был сформулирован в начале 60-х гг Д.Б. Элькониным, который анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её сущность и специфику самоизменении индивидом самого себя как субъекта. Тем самым был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребёнок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Развёрнутый вид эта концепция приобрела в итоге ряда исследований, осуществлённых в 60-80 гг под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Основная концепция системы развивающего обучения - обучение через создание учебной задачи.
Учебная задача в контексте учебной деятельности даётся в определении учебной ситуации, то есть выступает как единица целостного образовательного процесса. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем. Так же проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Проблемная ситуация для младшего школьника возникает если у него есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу при наличии затруднения противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом. Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП- это понимание задачи, сформулированной в готовом виде учителем или определяемой самим учеником. Последняя зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности ученика её решить.
ВТОРОЙ ЭТАП- "принятие" задачи учеником, он должен решать её для себя, она должна быть лично значима, а потому и принята к решению.
ТРЕТИЙ ЭТАП - связан с тем, что решение" задачи должно вызывать эмоциональное переживание "лучше удовлетворения, чем досады" неудовлетворения собой и желание поставить и решать собственную задачу и так далее. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для ученика в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет. А. Крутецкий предложил наглядную схему уровней трудностей в проблемном обучении в сопоставлении с традиционным обучением на основании разделения действий учителя и ученика.
Я работаю по традиционной программе, по УМК (учебно-методическому комплексу) «Школа России», под редакцией А.А. Плешакова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-235243-1364975226.jpg)
Малые жанры устного народного творчества как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/15/picture-296616-1379227706.jpg)
Доклад "Повышение эффективности урока через применение дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья".
В докладе коротко описывается как можно повысить эффективность урока, примененяя различные виды дидактических игр для развития лексической стороны речи у младших школьников с ограниченными ...
Метод проектов как способ формирования самостоятельной творческой активности у младших школьников на уроках технологии.
Метод проектов может эффективно использоваться в начальных классах на уроках технологии. Данный метод позволяет интегрировать знания и умения обучающихся, которые были получены ими на раз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-513958-1416587565.jpg)
Родительское собрание "Самостоятельность- важное качество для младшего школьника"
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». План: Рассказ о самостоятельности детей раннего возраста. Решение проблематичных ситуаций. Совместная деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-544536-1418225215.jpg)
Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)
В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...
Формирование самостоятельной письменной речи у младших школьников
Практически каждому известно, что владение речью обслуживает все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Однако принято считать, что речевые умения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-178557-1358158682.jpg)
"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"
quot;Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"...