модель организации образовательного процесса по ФГОС НОО
статья на тему

способ организации комплексного   образовательно-воспитательного пространства в единстве с внеурочной деятельностью и семьями учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon murataeva_izhevsk_statya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Муратаева КадрияДамировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация:

 описание опыта создания учителем начальных классов комплексной модели образовательно-воспитывающей среды в единстве урочной и внеурочной деятельности краеведческой направленности через  сетевое взаимодействие с ДД(Ю)Т в организации внеурочной деятельности

Ключевые слова:

 УМК «Перспектива», программа Н.В. Борлуковой «Краеведение», взаимодействие с культурно-просветительскими  учреждениями, сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, внеурочная деятельность

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Базовые национальные ценности (малая Родина,  народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа) должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, способствуя  сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России

В  качестве основы для построения интегрированной комплексной образовательно-воспитывающей среды для младшего школьника средствами УМК «Перспектива»,  воспитывающего воздействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, родителей учащихся, педагогов дополнительного образования,  культурно-просветительских учреждений  представляет ценность авторская программа Н. В. Борлуковой «Краеведение. 2-4 классы », как  синтез тем природоведческого, исторического, искусствоведческого содержания. Стержневыми  являются темы «Я, моя семья, мои соседи» ( 2 класс), «Мой Ижевск» (3 класс), «Моя Удмуртия» (4 класс), объединяющие  следующие содержательные линии « Природа моего края»,  «История края», «Культура и традиции народов»,  ««Почему языки такие разные?», « Межэтническое  общение», « Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности», «Я исследователь».

 Содержание позволяет осуществить интегрирование изучения тем программы «Краеведение» в содержание всех учебных предметов УМК «Перспектива» (в нем авторским коллективом тоже заложена краеведческая направленность образования и воспитания),использовать как основу для построения системы воспитывающей деятельности классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, педагогов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности младшего школьника по ФГОС НОО.

      В  содержание  предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива» включены понятия «культура» и «человек».  Темы «Я и моя семья», «Моя семья-часть моего народа», «Мы - семья народов России» ( 1 класс), «Мы – союз народов России» ( 2 класс),  обеспечивают  формирование отношения к семье как основе общества, знакомство  с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, формирование культуры межэтнического общения, уважения к  истории и образу жизни представителей народов России. В разделах  «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» (2 класс) организовано знакомство с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с изменениями в природе.

Усиление воспитывающего воздействия  духовно-нравственных и культурных народных ценностей  в теме  «Народные праздники»  программы «Краеведение» возможно через  экскурсии, посещение мастер-классов по декоративно-прикладным ремеслам в центре «Галерея»,  праздника «Рябиновый разгуляй» в ДД(Ю)Т , в  музее-комплексе «Лудорвай», поездку «В гости к Тол Бабаю» в Шаркан, походы  в культурно-просветительские учреждения. Это  обеспечивает для младшего школьника общее представление  о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов, возможность позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков.  Раздел «За страницами учебника» актуализирует базовые семейные ценности, возможность   творческого взаимодействия с семьями учащихся при организации воспитательной работы в классе (праздники «Мы все разные, но все же первоклассные!», «День Здоровья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Родной и единственной посвящаем!»), музейные  культпоходы, встречи с интересными и значимыми земляками. Использование  проектной технологии («Моя родословная», «Семейные реликвии») позволяет учащимся собрать и представить материал в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация).

