МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА. Дидактические игры.
методическая разработка по теме

Пономаренко Ирина Юрьевна
В методической копилке  представлены дидактические игры, применяемые на уроках литературного чтения, русского языка, математики в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Дидактические игры.

        В основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования лежит системно – деятельный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества , инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.

         Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения. Применение цифровых образовательных ресурсов  (ЦОР) может выступать как его первичным, так и дополняющим средством. Это показала практика.

        Особое место на уроках занимают компьютерные технологии, которые существенно помогают реализовать требования ФГОС. Основными методами на уроках с применением информационно - коммуникативных технологий  (ИКТ) выступают : метод проблемного изложения, исследовательский, проектный и эвристический.

        Применение на уроках  ЦОР  требует от учителя определённых тонкостей в освоении современных активных форм и методов обучения. Благодаря умелому применению методических приёмов реализуются следующие идеи: происходит  учение без принуждения, развивается уверенность в том, что вместе будут преодолены все трудности, опережение программы доставляет детям удовольствие , развивается способность  делать самоанализ своей работы , грамотно использовать план  ответа, схемы , путеводители, словари, энциклопедии,  налаживается  сотрудничество между  самими обучающимися и учителем.

       Часто в начальной школе учителя применяют мозговой штурм. При знакомстве с творчеством К.И.Чуковского   дети знакомятся с героем   из «Доктора Айболита» -Тянитолкаем. У него две головы.

-Какие преимущества у этого героя, благодаря этой особенности ? (Дети отвечают, что он видит всё, что происходит вокруг, постоянно бодрствует, т. к. головы могут спать по очереди).

      После прочтения сказки «Рыбка, удлинись !», где повар должен был накормить голодных,  детям было  дано задание : продолжить сказку. Дети: «Сварил уху, испёк пирог».

      Игра «Какой предмет?»: к прилагательному ,например, зелёный подобрать как можно больше слов- предметов(крокодил, цвет ,помидор).

    Игра «Если бы»: если бы я был волшебником, то…;

               если бы я был невидимкой ,то…

       Составьте слова:  удб (дуб), аёкл(ёлка), анибяр(рябина), фашк (шкаф).

       На какие предметы похожа буква О, дорисуй.

       На открытку или любой рисунок с обратной стороны написать таблицу умножения на какое – либо число, отделить вертикальной чертой ответы, а горизонтальными – примеры, затем разрезать , перемешать, дать детям собрать .Проверить, получился ли рисунок.

       На доске 5 геометрических фигур . Демонстрируется рисунок 7-8 сек., затем закрывается. Назови  в том же порядке.

      Запомни и повтори цепочку слов  : круг, окружность, шар; острый, прямой, тупой.  

     Найди лишнее слово: понедельник , среда, март, пятница; скорость, цена, площадь, длина.

     Различные ребусы: с рисунками или на слух: нота до + рога (дорога); 100 Г (стог); нарисованные ноты на нотном стане : до ,ля(доля); нота до +ми +к  (домик);

       Написать 100 с помощью пяти цифр и знака действия (111 – 11).

       Чему равно произведение всех существующих цифр ?(0)

       Задачи: летели 3 страуса, охотник убил 1. Сколько  осталось? (страусы не летают).

    Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 15 м, а Гриша – на 8 м.  На  сколько глубже закопал дневник Коля?

    Если младенца Кузю взвесить с бабушкой, то получится 59 кг, а если без бабушки, то – 54 кг. Сколько весит младенец?

    Игра «Автобус» : на рисунке автобуса - №10, а у детей - карточки с цифрами. В  автобус садятся только те, у кого есть карточки, составляющие в сумме 10.

     Таблица умножения на 9 с помощью двух ладоней и  пальцев: например, 6 умножить на 9. Начиная с левой ладошки, загнуть шестой палец, до него  –будет 5, после- 4  (54).

    Рисование по клеточкам фигурок животных под диктовку  учителя.

