Формирование у младших школьников основ проектной деятельности
статья по теме

Шепова Елена Викторовна

Данная работа поможет учителям начальных классов из представленных технологий выбрать ту, которую удобно и целесообразно будет использовать на определнном уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

                                                                   “Если хочешь научить меня чему-то,

                                                           Позволь мне идти медленно…
                                               Дай мне приглядеться…
                                                          Потрогать и подержать в руках
                            Послушать…
                          Понюхать…
                                                                    И может быть попробовать на вкус…
                                              О, сколько всего я смогу
                                            Найти самостоятельно!

     Главная цель организации работы над проектом состоит в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В начальной школе наиболее распространены проекты, которые относятся к  естественному циклу. Они наиболее близки и понятны учащимися начальных классов, так как дети уже имеют некоторые знания и опыт.

     В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение логическими умениями ( анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

      Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам.

3.На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи.

4. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

В 3 классе:

1.Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь.    

        В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

     Со своими учащимися я проводила групповые проекты: в 1 классе «Помоги птицам» (Исследовали, какие кормушки подходят для птиц), во 2 классе «Свойства воды» и  «Условия,  необходимые для развития растений». Подробнее хочу рассказать о последнем проекте. Класс был разделен на 3 группы. Каждой группе был выдан маршрутный лист с заданиями и вопросами, а так же листы для оформления результатов. 

Задания группам:

1 группе:

  1. Проведите опыт № 1:Положите часть фасоли в сухую коробочку, а часть в блюдце с водой, накройте ватой. Наблюдайте, что происходит с фасолью в сухой коробочке и в блюдце с водой. Записывайте наблюдения.
  2. Проведите опыт № 2:Срежь две веточки растения. Одну поставь в воду, а другую в пустой стакан. Понаблюдай неделю, запиши свои наблюдения, сфотографируй начало опыта и окончание.

Ответьте на вопросы:

1.  Нужна ли растениям вода для их роста и развития?

2. Какова роль человека в уходе за культурными растениями?

3.  Что произойдёт с растением, если лишить его влаги?

4. Для чего мы поливаем комнатные растения?

2 группе:

1. Проведите опыт № 1: Положите в блюдце фасоль, залейте её водой, сверху положите вату. Накройте блюдце коробкой и поставьте в темной место. Наблюдайте, что происходит с фасолью.

Ответьте на вопросы:

1. Проросла ли фасоль.

2. Каковы на вид проростки.

2. Проведите опыт № 2: Посадите проращенные семена фасоли в горшок с землей и поставьте в темное место. Наблюдайте.

Сделай выводы:

1. Обрати внимание на вид растения. Опиши его. Какое оно?

2. Сравни с растением, выращенным на свету.

3 группе:

1. Проведите опыт № 1: Положите в блюдце фасоль, залейте её водой, сверху положите вату. Поставьте блюдце  в холодное место (холодильник). Наблюдайте, что происходит с фасолью. Сделай выводы.

2. Проведите опыт № 2: Положите фасоль в баночку, добавьте немного воды, накройте ватой и плотно закройте крышку баночки. Понаблюдайте, что будет происходить с фасолью.

Ответьте на вопросы:

1. Проросла ли фасоль после проведение 1 и 2 опыта.

2. Что необходимо фасоли для развития?

  Мне было важно, чтобы ребята выдвинули свои гипотезы; спланировали деятельность; организовали начало работы; распределили  работу внутри группы; сделали выводы; оформили работу; подготовили выступление по защите проекта.

    Все этапы работы были зафиксированы и сфотографированы, что позволило группам в итоге оформить плакаты для выступления. На плакатах были выделены следующие разделы: Наш эксперимент. Что мы наблюдали. К какому выводу пришли. Такие плакаты позволили ученикам легко составить выступление для защиты проекта.

     В процессе проведения проектов дети научились записывать гипотезу, применяя слова: предположим, допустим, возможно, что, если…

Я увидела у учеников огромный интерес в проведении экспериментов. Они завели тетради, где записывали свои результаты.

     Вместе с учащимися мы составили буклеты «Свойства воды», «Условия, необходимые для развития растений», которые использовались как пособия.  

     Результатами индивидуального проекта «Да не прервется связь веков» (Ситников Артём, ученик 4 класса) были презентация, выступление на школьной конференции, 1 место в городском конкурсе «Я – исследователь», участие в региональном конкурсе в г. Сочи,  составление «Толкового словаря кубанских пословиц». Результатами индивидуального проекта «Чтение: мучение или удовольствие» (Харитоненко Виктория, ученица 1 класса) были презентация работы, 2 место в городском конкурсе «Я – исследователь», оформление кабинета плакатами: «Дерево познания» и «Читай – город» с целью проведения дальнейшего исследования.

        Работу над любым проектом - индивидуальным или групповым, я начинаю с составления вместе с учащимися «Звёздочки обдумывания», где в центре пишется главное понятие проекта, и от этого понятия отходят стрелочки, которые подводят учащихся к факторам, позволяющим раскрыть данное понятие. Например, «Звёздочка обдумывания проекта «Чтение – мучение или удовольствие»: 

     Составление «Звёздочки обдумывания» помогает определить цели проекта и распланировать дальнейшую исследовательскую деятельность, наметив основные шаги.

Некоторые приемы, направленные на формирование исследовательских умений, я провожу во время уроков:

    - Приём  «Дерево предсказаний»(Задается вопрос, а ученики должны вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме.)

    - Приём  «Пометки на полях» (Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученикам надо предложить по мере чтения ставить определённые пометки.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с этой информацией.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста.

    - Прием «Составление таблицы знаний» (Она состоит из 3 колонок: 1. Что я знаю (в начале урока). 2. Что узнали? ( после изучения темы) 3. Что хотим узнать ещё по этой теме? (в конце урока).

     При проведении исследований ребята приобрели умения самостоятельно добывать информацию, проводить эксперименты, вести наблюдения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать как самостоятельно, так и в группах.

Хочу особо подчеркнуть значение исследовательской работы:

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- развивает личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни

Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ   здорового образа жизни        Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности.

Этапы работы над проектом. Из опыта работы....

Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности

Выступление на заседания ШМО учителей начальных классов...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

quot;Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость "Формирование УУД младших школьников посредством п...

От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.

выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов...