Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»
консультация по теме

Арсентьев Дмитрий Валерьевич

Как помочь учителю начальных классов освоить компьютерные технологии, рекомендации по созданию презентаций, работа с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_uchitelya_informatiki_i_nachalnykh_klassov2.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Совместная работа учителя информатики с учителем начальных классов по адаптации первоклассников с использованием ИКТ»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. 

 Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание

    Задача учителя и состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание обучающихся на этом этапе обучения, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, и учились добывать знания сами.

Поиск эффективных методик приводит нас к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школьных дисциплин.

И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально-творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Поэтому, основная помощь учителя информатики в начальной школе, состоит в том, чтобы помочь учителю начальных классов освоить новые компьютерные технологии.

Письмо. Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников. При использовании интерактивной доски можно вывести страницу прописи на экран и писать прямо в нужной строке.

А на уроках математики с ребятами используем интерактивное приложение к учебнику, также создаются свои приложения для интерактивной доски.  Ребята с удовольствием выходят к интерактивной доске и пытаются правильно выполнить задание.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.  

При разработке собственных мультимедийных материалов презентационного характера необходимо учитывать ряд определённых требований к предъявлению наглядности. Как учитель информатики, я считаю необходимым ознакомить с ними учителей начальных классов.

Рекомендации к оформлению презентаций:

Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

 Использование на уроках презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор;
  • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; 
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; 
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе; 
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора детей, развитию их познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в первом классе "Проблема адаптации первоклассников в школе"

Второе родительское собрание в первом классе по теме "Проблема адаптации первоклассников в школе" Форма проведения: круглый стол....

Работа классного руководителя, учителя и тьютора в период социализации и адаптации первоклассника

Уже с первого сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников. Для  первоклассника  очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью...

«Дидактический синквейн в работе учителя-логопеда с обучающимися начальных классов»

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Особенности игровых технологий в работе учителя-логопеда, с учащимися начальных классов.

В статье разъясняются игровые приемы, которые помогут учителю-логопеду в работе с детьми....