    Волшебный квадрат: 10 см на 10 см сложить  и  разрезать  на 8 треугольников. Потом можно составлять различные фигуры. Здесь   осуществляется межпредметная связь (технология, математика, обучение грамоте)

     Во   внеурочной  работе  можно предложить детям различные задания   (они помогут  изучить мотивационную сферу обучающегося)  :    

 Нарисуй себя, затем рамку ,  а на ней – предметы школьной тематики.

Напротив слов звонок, книга, портфель, школа, урок раскрась кружок.

(если чёрным – тревожность).

  Игра «Остров невезения». На листочке написать, какие вещи, предметы  (в том числе и школьные предметы) может быть мешают  им жить счастливо.

  Нарисуй герб деревни :  Сыроежкино,  Ватрушкино, Барабашкино.  

  Придумай предложение , в котором каждое слово начинается с предыдущей буквы. ( Карлсон  нарисовал ласточек, клюющих халву.)

  Скажи по – разному фразу «Ну вот и всё!» :  радостно, кровожадно, испуганно, устало.

  Прибавь мягкий знак: жар, удар, навес , состав.

   Без мягкого  знака : примерь, стань,  сбрось.

   Напиши имя одноклассника и нарисуй подарок. Который ты бы хотел ему приподнести.

  На пьедестал из 5 мест возведи (напиши имя) тех ребят, которые являются для тебя значимыми. На какое место ты бы поставил себя ?

 Нарисуй многоэтажный дом , в квартирах напиши имя значимых  для тебя

     людей.

Кого возьмёшь в полёт на Марс?

 Нарисовать сердце и написать рядом от чего легко и от чего тяжело бывает  на сердце.

  Опыт на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности: нарисовать портрет – невидимку: развести в воде крахмал, нарисовать им портрет. Высохнет - сбрызнуть из пульверизатора  слабым раствором йода и проявится рисунок.

Исправь речевые ошибки :  на поле синели синие васильки; в низине была мокрая сырость. У кота голубоглазые глаза.

 Мальвина хотела пригласить друзей на день рождения, позвонила по телефону. Но некоторые цифры стёрлись . Есть только 1, 3, 4, 9, 0. Восстанови.

 Математическая игра «Необитаемые острова» :  на нарисованном корабле – пример, надо его решить и отыскать остров с таким же ответом и двинуться к нему на корабле. А на найденном острове – другой пример и т. д.

Математическая игра « Найди гнездо»: около каждой птички – пример, а в гнезде – ответ. Соедини.

 Игра «В кинотеатре»: у детей – билеты. Ученик – контролёр называет ряд и место  .  Ребёнок должен поставить билет в нужное место.

Ик, ек –суффиксы  -двойняшки. Один из них любит петь и выпадать : замочек – замочка -  это ек. А ик не выпадает: ключик – ключика.

Стихи на уроках:

А.)Ударение над гласной

Может сделать букву ясной

Чтобы не было сомненья,

Гласный ставь под ударенье.

Б).Тот слог ударным мы зовём,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

В). На листья делится листва,

    На слоги делятся слова.

Г). Та часть слова, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Д). Корень слова – главная значимая часть ,

 Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

Е) Что делать? Что сделать? Учащимся школ.       На эти вопросы ответит глагол.

   

       

                 

       

         

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал. Дидактические игры.

Дидактические игры по математике и русскому языку в рамках системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников...

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

Методическая разработка: «Дидактическая игра - средство поддержания у учащихся интереса к предмету»

ВведениеДидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.Психология игровой организации урока.Виды дидактических игр.Структурные компоненты дидактических игр.Методические реко...

Методическая копилка «Подвижные игры на свежем воздухе»

Собраны наиболее интересные подвижные игры для прогулки....

Методический семинар "Дидактические игры"

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью  педагогов, психологов, родителей, которые заинтересованы в положительном воздействии на формирующуюся личность ребенка с целью развития интелл...

Методическая тема: « Дидактическая игра на уроках русского языка как один из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу».

      Учитель: Шатохина М. В. первая квалификационная категорияТема:     « Дидактическая игра на уроках русского языка как один   из эффективных мет...

Методическая разработка «Дидактические игры на уроках математики в 1 классе»

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что уч...