«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».
статья на тему

Глумова Елена Николаевна

Обобщение опыта, представленное на муниципальной научно-практической конференции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnaya_nauchno-prakticheskaya_konferentsiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная

научно-практическая конференция

«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».

Обобщение опыта работы

 учителя начальных классов МОУ лицея № 4

Глумовой  Елены  Николаевны.

     

          4 года назад ко мне в 1 класс пришли дети, которые заканчивают сейчас начальную школу. В начале 1 четверти 1 класса  школьный психолог  исследовала адаптацию к школе учащихся 1-х классов. В результате я увидела, что достаточно большое количество детей хотело бы утром остаться дома, а не ходить в школу и которым дома  интереснее, чем в школе. Этот факт вызвал у меня большую тревогу и заставил задуматься, что же мне, как учителю нужно сделать, чтобы ситуация изменилась, как помочь моим ученикам адаптироваться к школьной жизни и помочь им раскрыться, как личности.

       Я решила, что целью моей работы будет: формирование дружного, сплочённого детского коллектива, в котором будет комфортно каждому, формирование положительной учебной мотивации, путём использования современных педагогических технологий.

        Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?

       Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.  В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения.

            Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

           По мнению В.П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя»

            XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

           Сегодня ценностью является не схема: знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а  тезис: ищу - и нахожу, думаю - и узнаю.  На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

          В свою очередь, иными становятся и задачи  учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

          Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».

         В  образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных  в нашей школе педагогических технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой:

1. Игровые технологии.

2. Групповые технологии.

3. Технология проектного обучения.

4. Технология проблемного обучения.

5. Дифференцированное обучение.

6. Компьютерные технологии и др.

Игровые технологии.

    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность    восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками. Появляются неимитационные игры.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

    Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

    Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью

    В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

     Помимо этого успешно применяется деловая игра в 3-4 классах  для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитии творческих способностей, формирования общеучебных навыков.

Групповые технологии.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:

1.  Подготовка к выполнению группового задания.

а)  Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-

б) Инструктаж о последовательности работы.

в)  Раздача дидактического материала по группам.

2.   Групповая работа.

а)   Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б)   Распределение заданий внутри группы.

в)    Индивидуальное выполнение задании.

г)     Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3.   Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

4. Подведение итогов группового задания.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.

     В своей работе  я применяю разнообразные виды групповых технологий: урок- путешествие, интегрированный урок и другие.

       Групповой метод формирует навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели. Учитель, опираясь на  коллективный диалог, вычленяет среди учеников группы по степени усвоения материала и строит для каждой группы оптимальный путь достижения минимакса, при котором неизменным остается ядро требуемых знаний, а максимальность знаний наращиваеся в ходе группового, коллективного поиска истины.

      При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты по различным предметам - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Технология проектного обучения.

          В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему. Проектная деятельность - относительно новое направление педагогических технологий.

          Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.          

  Целевые ориентации

 Создание условий, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и                       практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора                               информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

      Особенности образовательного процесса:

-интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в   интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;

-интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным   характером и сроками выполнения проекта;

         -индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется,  исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;

         -образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;

         - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;

         -необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.

      Проекты могут быть различными по содержанию:

-монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;

-межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее                   целесообразны в начальной школе);

-надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.

     По уровню усвоения учебного материала выделяют:

-текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;

-итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;

        По формам организации:

-индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);

-групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.

    По срокам выполнения:

-краткосрочные

-среднесрочные

-долгосрочные

    Этапы работы над проектом:

    Этап первый - уточняю информацию,  обсуждаем задание, принимаем общее решение по теме, формирую творческие группы. Отбираю возможные темы.

     Этап второй - планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе,  формулировка вопросов, на которые нужно ответить,  разработка заданий для творческих групп ( подобрать материал из энциклопедий, словарей, отбор литературы. Группы вырабатывают план действий (собирают информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе. Разрабатываю задания, вопросы для поисковой деятельности, подбираю литературу, принимаю участие в обсуждении вариантов по реализации проекта. Дети готовят сообщение.

     Третий этап - принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение      различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Работают с информацией, выдвигают и осуществляют отбор гипотез, выполняют исследование, корректируют план деятельности. Я консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность.

    Четвертый этап - выполнение проекта. Работают над проектом и его оформлением .

    Этап пятый - оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют возможные недочеты, формулируют выводы. Наблюдаю за деятельностью учащихся, принимаю участие в обсуждении.

    Шестой этап - презентация – защита проекта. Докладывают о результатах совместной работы. Критерии:  умение пересказать, аккуратность выполнения рисунка, умение ответить на дополнительные вопросы.

     Недавно я участвовала в районном семинаре-практикуме, проводила урок технологии по теме «Человек создал искусство для вечности.», который был заключительным в создании проекта «Долины пирамид Египта», который вызвал большой интерес у учащихся. Огромную помощь оказали родители учеников, подбирая материал, оформляли выставку по теме, делали заготовки для макета и т.д. Совместная работа сплотила детей, родителей, способствовала развитию интереса не только к конкретной изучаемой теме: «Долина пирамид», но и в целом к истории Древнего мира. Даже после завершения  проекта дети, с удовольствием приносили в класс и рассказывали всё, что прочитали по данной теме  в книгах, журналах, ресурсах сети Интернет.

