программа кружка проектно-исследовательского направления "Маленькие банзаровцы"
элективный курс (1 класс) по теме

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Собственная исследовательская деятельность детей является одним из самых эффективных путей развития личности. Только включая детей в проектно-исследовательскую деятельность можно сформировать у них умения и навыки исследования, самостоятельного поиска истины, что в свою очередь легко переносится в дальнейшем на все виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»

Программа кружка

проектно – исследовательского  направления

«Маленькие  банзаровцы»

Начальные классы

Учитель: Содбоева Д.Д.

2010г.

Пояснительная записка

«Образован не тот, кто много знает, а тот,

 кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания»

 В.П.Вахтеров

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не только выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать всевозможными “нельзя”, “не тронь”, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные  умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации  к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно – воспитательной  деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы   организации учебно-исследовательской деятельности описаны В.В. Давыдовым, А.И.Савенковым. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). По мнению В.В. Зеньковского, Н.С.Лейтес, А.Н. Поддьякова в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Опираясь на указанные научные труды, я организовала кружок «Маленькие банзаровцы» в честь знаменитого нашего земляка, первого бурятского ученого – Доржи Банзарова, который  оставил глубокий след в памяти народа.

Актуальность данного опыта определяется:

– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном  процессе начальной школы.

Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что  процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: 

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления. Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ведущие методы: 

  • игровой,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Ожидаемые результаты:

Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:

  • усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
  • видеть проблемы,
  • выдвигать гипотезы,
  • давать определение понятиям,
  • классифицировать,
  • наблюдать,
  • проводить эксперименты,
  • делать выводы и умозаключения,
  • добывать информацию,
  • проводить самостоятельное исследование,
  • делать сравнения,
  • давать оценку,
  • доказывать правильность точки зрения,
  • составлять внутренний план умственных действий;
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.
  • направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем

Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся:

  1. Мотивация;
  2. Выбор направлений исследований;
  3. Постановка задачи;
  4. Фиксация и предварительная обработка данных;
  5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
  6. Оформление результатов работы;
  7. Грамотное представление исследовательской работы;

Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • Тема должна быть оригинальна;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Подходите ко всему творчески.

Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  • первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
  • второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо всячески стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.

При работе над исследованием  необходимо поставить цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • Познакомить детей с этапами деятельности;
  • Сформировать речевые умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

Развивающие:

  • Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
  • Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
  • Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно-педагогические задачи:

  • Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
  • Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
  • Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

  • 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
  • 3 этап – прослушивание каждой группы.
  • 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
  • 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
  • 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени

2

2 четверть

Тема: Вот моя деревня - вот мой дом родной

3

3 четверть

Тема: Моя родословная

4

4 четверть

Тема: Традиции моей семьи

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.

2

2 четверть

Тема: Я – человек.

3

3 четверть

Тема: Мы любим труд.

4

4 четверть

Тема: Фольклор.

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть

Подготовка проектов группой

Тема: Будущее нашей республики

2

2 четверть

Тема: Я и мое здоровье.

3

3 четверть

Тема: Охрана природы.

4

4 четверть

Тема: Богатство нашего края.

Летние каникулы

Выбор темы исследования и работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Каждый готовит проект индивидуально

Проверка работ и индивидуальные консультации

2

2 четверть

1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

3 четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

Приступая к исследованию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

В результате работы

 учащиеся знают:

-структуру учебно – исследовательской деятельности учащихся;

- основное отличие цели и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

-основные информационные источники поиска необходимой информации;

-способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся умеют:

Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
Коммуникативные умения
- Сотрудничать в процессе деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию.
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность- время, ресурсы;
-Принимать решения;
-Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Возможные результаты («выходы» ) проектной деятельности младших школьников
- Реферат;
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие.
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.

 

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.

4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
5.. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
8. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
9. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектно-исследовательского кружка "Краеведение"

Программа проектно-исследовательского кружка предназначена для учащихся начальной школы. На занятиях дети знакомятся природой и историей родного края, села. Приобретают навыки  исследования. Учат...

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Авторская программа по проектно-исследовательской деятельности "Узнаём сами"

Авторская  программа по проектно-исследовательской деятельности "Узнаём сами"предназначенадля работы с детьми 3-4 классов,обучающихся по УМК ""Школа России"...

Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.

Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....