Самообразование учителя. Доклад. Проектная деятельность.
статья по теме

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Виды проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зачем учителю постоянно учиться?32.65 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ЧИСМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

143650 Московская область                                                    http://www.chismenshooll.ucoz.ru

Волоколамский район                                                              e-mail: chismenshool@mail.ru

 п. Чисмена, ул. Школьная, д.1                                               телефон: 8 (49636) 66-190                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                         факс: 8(  49636)66-236            

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Доклад по самообразованию учителя высшей категории И.Е.Кудряшовой

Проектная  деятельность.
ВВЕДЕНИЕ

          Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции  школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
         Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

          В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

          В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для решения практических проектных задач учащиеся должны использовать уже полученные знания и умения и в то же время осваивать в процессе проектирования новое. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.           Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

     В рамках образовательного учреждения чаще всего мы сталкиваемся с понятием «учебный проект».

     Что же собой представляет учебный проект с точки зрения обучающегося и с точки зрения учителя?

  1. Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
  2. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, учить многим нужным и важным вещам:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

-  самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- представлению результатов своей деятельности и хода работы;

- поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;

- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации и др.)

          Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

 

ТИПЫ ПРОЕКТОВ.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки, в зависимости от которых и создается условная классификация проектов:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:

- исследовательские

- творческие проекты

- ролевые, игровые проекты

- ознакомительные или информационные проекты

- прикладные проекты.

2. Предметно- содержательная область:

    - монопроекты ( в рамках одной области знания)

    - межпредметные проекты

3. Организационная форма проведения работы над проектом по отношению к предметной урочной системе:

   - урочный проект

   - урочно-внеурочный

   - внеурочный

   - внешкольный

4. Количество участников проекта:

    - индивидуальные проекты

    - парные проекты

    - групповые проекты        

5. По составу участников:

   - одноклассный проект

   - межклассный

   - разновозрастный

   - общешкольный

   - межшкольный и т.д.

6. Продолжительность проекта:

   - краткосрочные проекты

   - проекты средней продолжительности

   - долгосрочные проекты

Проекты могут быть разнообразными по форме:

- анализ проблемы

- бизнес-план

- видеофильм

- выставка

- газета

- интервью

- макет

- публикация

- рекламный ролик

- сценарий

- спектакль

- учебное пособие

- урок и т.д.

ВЫБОР ТЕМАТИКИ ПРОЕКТОВ

          Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая школьникам и значимая для них.

          Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, география, биология, история, иностранные языки, информатика, изо, технология.

Правила выбора темы проекта  

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Надо подвести ученика к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4. В начальной школе тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся , а особенно начальной школы, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Памятка для учеников

Выбери тему

Подумай на какие вопросы по данной теме ты бы хотел найти ответы

Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы

Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы

Сделай выводы и составь план

Оформи результаты своей работы

Подготовь выступление

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА.

     При организации        проектной деятельности учащихся разных ступеней общего образования необходимо учесть психолого-педагогические особенности возраста.

Так, особенность реализации метода проектов на первой ступени общего образования состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодолением свойственного возрасту эгоцентризма, освоением социально приемлемых форм поведения, сотрудничеством как моделью отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина , панно).

     На второй ступени общего образования расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признания его значения происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений. Объем освоенных знаний, навыков позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках прикладных учебных модулей целостные технологии деятельности, с другой стороны, опыт познавательной деятельности и база знаний достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.

    В старших классах более четко проявляются интересы учащихся, связанные с планами на дальнейшую учебу и трудовую деятельность. Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и/ или углубленной информационной базы в рамках предметных областей.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

Приведем перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:

  1. Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их  к достижению цели.
  2. Специалист, который компетентен в нескольких областях.
  3. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе и к другим специалистам.
  4. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
  5. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем, который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
  6. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Как подготовить  победителя

Стимулируйте стремление ученика хорошо выполнить дело.

Помните: хорошо выполненная работа позволяет повысить самооценку, что ведёт к достижению ещё больших результатов.

Помогите ученику превратить любую поставленную цель в череду маленьких задач, достижение которых приведёт его к большой цели, к победе.

Говорите чаще

Я в тебя верю

Ты можешь

У тебя обязательно получится

Ты можешь рассчитывать на мою поддержку и помощь

ЭТАПЫ ПРОЕКТОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ  

  Стадии работы над проектом. То есть проект — это «пять П»
  Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
       Некоторые авторы предлагают учащимся составлять «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Хочу предложить вам еще одну классификацию этапов проекта:

I этап – подготовительный.

Учитель: - отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

-  Побуждает у учащихся интерес к теме проекта

- помогает сформулировать проблему проекта        

- организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости их корректирует.

Ученик:  - Обсуждает тему проекта с учителем

- определяет свои потребности

- осуществляет анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта

         Существует опасность  при выполнении исследовательского проекта -  не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

         

2 этап – практический.

Учитель:- направляет процесс поиска информации учащимися

- предлагает учащимся создать группы, распределить роли в группах

- спланировать деятельность по решению задач проекта

- продумать возможные формы презентации результатов.

- организует процесс контроля разработанного плана.

Ученик: - осуществляет поиск, сбор, анализ информации

 - распределение ролей в группе

- планирование работы

- выбор способа презентации

3 этап – контрольно-коррекционный.

Учитель:- косвенно руководит деятельностью, отвечает на возникшие вопросы

   - следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности

  - мотивирует учащихся, создает чувство успеха

Ученик:- выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе.

              - осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных

              - оформляют проект, изготавливают продукт

              - выясняют причины успехов, неудач

              - проводят анализ достижений поставленной цели.

4 этап – заключительный.

Учитель:- организует презентацию, консультирует учащихся по       вопросам подготовки презентации, репетирует с учениками, обобщает и резюмирует полученные результаты, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе, на общий результат.

Ученик:- выбирает форму презентации, осуществляют защиту проекта, отвечает на вопросы слушателей, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, умение планировать и осуществлять работу, рефлексию деятельности и результата.

5 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Учитель: - оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности.

Ученик:- осуществляет оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д

Памятка для подготовки публичного выступления.

  1. Общие рекомендации.
  • Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
  • Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.
  • Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Употребляйте только понятные вам термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Подумайте и составьте возможные вопросы.

  1. Техника подготовки.
  • Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  • Начните свое выступление с приветствия.
  • Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Старайтесь ответить на все вопросы.
  1. Вопросы оппонентов.
  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  •  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

Список использованной литературы

  1. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. - СПб.: РЦОКОиИТ, 2007.

2.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа – 2005 - № 9.

3.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004  - №2.

4. Intel «Обучение для будущего» ( при поддержке Microsoft): Учеб.пособие. – 5-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция» , 2005.

5. Проектная и учебно-исследовательская   деятельность обучающихся в условиях новой школы // Вестник образования – 2011 - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

Доклад "Проектная деятельность на уроках кубановедения"

Проект – от латинского projectus, буквально брошенный вперёд. В словаре Ожегова – проект – замысел, план.Стремление ребенка к  составлению плана  собственной работы, т.е её  проек...

Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»

Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...

Доклад Проектная деятельность в начальной школе.

В рамках внеурочной деятельности формируются универсальные учебные действия. Этому способствует проектная деятельность....

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»

Отчет по самообразованию по теме: «Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроках математики»...

Отчёт по самообразованию по теме: " Проектная деятельность как средство развития креативного мышления младших школьников на уроке математики"

Здесь вы можете познакомиться с приёмами  развития креативного мышления обучающихся на уроках математики через проектную деятельность...