Программа развивающих занятий по развитию познавательной деятельности (2 класс)
рабочая программа по теме

Наталья Алексеевна Швайко

Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.

Программа предназначена для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников. Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения младших школьников. Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ по развитию познавательной деятельности (2 класс)

Пояснительная записка.

Программа разработана по материалам программ коррекции и развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н.

Программа предназначена для коррекции развития познавательных сфер деятельности младших школьников. Данная программа содержит комплекс развивающих игр, упражнений, заданий направленных на развитие познавательных психических процессов, общения, произвольности поведения младших школьников. Основной целью занятий является развитие познавательных процессов для успешного освоения образовательных программ. Программа состоит из игр, упражнений, заданий которые можно разделить на:

  • Релаксационные – снимающие психо – эмоциональное, мышечное напряжение.
  • Двигательные – развивающие координацию движений, крупную и мелкую моторику.
  • Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
  • Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной рефлексии, отдельных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.

Программа содержит несколько этапов: ориентировочный, рекоструктивный, формирующий и закрепляющий. Занятия проводятся с постоянной группой до 8 человек примерно одного возраста. Желательно чтобы в группе были дети разного пола. Каждое занятие длится от 30 до 45 минут,  имеет определенную цель, задачи и содержит соответствующий набор игр, упражнений, заданий. Число занятий – 24. Сигналом к прекращению занятий может служить изменившееся отношение к ним детей, успешное выполнение заданий.

Проецируемый результат по окончании курса.

По окончании курса развивающих занятий учащиеся должны:

  • Самостоятельно выполнять упражнения и задания.
  • Повысить успеваемость по разным школьным предметам.

Условия реализации.

В процессе проведения занятий используется различный дидактический материал: плакаты, таблицы, наглядный материал методик 4-й лишний, матрицы Равена и т.п., индивидуальные бланки для выполнения заданий.

При оценке результатов развития по данной программе необходимо провести повторную психодиагностику учащихся по определению уровня развития познавательных процессов.

Материал программы рассчитан на 24 занятий, распределен по времени 1 раз в неделю по 30 -45 минут с учетом его достаточности для качественного проведения развития познавательных процессов и получения запланированных результатов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т.п.
  2. Правильно анализировать и копировать образец без ошибок.
  3. Верно выполнять словесные указания взрослого.
  4. Правильно воспринимать, называть  фигуры, эмоции, цвета.
  5. Работать в команде.
  6. Проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать.
  7. Запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал.
  8. Успешно выполнять самостоятельно задания,  ранее выполнявшиеся, но другие по оформлению.

Литература:

  1. Данилова Е.А.  «Пальчиковые игры» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 г.
  2. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М.: Просвещение,  1990 г.
  3. Овчарова Р.В. «Практическая психология в нач. школе» - М.: ТЦ»Сфера»,1996 г.

Календарно – тематическое планирование занятий

занятия

Дата проведения

Цель и задачи занятия

Оборудоване, упражнения

Кол – во часов

1.

Знакомство, преодоление барьера стеснения. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Игра «Ищи безостановочно»

Игра «Зоопарк»

Задание «Увлекательная математика»

1

2.

развитие памяти, внимания, логического мышления.

Научить ориентироваться в пространстве вверх, вниз, лево, право.

Задание 1. «Неправильные сказки: Курочка Ряба»

Задание 2. «Графический диктант: Машинка»

Задание 3. «Скороговорки»

1

3.

развитие памяти, креативности, логического мышления; снять тревожность в процессе игры

Задание 1. «Фигуры»

Задание 2. «Пары слов»

Задание 2. «Пары слов»

Задание 4. Игра «Маленькие обезьянки»

1

4.

развитие памяти, внимания, логического мышления; уметь работать по образцу.

Задание 1. «Повтори узор»

Задание 2. «Неправильные сказки: Колобок»

Задание 3. «Увлекательная математика»

Задание 4. «Помоги девочке добраться до дома»

1

5.

развитие наглядно - образного мышления, внимания, пространственной ориентации;

знать лево, право, верх, низ, уметь выполнять задания под диктовку.

Задание 1. «Сделай так же»

Задание 2 «Графический диктант - Собачка»

Задание 3 «Сравнение»

Задание 4  «Подбери заплатку»

1

6.

тренировка внимания, прогнозирования и предвидения, логическое мышление;

уметь подбирать глаголы, решать логические задачи.

Задание 1. «Глаголы»

Задание 2 «Веселые вопросы»

Задание 4 «Соедини точки и раскрась»

1

7.

развитие логического мышления; уметь выделять существенные признаки

Задание 1. «Смысловое соотношение»

Задание 2. «Обобщение, классификация»

Задание 3. «Аналогии»

Задание 4. «Умозаключения»

1

8.

развитие логического, образного  мышления, внимания;научить внимательно выполнять задания, логически мыслить.

Задание 1. «Лабиринт»

Задание 2. «Соедини точки»

Задание 3. «Продолжи ряд»

Задание 4. «Подбери заплатку»

1

9.

развитие проявлений одобрения к окружающим, развитие коммуникативных действий.

научить проявлять и выражать положительные эмоции к окружающим

Задание 1. «Как выражать одобрительные чувства окружающим?»

