модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе
статья (3 класс) по теме

описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

ФГОС НОО

ООП НОО  МБОУ «СОШ № 11»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

Программа формирования  экологической культуры и здорового безопасного

образа жизни

Программа коррекционной работы

Программа формирования УУД

Программа внеурочной деятельности 

Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования

УМК «Перспектива»

учитель

воспитатель ГПД      

Классный руководитель

Родители

1.Мастер-классы по темам уроков технологии и ИЗО

2. праздники, походы, турслеты, общественно полезные практики, участие в социальных проектах 

2. Авторская программа Е.Ю.Дмитриевой

 «Мой город Ижевск»

+ туризм  

3. Мониторинг соответствия  планируемым результатам ООП НОО  

Работа с учащимися

Работа с семьями

 1.Краеведческая направленность предметов в УМК

2. Выполнение заданий  раздела курса «окружающий мир» «За страницами учебника»

3. Привлечение родителей :  КТД, семейные народные праздники,   Дни здоровья, сопровождение  выполнения  проектов, исследовательской деятельности

4. Проведение родительских собраний, лекториев, КТД

5. Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Авторская программа  Н. В. Борлуковой, Г.С. Волковой  «Краеведение. 2-4 классы »

 Взаимодействие с культурно-просветительскими учреждениями города:

1. Нетрадиционные формы проведения уроков по окружающему миру, технологии, ИЗО, внеклассному  чтению и разделу учебника литературного чтения  «Самостоятельное чтение»

2. Встречи с интересными и значимыми земляками; ознакомление с биографиями выпускников, земляков, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма,  высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

3. Проведение  мероприятий, развивающих двигательную активность учащихся: подвижные  игры разных народов, народные праздники, интеллектуальные игры с краеведческой тематикой

Гражданско – патриотическое, экологическое

Общественно - полезная

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Проектная



Предварительный просмотр:

Муратаева КадрияДамировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11» г.Ижевска

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания.  Базовые национальные ценности (малая Родина,  народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа) должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей, способствуя  сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России

В  качестве основы для построения интегрированной комплексной образовательно-воспитывающей среды для младшего школьника средствами УМК «Перспектива»,  воспитывающего воздействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, родителей учащихся, педагогов дополнительного образования,  культурно-просветительских учреждений  представляет ценность авторская программа Н. В. Борлуковой, Г.С.Волковой  «Краеведение. 2-4 классы », как  синтез тем природоведческого, исторического, искусствоведческого содержания. Стержневыми  являются темы «Я, моя семья, мои соседи» (2 класс) , «Мой Ижевск» (3 класс), «Моя Удмуртия» (4 класс), объединяющие  следующие содержательные линии « Природа моего края»,  «История края», «Культура и традиции народов»,  ««Почему языки такие разные?», « Межэтническое  общение», « Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности», «Я исследователь».

 Содержание позволяет осуществить интегрирование изучения тем программы «Краеведение» в содержание всех учебных предметов УМК «Перспектива» (в нем авторским коллективом тоже заложена краеведческая направленность образования и воспитания), использовать как основу для построения системы воспитывающей деятельности классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, педагогов дополнительного образования при организации внеурочной деятельности младшего школьника по ФГОС НОО.

      В  содержание  предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива» включены понятия «культура» и «человек».  Темы «Я и моя семья», «Моя семья-часть моего народа», «Мы - семья народов России» (1 класс), «Мы – союз народов России» ( 2 класс),  обеспечивают  формирование отношения к семье как основе общества, знакомство  с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, формирование культуры межэтнического общения, уважения к  истории и образу жизни представителей народов России. В разделах  «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» (2 класс) организовано знакомство с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с изменениями в природе.

Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества (раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени.

В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности

Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.