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение»   позволяют изучать русский язык как средство межнационального и международного общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил родного, русского, иностранного языка. Включение  тем программы «Краеведение» ( в разделе  «Почему языки такие разные?» есть  темы «Язык и география», « Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки?») позволяет конкретизировать  содержание понятий «родной язык» и «государственный язык», назвать языки народов Удмуртии, предложить  правила  общения людей разных национальностей,   назвать слова приветствия, прощания, знакомства, предложения дружбы, извинения, просьбы и т.д. ( на родном для ребенка языке ), послушать их звучание  на разных языках

Тексты  подобраны так , чтобы ученики имели возможность наблюдения традиций, единства нравственно-эстетических и морально-этических ценностей разных  народов.  Использование сочетания чтения со звучанием народной музыки, знакомством с творчеством  художников и демонстрацией образцов декоративно-прикладного творчества  разных народов способствуют социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся. Произведения  разделов «Мы идем в библиотеку» («Пословицы и сказки народов родного края о дружбе), «Жизнь дана на добрые дела»,   «Лад и согласие – первое счастье», «Мои самые близкие и дорогие»  на уроках литературного чтения, «Народный календарь» на уроках окружающего мира, « Народные промыслы», «Земля - наш отчий дом»,  «Человек и человеческие отношения» на уроках ИЗО, «Искусство дарит людям красоту», «Передача радости и веселья в рукотворных изделиях» на уроках технологии, акцентируют   роль образования, труда, творчества в жизни человека. Параллельное использование тем программы «Краеведение » позволяет актуализировать основы культуры межэтнического общения (« Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями», « Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности», « Народные игры и общение»).

На уроках математики, одновременно с освоением предметных знаний, учащиеся выполняют дешифровку слов, текстов с нравственными понятиями, нормами поведения, культуры речи,  фамилиями великих российских  деятелей науки и культуры. Краеведческий материал позволяет  составление учащимися в творческом домашнем задании  аналогии, чтение дополнительной литературы для составления краткого рассказа о знаменитом земляке, последующее  проведение  игры «Поле чудес».

Внеурочная деятельность учащихся в данной модели реализуется за счет сетевого взаимодействия  с учреждениям дополнительного образования (ДД(Ю)Т «Краеведение. Туризм»,РЭБЦ «Путешествие с животными зоопарка»), применения  различных форм работы по программе (теоретические и практические занятия, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии, мастер-классы , культпоходы в культурно-просветительские учреждения города и республики,  общественно полезные практики,  туристические прогулки и поездки по городу Ижевску и Удмуртии),  способствует  формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, обеспечивает  готовность младшего школьника  к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, для воспитания, социально-педагогической  поддержки, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России  может быть построена на краеведческой основе модель организации  образовательного процесса в начальной школе в единстве урочной и внеурочной деятельности при интеграции возможностей УМК «Перспектива», единства воспитывающей деятельности классного руководителя и родителей,  сетевого взаимодействия с учреждениями

дополнительного образования.

учитель

Классный руководитель

Воспитатель ГПД

семья

УМК «Перспектива»

1.Краеведческая направленность предметов в УМК

2.Использование  проектной технологии, исследовательской деятельности

1.экскурсии

2.посещение мастер-классов 

3.туристические поездки , походы, турслеты

4. встречи с интересными и значимыми земляками

5. классные (клубные) часы,  интеллектуальные игры

6. подвижные  игры разных народов

1.Использование  проектной технологии

2.«За страницами учебника»

«Семейное чтение»

3.КТД  

сетевое взаимодействие  с учреждением дополнительного образования

(ДД(Ю)Т, РЭБЦ)

3.Мастер-классы по темам уроков технологии и ИЗО

Программы внеурочной деятельности

КТД, Праздник «Рябиновый разгуляй», походы, турслеты,

общественно полезные практики

авторская программа Н. В. Борлуковой «Краеведение. 2-4 классы »

«Я, моя семья, мои соседи» ( 2 класс)

«Мой Ижевск» (3 класс)

«Моя Удмуртия» (4 класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые правила для учителя при организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО

В данной работе рассматриваются первые правила для учителя начальных классов при организации учебного процесса в рамках введения ФГОС НОО. Здесь вы найдте рекомендации по проектированию рабочей ...

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....

модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе

описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО...

Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Педагогическая статья содержит подробное описание требованийФГОС НОО, СанПин к  созданию благоприятных условий для адаптации детей в школе, снятия статического напряжения школьников при одновреме...

модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО) особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное ...