Самообразование учителя как средство повышения качества образования
материал

Лукьянова Светлана Ивановна

 Данный материал можно использовать на педсоветах, заседаниях методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться. Побуждение, планирование, контроль и стимулирование - все это помогает присоединиться к процессу, а для некоторых становится даже способом жизни

.

Существует множество различных определений самообразования - вот лишь некоторые из них (слайд).

Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.

Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.

Самообразование учителя является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.

С чего же следует начать?

Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая подает в раскаленной пустыне на песок - она ​​успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

* осуществляется добровольно;

* управляется самим человеком;

* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех  которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие  деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

•        Профессиональное (предмет преподавания)

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса».  Самообразование — основа роста учителя как специалиста.

•        психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

•        психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

•        методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

•        правовое

•        эстетическое (гуманитарное)

•        историческое

•        иностранные языки

•        политическое

•        информационно-компьютерные технологии

•        охрана здоровья

•        интересы и хобби

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

•        Телевидение

•        Газеты, журналы

•        Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

•        Интернет

•        Видео, аудио информация на различных носителях

•        Платные курсы

•        Семинары и конференции

•        Мастер-классы

•        Мероприятия по обмену опытом

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

•        Курсы повышения квалификации

•        Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

•Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:

• Систематический просмотр определенных телепередач

• Чтение конкретных педагогических периодических изданий

• Чтение методической, педагогической и предметной литературы

• Обзор в Интернете необходимой информации

• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

• Организация кружковой и внеклассной деятельности

• Изучение информационно-компьютерных технологий

• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии

• Общение с коллегами.

• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Таким образом, современное образование должен создавать педагог творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей педагога, его потребности в саморазвитии и самореализации.

Важно, чтобы педагог сам мог увидеть свои недостатки и, желая избавиться от них, стремился заняться профессиональным самообразованием. Вот  тогда педагог будет иметь возможность квалифицированно помогать детям. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

ОБУЧАЯ СЕБЯ, ОБУЧАЙ И РАЗВИВАЙ ДРУГИХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования.

Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необход...

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Организация инновационной деятельности методического объединения учителей начальных классов как средство повышения качества образования

Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность МО, чтобы повыситькачество образования младших школьников.Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовател...