Информационная карта инновационного опыта.
методическая разработка по теме

Сущность характиристики опыта

Педагогическое эссе

Экспертное заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл карта инновационного опыта.21.54 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в

котором работает

автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Машкина Оксана Александровна

МБОУ «СОШ № 51», 426021, пос. Машиностроителей, 61

Учитель

начальных

классов

24 года

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию младших школьников.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Источником изменений являются противоречия между новыми требованиями к содержанию и форме образовательного процесса и устаревшим методическим и педагогическим инструментарием.              

В качестве источника изменения выступает личностно-ориентированный метод обучения, обеспечивающий индивидуальный подход к обучению и воспитанию младших школьников.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Структура образовательной деятельности учителя включает в себя систему личностно-ориентированных методов обучения:

1) самоопределение к учебной деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности учащихся включения в учебную деятельность;

2) подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия;

3) построение проекта выхода из затруднений;

4) реализация построенного проекта;

5) включение в систему знаний и повторение;

6) рефлексия учебной деятельности на уроке.

Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младшего школьника применяются современные, в том числе информационно-коммуникативные средства обучения, ресурсы Интернет, мультимедийные уроки с применением интерактивной доски, дистанционное обучение.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

На уроках и во внеучебной деятельности создается пространство, в котором ученик самостоятельно ориентируется в учебном материале и выбирает собственные способы его освоения. Учитель корректирует зону ближайшего развития ученика, уровень его продвижения по теме.

Концепция изменений:

- ведущая роль теоретических знаний;

-проблемность, дифференцированность, индивидуальный подход;

- мотивация обучающихся на самообучение, самовыражение, самореализацию.

Основные изменения в организации учебного и воспитательного процесса:

- использование компьютера и Интернета;

- применение –  использование мультимедийных презентаций;

– применение тестовых оболочек для создания тематического и итогового контроля;

–  создание базы данных мониторинга успеваемости, диаграмм и таблиц для проведения эффективной организации работы с классом;

 - оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения;

- создание ситуации для проявления инициативы, самовыражения.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Педагог должен учитывать возрастные, психологические и социальные особенности учащихся. Для эффективной реализации инновационного опыта необходимо овладеть различными технологиями обучения и воспитания, использовать их в педагогической практике. Учитель должен обладать прогностическими, проективными и рефлексивными умениями, которые необходимы для педагогического прогнозирования личности ребенка, определение комплекса доминирующих задач каждого этапа педагогического процесса, при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности направленной на себя. Наличие материальных и программно – методических ресурсов (обеспечение кабинетов ТСО, компьютерами, выходом в Интернет).

6. Результат изменений

Связь между технологиями и дидактическими принципами обучения и воспитания, построенными на основе личностно-ориентированного подхода, позволяет говорить о единстве учебно-воспитательного процесса.

Применение новых технологий позволило мне создать предпосылки эффективного обучения школьников, которое способствует наиболее полному вовлечению ученика в активную и самостоятельную деятельность. Это достигается за счет того, что познавательная деятельность развивается на всех этапах урока. Учебный материал дается не в готовом виде, а как объект поиска, часто создаются проблемные ситуации, побуждающие учеников к творческому мышлению, применению субъективного опыта, что приносит учащимся радость от собственного открытия. На уроке учебная информация перерастает в учебную дискуссию, в ходе которой каждый ученик может оценить и внести необходимые коррективы в свое понимание проблемы.

Применение новых приемов проверки знаний, умений и навыков позволяет активизировать умственную способность ученика (тематические тесты, разноуровневый раздаточный материал и т.д.).

Инновационные формы проведения уроков помогают детям делать выводы, анализировать, развивать навыки исследовательской работы.

Предложенная система работы по личностно – ориентированному подходу дает устойчивые результаты:-повышение креативного потенциала, рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, Интернет-конкурсах). Участие во Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество», «Интеллект – экспресс», МАН «Интеллект будущего» г. Обнинск. Учащиеся стали победителями и лауреатами данных конкурсов; положительная динамика успеваемости и уровня обученности.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.

Распространение опыта осуществляется: через

выступления на школьных методических объединениях, методическом совете школы, через участие в творческих профессиональных общественных организациях и объединениях.

III. Педагогическое эссе. Описание инновационного опыта учителя

Использование личностно-ориентированного метода в обучении и воспитании младших школьников позволяет проявить творчество учителя и ученика, повысить эффективность восприятия учебного материала, качество обучения учащихся, совершенствовать педагогическое мастерство учителя. Данный педагогический метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребенком в отдельности, способствует передаче информации и ее эффективному восприятию учениками. На уроках математики и русского языка я создаю обстановку индивидуального подхода к решению тех или иных проблем. На уроках окружающего мира, истории, технологии, искусства (изо и музыка) – совместной творческой деятельности. Такой подход вызывает настроенность учеников на позитивное общение с педагогом и предметом преподавания. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет мне повысить не только учебную, но коммуникативную и культуроведческую компетенцию учащихся младших классов. Такие знания, умения и навыки обеспечивают вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Они необходимы моим ученикам для усвоения специфики каждой учебной дисциплины и ориентированы на развитие ребенка как личности.

Использование проблемно – поискового метода, технологий критического мышления, дифференцированных заданий, создание ситуации удовлетворения, разноуровневых заданий, нетрадиционных приемов и уроков, применение дополнительного исторического, музыкального, литературного, занимательного материала создает возможности для повышения качества обучения и формирования личности, готовой к самореализации и выполнению социально – востребованной деятельности.

IY. Экспертное заключение

Фамилия, имя, отчество эксперта

 

Составляющие образования

Обучение, воспитание.

Ключевые слова

Сотрудничество, активные формы обучения, мотивация к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...