Семья и школа - единое воспитательное пространство.
проект (1 класс) по теме

Рыбкина Татьяна Александровна

Проект в рамках детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, направленный на воспитание подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Проект

«Семья и школа – единое воспитательное пространство»

Рыбкина Т. А.

Номинация «Забота о детях» – инициативы в рамках детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, направленные на воспитание подрастающего поколения

4. Информация о проекте

4.1. Название проекта:  «Семья и школа – единое воспитательное пространство»

4.2. Цель и задачи проекта:

Цель: Создание благоприятных условий для обеспечения однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытие его индивидуального, творческого потенциала на основе интеграции развивающегося потенциала семьи.

Задачи:

-  развитие системы сотрудничества с семьей в интересах ребенка;

-  взаимодействие с родителями в воспитании общей культуры, создание эмоционально благоприятного климата, ориентированного на общечеловеческие ценности;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, родителей и детей;

- содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и восстановлению традиционного уклада жизни;

- создание условий для развития и самореализации детей, одаренных в интеллектуальном, спортивном, творческом отношении;

- повышение качества знаний обучающихся (воспитанников), расширение возможностей развития индивидуальных способностей;

- максимальное сближение интересов педагогов и родителей по  созданию единого воспитательного пространства.

4.3. География проекта (регион/муниципальное образование, в котором реализуется проект) Каширский муниципальный район

4.4. Краткое описание сути и результатов проекта.

Аудитория проекта? Каким образом осуществляется реализация проекта? Какова продолжительность проекта? Каковы результаты проекта? Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект рассчитан на обучающихся (воспитанников) 1-4 классов  и родителей (законных представителей) образовательных школ-интернатов Московской области.

Сроки и этапы реализации проекта: 01.09.2010г. – 31.05.2014г.

I этап – диагностический (01.09.2010-31.10.2010)

1.​ Психолого-педагогическая диагностика семей обучающихся (воспитанников):

- демографическая характеристика семьи;

-  жилищно-бытовые условия;

-  социально-профессиональная характеристика семьи;

-  нравственная культура семьи, мировоззренческие установки взрослых членов семьи;

-  культурный уровень семьи, семейные традиции;

-  педагогический фон семьи, характер взаимоотношений в семье;

2. Посещение классным руководителем всех семей обучающихся  (воспитанников),  составление актов обследования семьи.

    3. Педагогические выводы об условиях воспитания в семье:

-  основные трудности в воспитании;

-  педагогический опыт каждой отдельной семьи;

 -  выявление проблемных ситуаций в отдельных семьях;

- выявление неблагополучных семей для их последующего педагогического сопровождения.

4. Составление на основе полученных данных социального паспорта на каждого обучающегося (воспитанника).

5. Выявление интеллектуально и творчески одаренных обучающихся (воспитанников);

6. Выявление детей, имеющих трудности в обучении и воспитании.

7. Анализ отношениий классного руководителя с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

         II этап – проектно-мобилизационный (01.11.2010-31.12.2010)

   - составление прогноза ожидаемых результатов от реализации проекта;

   -  определение стратегии проектного замысла;

  -  разработка плана действий по реализации проекта;

  -  разработка комплексно-целевой программы «Семья и школа – единое воспитательное пространство»

                    III этап - внедренческий (01.01.2011-31.03.2014)

 1.Организация сотрудничества с родителями обучающихся (воспитанников):

  -  обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о целях и задачах личностного развития ребенка;

 - установление доброжелательных отношений с родителями;

  -  выработка совместного с родителями единого взгляда на ребенка, основанного на доверии к его личности;

  -  определение совместных требований к ребенку;

 -  выработка оптимального для ребенка режима жизни дома;

 - постоянное информирование родителей о процессе воспитания и успехах, продвижении и развитии ребенка (дневник.ру, электронная почта и другие современные средства коммуникации);

  -  выявление причин дезадаптации ребенка в школе и устранение их совместно с родителями;

   - ежегодное анкетирование родителей, позволяющее выстраивать работу с каждой семьей в своем направлении;

  -  при необходимости организация коррекции семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка;

  -  формирование родительского комитета, распределение обязанностей в зависимости от интересов и пожеланий родителей.

2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей обучающихся (воспитанников):

  -  школа молодого родителя;

  - родительский клуб;

  -  психолого-педагогические лектории;

  -  родительские конференции;

  -  открытые уроки для ознакомления родителей с новыми программами по предметам, методикой преподавания, требованиями учителя;

  -  индивидуальные тематические консультации;

  -  ролевые игры;

 -  педагогические дискуссии;

  -  психологические разминки;

  -  педагогические практикумы по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций;

  -  родительские чтения;

  -  родительские вечера вопросов и ответов;

  -  родительские тренинги;

  - интернет-консультации;

  - инструктажи-рекомендации;

  -  памятки для родителей;

  - микрогрупповая работа с родителями.

  3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

  -   родительские собрания (тематические, собрания-диспуты, итоговые);

  - родительские дни в школе;

  -  презентация  опыта семейного  воспитания;

  -  совместные творческие дела  (участие обучающихся (воспитанников) в различных творческих конкурсах  муниципального, регионального и федерального уровня);

  - организация совместных досуговых мероприятий  (праздников, выступлений художественной самодеятельности, экскурсий, спортивных соревнований, походов).

  - участие родителей в проектной деятельности;

  - участие родителей в составлении портфолио  обучающихся (воспитанников);

  - собрания-прецеденты родителей из разных классов или разных параллелей.

