Единое воспитательное пространство семьи и школы.
опыты и эксперименты на тему

Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinoe_vospitatelnoe_prostranstvo_semi_i_shkoly.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание единого воспитательного пространства семьи и школы.

Князева Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ  Гимназия № 46 г. Кирова

Современное общество находится в поисках идеи, которая могла бы объединить семью и школу. Это может и должно быть воспитание подрастающего поколения. Школа даёт уроки общения, нравственности. А семья – это и есть то основное воспитательное звено, которое больше всего влияет на человека, на его отношение к различным видам деятельности: к учёбе, делам, отношениям в коллективе. Только тогда, когда учитель и родители действуют сообща, помогая, поддерживая, а иногда и поправляя друг друга, могут достичь положительного результата в воспитании, да и в обучении тоже. Поэтому одним из главных направлений воспитательной работы учителя  является работа с семьёй.

Необходимость взаимодействия с семьёй обусловлена следующим:

-Темп обучения в школе требует сопровождения и поддержки со стороны родителей.

-Семья является ресурсом формирования разносторонне-развитой личности. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

-Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.  Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка.

Семья – является транслятором( носителем) культурного наследия народа. В семье передаются традиции общения, ремесла, многие из которых уже утрачены, но возобновляются в новом виде.

Большинству родителей учеников начального звена обучения нет ещё 30 лет. Это в основном молодые энергичные люди, неравнодушные к своим детям, желающие дать им всё самое лучшее. Однако, некоторых молодых людей отличает низкий уровень психолого-педагогической грамотности, что снижает воспитательный ресурс и потенциал этих родителей.

Для педагога начального звена знакомство с родителями  учащихся класса является  первостепенной задачей: только поняв семью можно понять ребёнка.

Для эффективности взаимодействия с семьёй учитель должен владеть информацией об отношениях в семье, их влиянии на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать формы и методы работы, как с коллективом учащихся, так и с личностью.

В своей работе педагог начального звена ориентируется на решение следующих задач:

- установление тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения;

- возрождение нравственно-этических воспитательных норм, традиций семейного уклада;

- формирование, обогащение семейных ценностей, ответственного отношения ребенка к их упрочению и приумножению;

- улучшение взаимоотношений в семье.

Взаимодействие педагогов с родителями учащегося направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.

Работа с семьей учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Познаём семью

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления - изучение семейной  истории.

Реализация цели осуществляется через систему творческих заданий, обязательным условием которых является участие родителей в их выполнении.

Каждое задание – тема классного часа. Все задания учащимися оформляются, становятся материалами классных выставок, исследовательских докладов, сочинений.

2. Помогаем семье

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления- организация трудовых поручений учащихся в семье.

Таковыми являются: помощь по дому, забота о младших детях семьи, доброе отношение и забота о старших (дедушках и бабушках), помощь в уходе за домашними животными, уход за комнатными растениями, выполнение поручений взрослых. Ребята в своих сочинениях, выступлениях на классных часах рассказывают о своих домашних обязанностях. Выполнением детьми домашних обязанностей становится зоной внимания педагога и родителей.

3. Укрепляем семью

Целью воспитательной деятельности в рамках данного направления-создание условий для укрепления семейных и детско-родительских отношений.

Механизмами реализации данной цели являются родительские собрания, которые проходят чаще не виде лекции или отчёта классного руководителя, а в форме диспута, круглого стола, где родители обсуждают трудности, с которыми они сталкиваются в деле воспитания детей, индивидуальные консультации для родителей по проблемам воспитания, организация и проведение семейных вечеров, семейных гостиных.

4. Отдыхаем с семьёй

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления -формирование, обогащение опыта семейного досуга.

В работе с родителями по данному направлению используются как традиционные так и нетрадиционные формы работы, во время проведения которых создаётся ситуация общения между родителями и детьми, а также между разными семьями,

         Кроме перечисленных мероприятия по этому направлению можно выделить ещё одно очень важное - совместные трудовые дела.

5. Украшаем семью.

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления-создание условий для совместной творческой деятельности в семье, упрочение межпоколенных связей.

К работе по выполнению творческого задания привлекаются в рамках данного направления бабушки и дедушки. Именно они являются в классе организаторами работы школы народных умельцев, лаборатории «Очумелые ручки»,  фабрики игрушек-самоделок.

6. Радуем семью

Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – обучение приемам проявления внимания и заботы в отношении своих близких. Это обеспечивается: поздравлением родных открытками, сувенирами, сделанными своими руками, организацией концертов для родителей, бабушек и дедушек, ежедневными добрыми делами «Улыбка в доме».

Родители являются обязательными участниками всех направлений деятельности, выступая их организаторами, ведущими, «знатоками» и исполнителями.

Итогом такой работы с семьей стало единое воспитательное школьно-семейное педагогическое пространство, в котором каждый ребенок - объект внимания и заботы.

 Детям, родителям и учителю интересно вместе, у них есть общая событийность, а значит общие заботы, дела, содержательное общение, построенное на единой системе ценностей. Такому пространству свойственна доброжелательность, тактичность, взаимоуважение, откровенность и доверительность.

Только совместными усилиями, дополняя друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. Участвуя в воспитательных мероприятиях классах, школы, семья значительно укрепляет и развивает свой воспитательный ресурс, межпоколенные семейные связи, обеспечивает полноценное и гармоничное развитие своих детей, дополняет свой опыт воспитания ребёнка опытом других родителей, а главное это позитивно сказывается на  нравственности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа «Единое образовательное пространство «Детский сад – школа».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированн...

Семья и школа - единое воспитательное пространство.

Проект в рамках детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, направленный на воспитание подрастающего поколения....

Восстановление воспитательных функций семьи и школы.

Восстановление воспитательных функций семьи и школы.Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротс...

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...

Создание единого коррекционного пространства в ГБОУ школе - интернате №1 ст.Елизаветинской.

Из статьи педагоги могут узнать о том, как организовать единое коррекционное пространство для детей с тяжелыми нарушениями речи, и как это пространство организовано в ГБОУ школе-интернате №1 ст.Елизав...