Методическая тема учителя как средство повышения его профессионализма.
статья по теме

Крентик Ольга Ивановна

 

Для педагога начальной школы игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной  деятельности, успешности обучения в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая тема учителя как средство                                        повышения его профессионализма.

   Методическое объединение учителей начальной школы №683 в этом учебном году работает по теме: «Информационные и компьютерные технологии как средство формирования информационной культуры школьника в начальной школе». Акцент был сделан на формирование информационной культуры школьника средствами игровых технологий. Младшие школьники любят играть. Любая игра содержит определённую информацию. Задача учителя – обеспечить работу учащихся с данной информацией, а именно: получать, обрабатывать, преобразовывать, хранить, передавать, создавать на основе уже имеющейся качественно новую информацию в игровой форме: урока -игры, урока-путешествия, урока-экскурсии, урока-вернисажа, урока-«Угадай-ка» и др.

   При анализе проблемы информационной культуры школьников, наряду с изучением психологических и методических её основ, проводятся обобщение и систематизация методических наработок педагогов школы по изучаемой проблеме, серии открытых уроков с их дальнейшим анализом и самоанализом. Параллельно ведётся совместная работа учителей, родителей, школьного психолога по выработке у учащихся положительной мотивации учения. Эта работа включает в себя анкетирование детей и родителей, родительские собрания на тему: «Хотят ли наши дети учиться?», анализ детских сочинений на тему: «Секрет моего успеха», анализ занятий на тему: «Скажи всё хорошее о своём товарище».

   Такой комплексный подход к изучению методической темы позволяет каждому учителю найти своё место в работе с учётом индивидуальных возможностей и потребностей личности учителя. При этом утверждаются и развиваются общие методологические основания педагогической деятельности.

   Одним из основных требований к современному образованию является гуманизация учебного процесса, отношение к личности каждого ребёнка, как к высшей ценности общества. У младших школьников желание учиться и желание играть активно сосуществуют. В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои духовные потребности. Именно это открывает учителям широкие возможности для дальнейшего использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации гуманистически-ориентированного процесса образования школьника.

   Для педагога начальной школы игра является одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной  деятельности, успешности обучения в целом.

   Особое внимание хочется обратить на значение игровых технологий  в воспитании таких качеств и свойств личности школьников, как внимательность, сообразительность, находчивость, творчество.

   Приведу примеры игр, используемых в практике учителей нашей школы.

   1. Игры на группировку (классификацию) предметов по заданному учителем и найденному учащимися основанию: соединить в группы находящиеся в классе предметы по цвету, назначению и т.д. Такие игры содействуют развитию самоконтроля. Они проводятся в разных вариантах: ответ даёт один ученик, остальные подтверждают или корректируют ответ; ответ даёт ведущий от группы, комментируют ответы ведущие других групп.

   2. Учитывая тот факт, что информационная культура – это степень совершенства человека во всех возможных видах работы с информацией: её получении, обработке, накоплении, кодировании и т.д.; используются игры на обобщение предметной действительности, в частности игры-задания, дополняющие игры на классификацию объектов.

   3. Наблюдение и самоконтроль формируют также игры типа «Где ошибся Буратино?».

   4. При первых признаках утомления детей им можно предложить игру «Гостьюшка» творческого плана, релаксационной направленности.

   Каждый урок – проявление профессионального мастерства. Разные уроки проектируются по видам, типу, форме, в процессе которых организуется работа с информацией: на получение, сбор необходимых данных, обработку и преобразование в соответствии с поставленной целью, хранение в любом виде, а также игры на передачу, возможность использовать полученную информацию уже в качественно новом виде.

    Примеры таких уроков:

   1. Урок-сказка. Дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказки на заданную тему и затем представляют их одноклассникам. Сказки могут быть подготовлены дома, в работе над ними могут принять участие родители. Они могут сопровождаться музыкальными зарисовками, оригинальным художественным оформлением.

   2. Урок самостоятельного поиска знаний. Создаётся определённая проблемная ситуация. Её нужно изучить, рассмотреть различные варианты решения. Например, у вас гибнет растение. Нужно найти возможную причину гибели, попытаться её устранить, помочь растению выздороветь. В этом случае рассматриваются способы не только поиска необходимой информации, но и её активного применения.

   3. Урок на котором, учитель использует тестовые задания. В зависимости от типа урока используются и различные виды тестов: на закрепление знаний и умений и тесты контрольно-обобщающего характера. В первом случаем ученик, испытывающий определённые затруднения, может обратиться к справочному материалу, к информационной базе данных. Во втором случае он должен полагаться на приобретённые ранее знания, сохранённые в памяти в виде правил, определений, понятий, формул и т.д.