Задание 2. «Рисунок: Мои мечты»

Задание 3. «Выражение основных эмоций»

1

10.

развитие и коррекция как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, правильное понимание детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жестов.

Задание 1. «Смотри на руки»

Задание 2. «Сколько звуков»

Задание 3. «Отвечай жестами»

Игры  4. «Сосулька», « На берегу моря»

1

11.

развитие пространственного, логического  мышления, мелкой моторики.

Задача: научить пространственной ориентации, расширение кругозора.

Задание 1. «Графический диктант «Черепашка»

Задание 2. «Расшифруй слова» (работа на доске)

Задание 3. «Дорисуй фигуры»

Задание 4. «Продолжи логический ряд слов» (устно)

1

12.

: развитие внимания, способности находить соответствия, сравнивать и анализировать.

Задача: научить находить соответствия, сравнивать и анализировать

Задание 1. «Чего не хватает?»

Задание 2. «Подбери соответствующее слово»

Задание 3. «Найди зашифрованные слова» в основе тест Мюнстерберга

Задание 4. «Увлекательная математика»

1

13.

развитие навыков анализа и сравнения, памяти, внимания, логического мышления.

Задача: научить анализировать и сравнивать материал.

Задание 1. «Соедини картинки»

Задание 2. «Подбери соответствующее слово»

Задание 3. «Запомни фразы»

Задание 4. «Найди и исправь ошибки»

1

14.

развитие навыков анализа и сравнения, памяти, внимания, логического мышления.

Задача: научить находить соответствия, сравнивать и анализировать

Задание 1. «Соедини картинки»

Задание 2. «Запомни пары слов»

Задание 3. «Угадай слова»

Задание 4. «Назови одним словом»

1

15.

развитие образного мышления, координации движения, внимания.

Задача: научить внимательной работе по правилам.

Задание 1. «Графический диктант: Жираф»

Задание 2. «Найди ошибки в примерах»

Задание 3. «Отгадай загадки»

Задание 4. «Скороговорки: говори быстрее»

1

16.

развитие креативного мышления, внимания, сосредоточенности.

Задача: научить фантазировать, представлять образы и воплощать их.

Задание 1. «Рисунок креативности»

Задание 2. «Составь слова»

Задание 3. «Запомни ряд фигур»

Задание 4. «Найди зашифрованные слова»

1

17.

развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, наглядно-образного, логического мышления.

Задача: научить воспринимать и запоминать информацию как на слух, так и зрительно

Задание 1. «Графический диктант: Олень»

Задание 2. «Продолжить ряд»

Задание 3. «Корректурная правка: Буквы»

Задание 4. «Запомни ряд слов»

1

18.

развитие наглядно – образного, логического мышления, внимания, опосредованного запоминания.

Задача: научить воображать и создавать образы, выделять существенные признаки.

Задание 1. «Собери фигуру»

Задание 2. «Исключение лишнего»

Задание 3. «Сравни понятия»

Задание 4. «Пляшущие человечки»

1

19.

развитие нескольких видов мышления, в том числе и креативности.

Задача: научить придумывать и создавать, что то новое и необычное.

Задание 1. «Собери фигуру»

Задание 2. «+ или - »

Задание 3. «Роботы»

Задание 4. «Простые аналогии»

1

20.

развитие устойчивости и переключения внимания, развитие воображения.

Задача: научить детей творчески мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.

Задание 1. «Вставь + или -»

Задание 2. «Слова перевертыши»

Задание 3. «Корректурная правка»

Задание 4. «Дорисуй рисунки»

1

21.

развитие наглядно-образного, логического мышления, последовательности действий.

Задача: научить работать последовательно.

Задание 1. «Продолжи ряд»

Задание 2. «Кубики»

Задание 3. «Обобщение»

Задание 4. «Соедини точки» 

1

22.

развитие связи правого и левого полушария с помощью пальчиковых игр.

Задача: научить работать по правилам, развить зрительную память.

Задание 1. «Графический диктант: Верблюд»

Задание 2. «Руки в воздух»

Задание 3. «Запомни и запиши»

Задание 4. «Волшебники»

1

23.

развитие памяти, внимания, наглядно-образного мышления.

Задача: научить бегло мыслить и анализировать материал.

Задание 1. «Придумай слова»

Задание 1. «Придумай слова»

Задание 3. «Пофантазируй»

Задание 4. «Подбери заплатку»

1

24.

развитие логического мышления, беглости мышления

Задача: научить высказывать свою точку зрения.

Задание 1. «Работа со сказкой «Гуси - лебеди»

Задание 2. «Составь предложения»

Задание 3. «Распредели слова по группам»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников 4 класса основные направления: • Активизация мышления • Развитие внима...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов.

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию речи учащихся 1х классов, имеющих низкий уровень готовности к обучению. Развтие речи ведет развитие мышления, эти процессы тесно взаимосвязаны. Ц...

Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха

Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.

Конспект коррекционно – развивающего занятия для развития познавательной сферы первоклассников.Цель: коррекция и развитие познавательных психический процессов учащихся первого класса.Задачи:- повышени...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов

коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов...