Главные вкладки

    Методическая разработка по подготовке и проведению классного часа.
    классный час по теме

    Иконостасова Анастасия Николаевна

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: « Методические рекомендации по подготовке и проведению классного часа».

            • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”.

     (В. П. Созонов)

     

    • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая

    форма работы, а час классного руководителя”.

    (М. Л. Маленкова)

    Классный час – это гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общения классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализции участников образовательного взаимодействия.

    Классный час способствует решению следующих педагогических задач:

     

     1.Обогащение учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, науки и технике.

    2. Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности. 3.Формирование и развитие эмоциональной и чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

    4.содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его творческих и других способностей.

    5.Формирование и развитие классного коллектива.

    Функции классного часа:

    1) Просветительская – расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе;

    2) Ориентирующая – формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.

    3) Направляющая – переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

    4) Формирующая – реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

    Требования к содержанию классного часа:

    1)Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок – к суждениям.

    2)В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности – проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

    3)Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

    4) Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

    5) В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть.

    Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.

    Организация и проведение классного часа

    Классный час состоит из нескольких частей:

    1.        Вступительная часть – постановка вопроса

    2.        Основная (содержательная) часть – материал для решения вопроса

    3.        Заключительная часть – решение вопроса и определение его жизненного значения.

    Подготовка к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:

    1.        Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом

    2.        Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа

    3.        Составление плана подготовки проведения классного часа

    4.        Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора

    5.        Определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме

    6.        Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа

    7.        Выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей.

    Основные принципы деятельности при организации и проведении классных часов:

    1.Принцип взаимосвязи сознания и деятельности предполагает выбор таких форм и методов работы, которые воздействуют одновременно и на сознание, и на поведение ребенка.

    2.Принцип личностно-ориентированного подхода предполагает приоритетное внимание к развитию личностных качеств ребенка.

    3.Принцип вариативности предполагает гибкое следование программе воспитательной работы и корректировку содержания работы с учащимися в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, дел, акций.

    4.Принцип продуктивности - получение классным руководителем реального и практического продукта, имеющего ценность для формирования личности ребенка.

    Основные компоненты классного часа:

     - целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребенка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни;

    - содержательный - содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения ребенка;

    - организационно-деятельный - обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предполагается активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности;

    - оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

    Формы проведения классных часов:

    Дискуссионные формы:

    - диспут;

    - дискуссия;

    - конференция;

    - круглый стол;

    - вечер вопросов и ответов;

    - встреча с приглашенными людьми;

    - лекция;

    - лекторий

    - аукцион.

     Формы состязательного характера:

    - конкурс

    - викторина

    - путешествие

    - КВН

    - эстафета полезных дел

    - смотр

    - парад

    - презентация

    - турнир

    - олимпиада;

     Творческие формы:

    - фестиваль

    - выставка

    - устный журнал

    - живая газета

    - творческий труд

    - представление (проектов)

    - юморина

    - спектакль

    - концерт

    - ярмарка;

    Игровые формы:

    - ролевые игры

    - сюжетные игры

    - интеллектуальные:

       / казино

       / морской бой

    - игры – катастрофы;

            Формы психологического просвещения:

    - тренинг

    - исследование;

            Подвижные формы:

    - веселые старты

    - малая олимпиада

    - школьная олимпиада

    - день...(атлетики, здоровья и т.д.)

            Формы работы вне школы:

    - экскурсия

    - поход

    - выход (концерт, цирковое, театральное представление)

    Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

    Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы для проведения классного часа.

    Классный час по теме "Верный друг- живое сокровище". Включила  рассказы, стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе....

    Методика подготовки и проведения классного часа.

    Методика подготовки и проведения классного часа....

    Методическая разработка по теме: «Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов».

    Личностно-ориентированный классный час связан, прежде всего, с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности....

    ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА (по Е.Н.Степанову)

    Данный материая поможет подготовится и провести классные часы личностно-ориентированной направленности. Можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий....

    Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов

    ) Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев) 2) Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентац...

    Методика подготовки и проведения классного часа.

    В помощь классному руководителю. Методика подготовки и проведения классного часа....

    «Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»

    laquo;Знакомство классных руководителей с различными формами проведения классных часов»...