«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».
статья на тему

Глумова Елена Николаевна

Обобщение опыта, представленное на муниципальной научно-практической конференции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnaya_nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная

научно-практическая конференция

«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».

Обобщение опыта работы

 учителя начальных классов МОУ лицея № 4

Глумовой  Елены  Николаевны.

     

          4 года назад ко мне в 1 класс пришли дети, которые заканчивают сейчас начальную школу. В начале 1 четверти 1 класса  школьный психолог  исследовала адаптацию к школе учащихся 1-х классов. В результате я увидела, что достаточно большое количество детей хотело бы утром остаться дома, а не ходить в школу и которым дома  интереснее, чем в школе. Этот факт вызвал у меня большую тревогу и заставил задуматься, что же мне, как учителю нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, как помочь моим ученикам адаптироваться к школьной жизни и помочь им раскрыться, как личности.

       Я решила, что целью моей работы будет: формирование дружного, сплочённого детского коллектива, в котором будет комфортно каждому, формирование положительной учебной мотивации, путём использования современных педагогических технологий.

        Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

       Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.  В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения.

            Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

           По мнению В.П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя»

            XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

           Сегодня ценностью является не схема: знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а  тезис: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю.  На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

          В свою очередь, иными становятся и задачи  учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

          Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».

         В  образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных  в нашей школе педагогических технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой:

1. Игровые технологии.

2. Групповые технологии.

3. Технология проектного обучения.

4. Технология проблемного обучения.

5. Дифференцированное обучение.

6. Компьютерные технологии и др.

Игровые технологии.

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность    восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками. Появляются неимитационные игры.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

    Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

    Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью

    В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

     Помимо этого успешно применяется деловая игра в 3-4 классах  для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитии творческих способностей, формирования общеучебных навыков.

Групповые технологии.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:

1.  Подготовка к выполнению группового задания.

а)  Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-

б) Инструктаж о последовательности работы.

в)  Раздача дидактического материала по группам.

2.   Групповая работа.

а)   Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б)   Распределение заданий внутри группы.

в)    Индивидуальное выполнение задании.

г)     Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3.   Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

4. Подведение итогов группового задания.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.

     В своей работе  я применяю разнообразные виды групповых технологий: урок- путешествие, интегрированный урок и другие.

       Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на  коллективный диалог, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и строит для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а максимальность знаний наращиваеся в ходе группового, коллективного поиска истины.

      При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты по различным предметам - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Технология проектного обучения.

          В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему. Проектная деятельность - относительно новое направление педагогических технологий.

          Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.          

  Целевые ориентации

 Создание условий, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и                       практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора                               информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

      Особенности образовательного процесса:

-интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в   интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

-интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным   характером и сроками выполнения проекта;

         -индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется,  исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

         -образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

         - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

         -необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

      Проекты могут быть различными по содержанию:

-монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

-межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее                   целесообразны в начальной школе);

-надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

     По уровню усвоения учебного материала выделяют:

-текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

-итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

        По формам организации:

-индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

-групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

    По срокам выполнения:

-краткосрочные

-среднесрочные

-долгосрочные

    Этапы работы над проектом:

    Этап первый - уточняю информацию,  обсуждаем задание, принимаем общее решение по теме, формирую творческие группы. Отбираю возможные темы.

     Этап второй - планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить,  разработка заданий для творческих групп ( подобрать материал из энциклопедий, словарей, отбор литературы. Группы вырабатывают план действий (собирают информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Разрабатываю задания, вопросы для поисковой деятельности, подбираю литературу, принимаю участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Дети готовят сообщение.

     Третий этап - принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение      различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. Я консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность.

    Четвертый этап - выполнение проекта. Работают над проектом и его оформлением .

    Этап пятый - оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы. Наблюдаю за деятельностью учащихся, принимаю участие в обсуждении.

    Шестой этап - презентация – защита проекта. Докладывают о результатах совместной работы. Критерии:  умение пересказать, аккуратность выполнения рисунка, умение ответить на дополнительные вопросы.

     Недавно я участвовала в районном семинаре-практикуме, проводила урок технологии по теме «Человек создал искусство для вечности.», который был заключительным в создании проекта «Долины пирамид Египта», который вызвал большой интерес у учащихся. Огромную помощь оказали родители учеников, подбирая материал, оформляли выставку по теме, делали заготовки для макета и т.д. Совместная работа сплотила детей, родителей, способствовала развитию интереса не только к конкретной изучаемой теме: «Долина пирамид», но и в целом к истории Древнего мира. Даже после завершения  проекта дети, с удовольствием приносили в класс и рассказывали всё, что прочитали по данной теме  в книгах, журналах, ресурсах сети Интернет.

