Доклад Проектная деятельность в начальной школе.
проект (1 класс) по теме

Почекаева Наталья Владимировна

В рамках внеурочной деятельности формируются универсальные учебные действия. Этому способствует проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.odt28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе.

В рамках   внеурочной деятельности путём активного использования методов проектов и методов исследования

формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В соответствии с требованиями ФГОС портрет

выпускника начальной школы выглядит так:

умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;

владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

—        обладает основами коммуникативной культуры (умеет

слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

любит свой город, край, свою Родину;

любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;

уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;

соблюдает правила здорового образа жизни.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника.  За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться –  стать «профессиональным учеником».   Инициативность  и  самостоятельность  участников образовательного  процесса  становятся  основным  ценностно-целевым ориентиром Стандарта.  

В большой мере этому способствует проектная  и исследовательская деятельность. Здесь мы учим самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.,учим представлять свой творческий  труд в виде презентации, учим применять свои знания в новых условиях,формировать  общеучебные компетенции. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие проблемы –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен .

Этапы работы над проектом

  1. Погружение в проект

        Задачи:

 – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом

2.Планирование деятельности        

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

  1. Осуществление деятельности по решению проблемы        

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

4.Оформление   результатов

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

  1. Презентация результатов        

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

  Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.

Виды презентационных проектов могут быть различными.

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

  • -  Экскурсия.

-   Гербарий

         -  Фото-альбом

Хочу представить вашему вниманию некоторые проекты подготовленные моими детьми.

  1. Проекты «Наши пернатые друзья» и «Эти удивительные животные»

Ставили своей целью познакомить детей с разнообразием птичьего мира, мира животных, научить различать птиц и зверей по внешнему виду, знакомство с  условиями жизни, а в конечном итоге собрать материал для проведения уроков окружающего мира. Детям эта тема очень понравилась, любознательности их нет предела, старались искать ту информацию, которая мало известна, а в итоге получился замечательный альбом, каждая страница которого отражает деятельность конкретного ученика.

  1. Проект «Мой домашний любимец» предполагал целью обменяться информацией о своем домашнем животном. Тема эта детям очень близка. Они любят рассказывать о своих питомцах друзьям. Но как сохранить эту информацию? Вот и решили сделать альбом. В результате проделанной работы дети стали более внимательно относиться к домашним животным, поняли, что это не очередная игрушка, а член семьи, который требует большого внимания и ответственности. Узнали,  как надо ухаживать за разными животными, что это большой труд и прежде, чем завести питомца, многое надо взвесить.
  2. Приближение Нового года вдохновило детей на создание игрушек собственными руками. А вот как их сделать? Проект «Елка, сделанная своими руками» показал, что не так это и просто научить другого делать игрушку. В результате проделанной работы дети пришли к выводу, что необходим пошаговый инструктаж. Пропустишь одно звено, и поделка не получится. Недостаточно было выполнить елку из разных материалов, а еще надо и научить этому других детей. В итоге получилось такое пособие, по которому может любой ребенок сделать понравившуюся игрушку. Не все проекты были приняты с первого раза. Много пришлось дорабатывать и переделывать, пока добились нужного результата.
  3. Проект «Кормушка для птиц» помог детям узнать какие кормушки бывают, что для разных птиц нужны разные кормушки, почему кормушку надо делать именно так, а не иначе, с чем это связано Узнали, что для разных птиц нужен разный корм, развешивать кормушки надо тоже в разных местах, задались вопросом, почему к одной кормушке прилетает много птиц, а  к другой не прилетают.
  4. С первых дней в школе мы говорим детям о нашем родном городе. Но все ли мы о нем знаем? Вот и решили создать книжку «Наш любимый город». Этот проект будет иметь продолжение и в последующие годы. Пока мы собирали интересные фотографии. Потом будем погружаться вглубь. История города, название улиц, профессии в нашем городе и т.д. Дети с увлечением представляли свои фотографии, рассказывали, где они их добыли, кто фотографировал, что за место изображено на фото.
  5.  Проект «Что значит мое имя» является первым шагом в подготовке к уже ставшему традицией в школе празднику «Моя родословная». Дети спрашивали родителей, почему их так назвали, в честь кого, искали информацию о своем имени, старались показать, что хоть в классе и 3 Марины, но все они разные.
  6. Проект «Открытка к празднику 23 февраля» был продолжением проекта о новогодней елочке. Теперь дети уже учли свои предыдущие ошибки и старались, чтобы их проект прошел испытания с первого раза. Если, следуя инструкциям, получалась хорошая поделка, не возникало вопросов, как ее сделать, значит, проект удался.
  7. Проект «Наши любимые сказки» вылился в замечательные выступления детей, театрализованные представления.
  8. Дети младшего возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследованиях.

Они выращивали растение из черенка. Вместе составили план исследования, изучили информацию об условиях ухода за ней, наблюдали за растением, фиксировали изменения в дневнике, представили и защитили свои проекты.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...