Главные вкладки

    Методика подготовки и проведения классного часа.
    методическая разработка на тему

    Романова Надежда Юрьевна

     

    Методика подготовки и проведения классного часа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klaschas1.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика подготовки и проведения классного часа.

    КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС

    Классный час – это…

    Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

    С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжечку определения этого понятия.

    В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:

            

            

    Методика проведения классного часа

    Классный час как форма организации воспитательного процесса

    Воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и  под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

    Одной из основных форм, в которых используется методика КТД, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело (воспитательное мероприятие).

    Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, Л.И. Маленкова составила определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы.

    1. Определение целей и задач.
    2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.
    3. Создание психологического настроя.
    4. Предварительная подготовка.
    5. Проведение самого мероприятия.
    6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
    1. обсуждение успешности (неуспешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
    2. собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.

    Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких часов). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.

    КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ

    СЛЕДУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

    1. обобщение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;
    2. усвоение детьми умений и навыков познательной и практической деятельности;
    3. формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;
    4. содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, его творческих и других способностей;
    5. формирование и развитие классного коллектива.

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

    И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

    (по  Е.Н.Степанову)

    Основные компоненты классного часа

    Традиционный классный час

    Личностно-центрированный классный час

    Целевой

    Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

    Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

    Содержательный

    Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях эту роль выполняют члены ученического самоуправления.

    Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо)  родителями определяют тему и содержание  классного часа.

    Организационно-деятельностный

    Главным, и часто единственным, организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы. совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с планом классного часа.

    Учащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с  учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

    Оценочно-аналитический

    При анализе и оценки классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися.

    В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.

    Макет методического оформления классного часа

            

            

            

            

                    

    ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА

    (по Е.Н.Степанову)

    Подготовку и проведение классного часа личностно-ориентированной направленности можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.

    ПЕРВЫЙ ШАГ

    Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год

    В определении тем классных часов принимают участие школьники и их родители. Важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета  «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).

    В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

    ВТОРОЙ ШАГ

    Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению

    Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос школьников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.

    ТРЕТИЙ ШАГ

    Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов

    Здесь чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.

    ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ

    Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа

    Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.

    ПЯТЫЙ ШАГ

    Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа

    Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:

    1. что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
    2. Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
    3. В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
    4. Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
    5. Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?

    Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.

    ШЕСТОЙ ШАГ

    Проведение классного часа

    Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.

    СЕДЬМОЙ ШАГ

    Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы

    по его подготовке и проведению

    В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как  проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.

    Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического  воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

    Технология и методика ситуационного классного часа

    Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, факторов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов.

    Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

    1. Тема.
    2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
    3. Информация (по материалам предварительной подготовки).
    4. «Я - позиция» и ее причины (учащиеся по кругу).
    5. «Я – позиция» и общественно значимая норма.
    6. Дискуссия.
    7. Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
    8. Свободный выбор.
    9. Мотивация.
    10. Реальный результат.

    Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

    Рассмотрим методику проведения классного часа «Итоги четверти (года)».

    Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, учеников имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.

    Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.

    Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

    Технология классного часа

    Методика классного часа

    Размещение учащихся в круге.

    Информация (3 мин.).

    Демонстрация сравнительной таблицы уровней облученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).

    Изложение «Я – позиция»

    Причина «Я – позиция»

    (7 мин.).

    Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

    1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
    2. Что каждому из вас мешает лучше учиться?
    3. Что может помочь вам в учебе?

    «Я – позиция» и общественно значимая норма.

    Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.).

    Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

    1. В жизни существует две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
    2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
    3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

    Дискуссия (10 мин.).

    Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

    Рефлексия (5 мин.) 

    Учащиеся по кругу отвечают на 1-й вопрос, а на 2-й, 3-й – желающие.

    1. Что вы считает полезным для себя в этом обсуждении и почему?
    2. Что понравилось, почему?
    3. Что не понравилось, почему?

    Свободный выбор.

    Речь классного руководителя (2-3 мин.).

    Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.

    Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению.

    Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении.

    Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.

    Наблюдение.

    УСПЕХОВ ВАМ ВО ВЗАИМОПОНИМАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ

    мои дорогие коллеги!


    Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организаций фронтальной воспитательной работы.

    Н.И. Болдырев

    Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьной системы отношений к окружающему миру.

    Н.Е.Щуркова, Н.С. Финданцевич

    Классный час – время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.

    Е.В.Титова

    Классный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.

    Л.И.Маленкова

    Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую у них системы отношений к окружающему миру.

    Л.В.Байбородова

    Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.

    В.П.Созонов

    ОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ

    КЛАССНОГО ЧАСА:

    Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса,,,

    НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ


    как гибкая  по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.

    Организационно-деятельный

    компонент:

    Дата:____ Время:___

    Место: ____________

    Участники: _______

    Гости: ___________

    Место данного классного часа в воспитательном процессе класса

    и лицея:____________

    оборудование и оформление:

    1.

    2.

    3.

    Предварительная

    подготовка:________

    Целевой

    компонент

    классного часа


    Цель:__________

    _______________


    Задачи:

    1._____________

    2._____________

    3._____________



    Основная часть:

    _______________________________________________________________________

    Заключительная часть: ___________

    _____________________________________________________

    Используемые источники:

    1.

    2.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    Приложение:





    Содержательный компонент

    классного часа


    Основное содержание: ______________

    Вступительная часть: ____________

    ______________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Родительское собрание: методика подготовки и проведения"

    Материал доклада поможет правильно подготовить и провести родительские собрания в школе....

    Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

    Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

    «Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)

    «Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...

    ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)

    Данный материая поможет подготовится и провести классные часы личностно-ориентированной направленности. Можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий....

    Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов

    ) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев) 2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентац...

    Методика подготовки и проведения классного часа.

    В помощь классному руководителю. Методика подготовки и проведения классного часа....