            Возможности применения проектной технологии очень широки. Начиная с первого класса  мои ученики работали над различными проектами. Очень большой интерес у  учащихся вызвали проекты:

- по литературному чтению: «Сочини сказку», «Школа моей мечты»

-по окружающему миру: экологические проекты «За чистый город!», «Защитим наш    парк!», «Если бы я был мэром города…»

-по кубановедению: «Именем Екатерины наречённый…», «Тамань – полуостров сокровищ», «Ейск вчера и сегодня».

-интегрированный проект по математике и технологии «Создание макета машины времени»

- по внеклассной работе: «Победа деда– моя победа!», «Гордость моей семьи» и многие другие.

            Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье  детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.              Использование игровой, групповой, проектной технологии формирует у детей нормальную, адекватную самооценку, позволяет сформировать сплочённый ученический коллектив, повышает уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

         В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Если дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе. Проявляются эмоциональные и деловые лидеры, отвергнутые, ведущие и ведомые – всё, что даже опытный учитель не может увидеть, когда каждый ученик работает за себя.

         Какие же  результаты приносит использование данных технологий?

         В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка своих учебных способностей, так и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант - когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых и сверстников. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

       Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

      Применение описанных ранее технологий позволяет сформировать адекватную самооценку.

     Сейчас мои ученики заканчивают 4 класс. В январе  я изучила самооценку учащихся своего класса.

     Результат изучения самооценки представлен в таблице.  65 % учащихся класса имеют адекватную самооценку,32 %- завышенную, что является нормальным для учащихся младшего школьного возраста и лишь у 1 человека – заниженная самооценка.

      Наряду с изучением самооценки учащихся своего класса я провела диагностику нравственной воспитанности: изучение уровня нравственной самооценки и отношения к жизненным ценностям        Изучение уровня нравственной самооценки учащихся класса показало, что 54  % имеют высокий уровень, 13 % - средний уровень.      Высокий уровень отношения к жизненным ценностям показали  58 % учащихся класса                          39%- средний, у 1 человека в классе – уровень ниже среднего.      Исследование сплочённости коллектива показало, что коллектив учащихся  имеет достаточно высокий уровень сплочённости   75  %.

      Изучение эмоционально-психологических отношений в коллективе и положение в нём каждого ребёнка показало, что 54% детей относятся к группам «звёзд» и «предпочитаемых» для общения, 46% - к группам «принятых» и «изолированных». В данном коллективе, согласно этой методике, уровень благополучия в коллективе выше среднего, индекс изоляции низкий – 17%.

       В своём исследовании коллектива учащихся я использовала методику изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью. После обработки полученных данных выявила высокую степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Сравнив  результаты с ранее полученными  результатами школьного психолога (в 1 классе), можно сделать вывод о важности и необходимости широкого использования игровой, групповой и проектной технологии в работе учителя начальных классов.

        Общий положительный настрой в классе позволяет детям раскрывать свои способности, а так же принимать в свой коллектив «новеньких», пришедших в наш класс из другого класса или школы.

       В целом, исследования показали, что использование различных педагогических технологий играет огромную роль в формировании сплочённости детского коллектива, в развитии каждого, как личности (формировании самооценки, нравственных качеств, повышению степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью и т. д.). Благоприятный психологический климат в коллективе влияет на результаты учебной деятельности. В течение 2, 3, 4 года обучения наблюдались стабильные показатели в количестве детей, обучающихся на «4» и «5.  Во 4 классе повысился на 7%.. Заметно улучшение результатов по русскому языку и математике, развитие интереса к чтению, к истории своего края. С краевыми диагностическими контрольными работами по математике справились 96 % учащихся, по русскому языку - 100% учащихся.

     Сегодня, как никогда раньше, российскому обществу необходима  здоровая свободная  личность,  способная  решать  творческие  задачи,  брать  на  себя  ответственность  за  принятие  решений. Начинать воспитывать такую личность необходимо уже в начальной школе, ведь именно  в этом возрасте  происходит  осознание  школьником  себя  самого  как  лица  заинтересованного  в  собственном  преобразовании.

Каждый учитель, безусловно, должен применять различные педагогические технологии, но в разумных пределах, так, чтобы технология не стала самоцелью, а лишь средством в достижении результата. В заключение хочется добавить слова С.Харрисон, которые должен помнить каждый учитель, чтобы избежать чрезмерного увлечения  различными педагогическими технологиями: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
   
Литература:

1. Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова. Групповая форма обучения как условие реализации

деятельностного подхода.

2.  Кукушин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе.

3. Романычева Н.В. Развитие интереса к учебной деятельности

4. В. В. Хромов. Методические рекомендации. Задания по психологии для студентов. Череповец, 1991.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий для повышения качества образования.

Материал подготовлен  для выступления на педагогическом совете....

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...

Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.

Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...