 4. Работа с родителями  обучающихся (воспитанников) из неблагополучных семей:

   - индивидуальный социальный патронаж семьи;

  -  регулярное ведение тетради сопровождения и наблюдения обучающегося  (воспитанника);

  -  регулярные индивидуальные беседы с родителями обучающихся (воспитанников), состоящих на различных видах учета;

  - предотвращение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними;

   - индивидуальное консультирование, советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

  -  выявление реальных возможностей улучшения обстановки в семье;

  - моральная поддержка, готовность сопереживать;

  - демонстрация  положительных сдвигов, даже не очень существенных, эмоциональная поддержка родителей.

  - социальная помощь семьям, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств, обращение к различным специалистам;

 5. Работа с родителями одаренных обучающихся (воспитанников):

   - психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка;

   - создание информационной среды для родителей (круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки»);

  - оказание методической и практической помощи родителям данной категории обучающихся (воспитанников);

  - совместная практическая деятельность одаренного ребенка и его родителей;

  - поддержка и поощрение родителей и обучающихся (воспитанников)  на уровне школы.

 6. Работа с родителями, дети которых имеют трудности в обучении и воспитании:

  - педагогическая помощь семьям, где родители недостаточно педагогически компетентны, обращение к различным специалистам;

  -  социальная помощь семьям, когда семейные трудности  сказываются на успеваемости и поведении обучающихся (воспитанников);

  -  медицинская помощь семьям в поставке диагноза, при необходимости – лечения;

  - психологическая помощь семьям, когда причины успеваемости обучающихся (воспитанников) лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи;

 - разработка индивидуальной программы коррекции для обучающихся (воспитанников);

  - создание благоприятной обстановки в школе и дома, которая позволяет ребенку работать в доступном для него темпе;

 -  коррекция некоторых форм поведения родителей, таких как необъективная оценка поведения ребенка, стремление уйти от трудностей;

  -  повышение личностной самооценки родителей в связи  с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

                          IV этап – обобщающий (01.04.2014-31.05.2014)

 - ​ проведение мониторинговых исследований эффективности реализации проекта;

 - ​ подведение итогов реализации  проекта;

  - обобщение и распространение  опыта работы программы «Семья и школа – единое воспитательное пространство»;

  - определение перспектив дальнейшего партнерства семьи и школы в интересах развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

  - повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия их творческого потенциала;

  - выработка у родителей педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций;

  - совместная работа  по воспитанию детей в школе и дома;

  -  совместный поиск психолого-педагогических методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

  -  согласованность семьи и школы в вопросах воспитания и обучения;

  - создание единого воспитательного пространства семьи и школы в процессе реальной практической жизнедеятельности;

  - включение семьи в деятельность воспитательной системы школы;

  -  усиление взаимодействия семьи и школы;

  - укрепление связи с семьей;

  -  повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей;

  -  удовлетворенность родителей педагогической деятельностью;

  - сформированность  у родителей положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу школы;

  -  избежание конфликтов, вызванных незнанием или непониманием всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе;

 -  положительная динамика мотивации достижений обучающихся (воспитанников);

  - улучшение взаимоотношений  ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок-ребенок;

  - снижение факторов риска в детско-родительских отношениях;

  - оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии;

  -  участие родителей в сборе и распространении лучшего опыта семейного воспитания;

  -  родительская солидарность, сплоченность, активность в учебно-воспитательном процессе;

  - создание условий для развития родительских общественных групп;

  - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

  - поддержка и развитие интереса к человеку в семье;

  - совместная деятельность учителя, родителей, ребенка по воспитанию нравственной, эстетической, физической культуры, здорового образа жизни, трудолюбия и интеллектуального развития;

  -  развитие коммуникативных способностей родителей в классном родительском коллективе;

  -  создание условий для оптимального развития каждого обучающегося (воспитанника);

  -  развитие педагогического мышления и воспитательских умений родителей;

  -  повышение уровня воспитанности обучающихся (воспитанников);

  - постоянная забота родителей о развитии личности ребенка;

  -  установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности;

  - активная педагогическая позиция родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества;

  -   совместная с родителями работа с одаренными детьми;

  -  поддержка творческих устремлений родителей;

  -  увеличение количества участников различных интеллектуальных, творческих конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований, проектных мероприятий;

  - увеличение количества победителей и призеров  различных интеллектуальных, творческих конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований, проектных мероприятий;

  - совместно с родителями создание адекватных условий для развития психосоциальной сферы одаренных детей;

  -  совместно с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и дома;

  - совместное с родителями проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, мероприятий, позволяющим обучающимся (воспитанникам) проявить свои возможности;

  -  совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся (воспитанников), умений применять их в нестандартных ситуациях;

  - своевременное  выявление неблагополучных семей и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи;

  - профилактика семейного неблагополучия;

  - изменение отношений в неблагополучной семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

  - совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений;

  - коррекция комплексных трудностей детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании;

  - уменьшение количества неуспевающих обучающихся (воспитанников).

 Перспективы дальнейшего развития проекта:

Планируется продолжение реализации проекта в 5-11 классах.

4.5. Стадия реализации проекта:

4.5.1. Проект находится в процессе реализации

5. Какое отношение к реализации проекта Вы имеете?

5.1. Реализую собственный проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

Моя статья из сборника "Детский сад и школа -единое образовательное пространство"

Детский сад и школа - единое образовательное пространство...

Единое воспитательное пространство семьи и школы.

Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься п...

Семья и школа - единое целое.

В данной статье говорится о взаимосвязи семьи и школы....

«Развитие единого здоровьесберегающего пространства в рамках преемственности между школой и семьей»

Психологические рекомендации родителямв ситуации перехода на дистанционное обучение.- Актуальность проблеммы- Принципы помощи ребенку-Принципы помощи самому родителю...