   В процессе подготовки урока мы определяем в качестве приоритетных ряд воспитательных целей, в частности, это развитие работоспособности, уравновешенности и настойчивости. Подбирается учебный материал для развития кратковременной памяти, воспроизведении устного текста (правил), работ с различными схемами, выделения важнейших смысловых компонентов. Всё это необходимо для умения работать с информацией.

   Проводя диагностику интересов и ценностей ребят, я предложила своим ученикам ряд психологических тестов. Составленная мною таблица, графики стали результатов обработки полученной информации. Они послужили источником для ряда бесед и диспутов на тему: «Что такое дружба?», «Кого можно назвать настоящим другом?».

   Работа над методической темой позволяет учителю целенаправленно обобщать арсенал педагогических средств в соответствии с тенденциями развития современного образования, тем самым повышая уровень своего профессионализма.

Конспект открытого урока по окружающему миру.

Учитель: Крентик О.И.,

Класс: 2 А

Тема: «Удивительная вода»

Тип урока: вводный (урок изучения и первичного закрепления знаний)

Цель урока: установить значение воды и познакомиться со свойствами воды.

   Обучающие цели:

- дать представление о свойствах воды;

- формировать у учащихся понятие «значение воды для всего живого»

- запомнить правила бережного расходования воды.

Воспитывающие цели:

- воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий;

- воспитывать у учащихся дух сотворчества.

Развивающие цели:

- развивать мышление, память и внимание;

- развивать познавательные способности у детей, творческое воображение, привлекать жизненные наблюдения детей.

Оборудование: раздаточный материал (стакан с водой), сахарный песок, краски.

Этапы урока

Этапы, время

Задачи этапов

Содержание этапов

Методы и приёмы

Диагностика результата

1

1 мин

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Кратковременность оргмомента. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Готовность класса и оборудования к уроку.

2

4 мин

Проверка выполнения домашнего задания.

Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний учащихся и установление типичных недочётов в знаниях по домашнему заданию. Развивающий характер проверки.

3

3 мин

Подготовка к активной учебной деятельности на основном этапе урока.

Формирование дидактической цели вместе с учащимися. Активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию цели.

Проблемная ситуация. Работа в парах.

4

8 мин

Усвоение новых знаний. Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах. Выделить главное, провести обобщения вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения.

При использовании объяснительно-иллюстративного метода преподавания критерием успеха является включение учащихся в активную учебную деятельность и качество ответов на следующем этапе.

Методы мотивации учебной деятельности. Ситуация новизны и творчества, важность познаваемого. Ситуация успеха.

5

Физкультурная минутка. Релаксация.

Учащимся предоставляется возможность отдохнуть.

Музыкальный фон

6

4 мин

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

В процессе первичной проверки материала имеется возможность установить понимание основного содержания усваиваемых знаний.

Поэтапный контроль и самоконтроль знаний, умений. Устный и практический контроль.

7

4 мин

Закрепление знаний.

Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизация знаний.

8

5 мин

Обобщение и систематизация знаний

Дать учащимся не только знание отдельных правил, фактов, но и сформировать у них целостную картину мира.

Выделение значения, выделение общих черт, установление взаимосвязей.

9

5 мин

Контроль и самоконтроль знаний.

Всесторонность проверки знаний, умений, навыков.

Рефлексия. Методы контроля и самоконтроля.

Контроль и самоконтроль знаний. Устный и практический способы.

10

5 мин

Подведение итогов урока

Дать общую характеристику работы класса, показать успешность овладением урока, вскрыть недостатки (если они имеются), показать пути их преодоления

11

3 мин

Информация о домашнем задании

Работа по инструктированию в рамках урока, запись на доске параграфов, номеров задач. Успешность выполнения домашнего задания к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Информатизация обучения -средство повышения позавательной активности младших школьников".

Презентация по теме "Информатизация обучения -средство повышения познавательной активности младших школьников"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...

Доклад на педагогическом совете по теме «Мониторинг как средство повышения образования»

Мониторинг как средство повышения образование в начальных классах....

Методическая тема: «Сказкотерапия, как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью»

Работа представляет исследование эффективности использования сказкотерапии, как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Самообразование учителя как средство повышения качества образования

Данный материал можно использовать на педсоветах, заседаниях методических объединений....

Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (Педагогические гостиные)

Изменения в образовательной политике, происходящие на современном этапе развития Российской Федерации, влекут за собой переосмысление традиционных взглядов на основы теории и практики образования, что...

Презентация по методической разработке «Кубики как средство повышения эффективности работы на уроке»

Презентация разработки с кубиками, которыми можно не только играть, но и развиваться на любых уроках в младшей школе....