            Возможности применения проектной технологии очень широки. Начиная с первого класса  мои ученики работали над различными проектами. Очень большой интерес у  учащихся вызвали проекты:

- по литературному чтению: «Сочини сказку», «Школа моей мечты»

-по окружающему миру: экологические проекты «За чистый город!», «Защитим наш    парк!», «Если бы я был мэром города…»

-по кубановедению: «Именем Екатерины наречённый…», «Тамань – полуостров сокровищ», «Ейск вчера и сегодня».

-интегрированный проект по математике и технологии «Создание макета машины времени»

- по внеклассной работе: «Победа деда– моя победа!», «Гордость моей семьи» и многие другие.

            Современное образование требует от школы сохранить психическое и физическое здоровье  детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.              Использование игровой, групповой, проектной технологии формирует у детей нормальную, адекватную самооценку, позволяет сформировать сплочённый ученический коллектив, повышает уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

         В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Если дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе. Проявляются эмоциональные и деловые лидеры, отвергнутые, ведущие и ведомые – всё, что даже опытный учитель не может увидеть, когда каждый ученик работает за себя.

         Какие же  результаты приносит использование данных технологий?

         В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка своих учебных способностей, так и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант - когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых и сверстников. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

       Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

      Применение описанных ранее технологий позволяет сформировать адекватную самооценку.

     Сейчас мои ученики заканчивают 4 класс. В январе  я изучила самооценку учащихся своего класса.

     Результат изучения самооценки представлен в таблице.  65 % учащихся класса имеют адекватную самооценку,32 %- завышенную, что является нормальным для учащихся младшего школьного возраста и лишь у 1 человека – заниженная самооценка.

      Наряду с изучением самооценки учащихся своего класса я провела диагностику нравственной воспитанности: изучение уровня нравственной самооценки и отношения к жизненным ценностям        Изучение уровня нравственной самооценки учащихся класса показало, что 54  % имеют высокий уровень, 13 % - средний уровень.      Высокий уровень отношения к жизненным ценностям показали  58 % учащихся класса                          39%- средний, у 1 человека в классе – уровень ниже среднего.      Исследование сплочённости коллектива показало, что коллектив учащихся  имеет достаточно высокий уровень сплочённости   75  %.

      Изучение эмоционально-психологических отношений в коллективе и положение в нём каждого ребёнка показало, что 54% детей относятся к группам «звёзд» и «предпочитаемых» для общения, 46% - к группам «принятых» и «изолированных». В данном коллективе, согласно этой методике, уровень благополучия в коллективе выше среднего, индекс изоляции низкий – 17%.

       В своём исследовании коллектива учащихся я использовала методику изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью. После обработки полученных данных выявила высокую степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью. Сравнив  результаты с ранее полученными  результатами школьного психолога (в 1 классе), можно сделать вывод о важности и необходимости широкого использования игровой, групповой и проектной технологии в работе учителя начальных классов.

        Общий положительный настрой в классе позволяет детям раскрывать свои способности, а так же принимать в свой коллектив «новеньких», пришедших в наш класс из другого класса или школы.

       В целом, исследования показали, что использование различных педагогических технологий играет огромную роль в формировании сплочённости детского коллектива, в развитии каждого, как личности (формировании самооценки, нравственных качеств, повышению степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью и т. д.). Благоприятный психологический климат в коллективе влияет на результаты учебной деятельности. В течение 2, 3, 4 года обучения наблюдались стабильные показатели в количестве детей, обучающихся на «4» и «5.  Во 4 классе повысился на 7%.. Заметно улучшение результатов по русскому языку и математике, развитие интереса к чтению, к истории своего края. С краевыми диагностическими контрольными работами по математике справились 96 % учащихся, по русскому языку - 100% учащихся.

     Сегодня, как никогда раньше, российскому обществу необходима  здоровая свободная  личность,  способная  решать  творческие  задачи,  брать  на  себя  ответственность  за  принятие  решений. Начинать воспитывать такую личность необходимо уже в начальной школе, ведь именно  в этом возрасте  происходит  осознание  школьником  себя  самого  как  лица  заинтересованного  в  собственном  преобразовании.

Каждый учитель, безусловно, должен применять различные педагогические технологии, но в разумных пределах, так, чтобы технология не стала самоцелью, а лишь средством в достижении результата. В заключение хочется добавить слова С.Харрисон, которые должен помнить каждый учитель, чтобы избежать чрезмерного увлечения  различными педагогическими технологиями: "Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
   
Литература:

1. Т. Г. Кудряшова, О. В. Чиханова. Групповая форма обучения как условие реализации

деятельностного подхода.

2.  Кукушин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе.

3. Романычева Н.В. Развитие интереса к учебной деятельности

4. В. В. Хромов. Методические рекомендации. Задания по психологии для студентов. Череповец, 1991.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

Использование современных педагогических технологий в развитии психо-моторных и сенсорных процессов обучающихся с ОВЗ

Программа курса коррекционных занятий «Развитие сенсомоторики детей с отклонениями в развитии» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в...

Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы.

Выступление на методическом объединении на тему "Использование современных информационных технологий для повышения качества образования в условиях коррекционной школы" плюс презентация к док...