Классный час и его подготовка
классный час (3 класс) по теме

Кислун Жанна Константивновна

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как класный час. Известные ученые считают;

 

"Классный час есть форма прямого общения со своими воспитанниками"

  

                                                                                                             В.П. Сазонов

 

"Классный час можно назвать специально организованной ценностно- ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру"

 

                                                                                                             Е.Н. Щуркова, Н.С Финданцевич

 

"Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя"

 

                                                                                                            Л.И. Маленкова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_i_ego_podgotovka.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час и его подготовка

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час. Необходимо определить прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Известные ученые считают:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками»

                                                                                                                               В.П. Сазонов

«Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.»

                                                                                           .Е.Н. Щуркова, Н.С. Финданцевич

«Классный час в нашем понимании это не какая- то определенная форма работы, а час классного руководителя»

                                                                                                                                  Л.И. Маленкова

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

- это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1.Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка

4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно- деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно- аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально- личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

- составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

- уточнение темы классного часа и генерирующих идей по его подготовке;

- выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

- индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

- составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

-проведение классного часа;

-анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (часа классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или другим причинам.

Необходимо отметить, что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи, изменяет содержание и методы проведения той или иной формы проведения классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определять его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста школьников, а также целей и задач, которые определил классный руководитель.

Советы по организации классного часа

1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающими, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить наводящие дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «Час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Методика подготовки и проведения классного часа.

Методика подготовки и проведения классного часа....

Сценарий классного часа, посвященного подготовке к празднику семьи

Данная разработка классного часа даст возможность познакомиться с оригинальным подходом в проведении классного часа на основе "Звёздочки идей",  классный час является введением в проект, реализац...

Сценарий классного часа, посвященного подготовке к празднику семьи

Данная разработка классного часа даст возможность познакомиться с оригинальным подходом в проведении классного часа на основе "Звёздочки идей",  классный час является введением в проект, реализац...

«ПОДГОТОВКА К ДНЮ УЧИТЕЛЯ». Классный час.

«ПОДГОТОВКА К ДНЮ УЧИТЕЛЯ».  Классный час....

Учебный материал для подготовки классного часа "День народного единства"

Данная презентация поможет классным руководителям наглядно проииллюстрировать историю возникновения данного праздника....