Усиление воспитывающего воздействия  духовно-нравственных и культурных народных ценностей  в теме  «Народные праздники»  программы «Краеведение» возможно через  экскурсии, посещение мастер-классов по декоративно-прикладным ремеслам в центре «Галерея»,  праздника «Рябиновый разгуляй» в ДД(Ю)Т , в  музее-комплексе «Лудорвай», поездку «В гости к Тол Бабаю» в Шаркан, походы  в культурно-просветительские учреждения (филармонию, музеи, театры, библиотеки). Это  обеспечивает для младшего школьника общее представление  о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов, возможность позиционирования себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков.  Раздел «За страницами учебника» актуализирует базовые семейные ценности, возможность   творческого взаимодействия с семьями учащихся при организации воспитательной работы в классе (праздники «Мы все разные, но все же первоклассные!», «День Здоровья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Родной и единственной посвящаем!»), музейные  культпоходы, встречи с интересными и значимыми земляками. Использование  проектной технологии («Моя родословная», «Семейные реликвии») позволяет учащимся собрать и представить материал в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация).

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение»   позволяют изучать русский язык как средство межнационального и международного общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил родного, русского, иностранного языка. Включение  тем программы «Краеведение» ( в разделе  «Почему языки такие разные?» есть  темы «Язык и география», « Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Как возникают родственные языки?») позволяет конкретизировать  содержание понятий «родной язык» и «государственный язык», назвать языки народов Удмуртии, предложить  правила  общения людей разных национальностей,   назвать слова приветствия, прощания, знакомства, предложения дружбы, извинения, просьбы и т.д. ( на родном для ребенка языке ), послушать их звучание  на разных языках

Тексты  подобраны так , чтобы ученики имели возможность наблюдения традиций, единства нравственно-эстетических и морально-этических ценностей разных  народов.  Использование сочетания чтения со звучанием народной музыки, знакомством с творчеством  художников и демонстрацией образцов декоративно-прикладного творчества  разных народов способствуют социальной, межэтнической, межкультурной коммуникации учащихся. Произведения  разделов «Мы идем в библиотеку» («Пословицы и сказки народов родного края о дружбе), «Жизнь дана на добрые дела»,   «Лад и согласие – первое счастье», «Мои самые близкие и дорогие»  на уроках литературного чтения, «Народный календарь» на уроках окружающего мира, « Народные промыслы», «Земля - наш отчий дом»,  «Человек и человеческие отношения» на уроках ИЗО, «Искусство дарит людям красоту», «Передача радости и веселья в рукотворных изделиях» на уроках технологии, акцентируют   роль образования, труда, творчества в жизни человека. Параллельное использование тем программы «Краеведение » позволяет актуализировать основы культуры межэтнического общения (« Как знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями», « Способы решения спорных вопросов в соответствии с принципами толерантности», « Народные игры и общение»).

На уроках математики, одновременно с освоением предметных знаний, учащиеся выполняют дешифровку слов, текстов с нравственными понятиями, нормами поведения, культуры речи,  фамилиями великих российских  деятелей науки и культуры. Краеведческий материал позволяет  составление учащимися в творческом домашнем задании  аналогии, чтение дополнительной литературы для составления краткого рассказа о знаменитом земляке, последующее  использование полученных знаний при проведении  интеллектуальных игр, игры «Поле чудес».

Внеурочная деятельность учащихся в данной модели реализуется за счет сетевого взаимодействия  с учреждениями дополнительного образования (Дворец Детского (Юношеского) Творчества, Республиканский эколого-биологический центр), применения  различных форм по программе «Краеведение. Туризм» (теоретические и практические занятия, подвижные и интеллектуальные игры, экскурсии, мастер-классы , культпоходы в культурно-просветительские учреждения города и республики,  общественно полезные практики,  туристические прогулки и поездки по городу Ижевску и Удмуртии),  способствует  формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, обеспечивает  готовность младшего школьника  к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, для воспитания, социально-педагогической  поддержки, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России  может быть построена на краеведческой основе модель организации  образовательно-воспитательного процесса в начальной школе в единстве урочной, внеклассной  и внеурочной деятельности при интеграции возможностей УМК «Перспектива», единства воспитывающей деятельности классного руководителя и родителей,  сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать....

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. ”. В системно-деятельностном подходе категория ...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ДОМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (материал для проведения научно-практического семинара)

Довольно часто знания, получаемые, в процессе любой образовательной деятельности, бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной ситуации, являются мерт...

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе . Современные требования к уроку. ( презентация)...