Экспериментальная программа «Единое образовательное пространство «Детский сад – школа».
методическая разработка по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.
Актуальность.
Разработка данной программы стала острой необходимостью для устранения проблемы дезадаптации детей во время перехода от дошкольного периода к школьной деятельности с целью сохранения их эмоционального и физического здоровья. Реализация программы направлена на создание социально – психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно развиваться в школьной среде.
Одним из кризисных периодов дошкольного возраста является переход из детского сада в школу. Специфика этого периода пока не полностью изучена, но, с точки зрения педагогов и психологов, это период наибольших эмоциональных и физиологических затруднений малышей.
  Изменившиеся условия жизнедеятельности предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию, а так же к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий, к уров¬ню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      « Уча других, мы учимся    сами»

                                                                                                          Сенека

                                                                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.

Актуальность.

Разработка данной программы стала острой необходимостью для устранения проблемы дезадаптации детей во время перехода от дошкольного периода к школьной деятельности с целью сохранения их эмоционального и физического  здоровья. Реализация программы направлена на создание социально – психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно развиваться в школьной среде.

Одним из кризисных периодов дошкольного возраста является переход из детского сада в школу. Специфика этого периода пока не полностью изучена, но, с точки зрения педагогов и психологов, это период наибольших эмоциональных и физиологических  затруднений малышей.

         Изменившиеся условия жизнедеятельности предъявляют более высокие требова ния и к интеллектуальному, и к личностному развитию, а так же к степени сформированности у них определенных учебных знаний и действий, к уров ню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п.

       Однако этот уровень развития детей  далеко не одинаков. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного ро да трудностей, возникающих не только у учащихся, но и у их педагогов. Учителя, психологи, медицинские работники рассматривают возможность решения этих непростых для всех участников учебного процесса проблем в углубленном изучении индивидуально-психологических особенностей детей, в единстве учета особенностей школы и особенностей ученика, в ко ординации работы школы с семьей учащегося, в развитии адаптивных качеств (общительность, доброжелательность и др.).

    Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что воспиты вать ребенка следует буквально с первых дней его жизни. В за висимости от того, как это осуществлялось, дети успевают при обрести к своему поступлению в школу целый ряд различных привычек и навыков. Какие из них утвердятся, сформируются во взгляды, стойкие черты характера,— во многом зависит от влияния педагогов и воспитателей. В этом возрасте они очень восприимчивы ко всему, что узнают и видят. Именно тогда и закладываются уже достаточно прочные основы отношения к себе и к окружающему миру. Отсюда ста новится понятной особая важность и ответственность задач, стоящих перед педагогами.

        Нужно терпеливо и настойчиво учить ребят справедли вости, доброте, пониманию прекрасного. Очень важно дать им почувствовать радость своего движения вперед, удовлетворение от успешно выполненной работы, от хорошего поступка. Именно воспитательная работа  является главным в становлении личности младшего школьника.

Педагогам современной школы приходится переосмысливать свой опыт, пересматривать некоторые взгляды на обучение и воспитание, многому учиться заново.

Учителя начальной школы находятся сейчас в наиболее трудных условиях, так как получают в первые классы неизвестный ранее контингент.

« Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений. Способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания», - утверждал В.А.Сухомлинский. Нужно помнить мудрую педагогическую истину: чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях.

 

Основные цели и задачи программы:

  1. создание благоприятных условий для развития духовного потенциала ребенка, навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
  2. формирование у ребенка внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня  школьной  тревожности;
  3. заинтересовать будущих первоклассников, побудить к творчеству и обучению в доступной для них форме;
  4.  закреплять и совершенствовать имеющиеся  навыки при выполнении различных работ;
  5. развивать мотивацию ребенка к обучению, творческому поиску, помочь сформировать познавательные интересы и   творческое мышление;
  6. развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус;
  7. оказание помощи малышам в усвоении школьных правил.

Как определить, готов ли ребенок к обучению в школе?

Целостной программы всестороннего изучения будущего школьника не существовало. Заполнялись личные дела, анкеты. Медицинская карта мало интересовала учителя, ее сдавали медработнику школы. Кроме того, первоначальное знакомство с ребенком не связывалось с дальнейшим его воспитанием.

Традиционно, начиная с первого школьного дня, дети сравнивались друг с другом. Сравнивались главным образом, результаты учебной работы, успеваемость. Умение читать, писать, считать – по этим показателям нередко оценивалось в целом личность начинающего школьника. Отрицательные последствия такого подхода очевидны.

        Поэтому одним из условий здоровье сберегающего фактора, является разработка совместных действий учителей, медицинский работников и родителей.

        Их двух начинающих школьников один прекрасно усваивает учебный материал, запоминает звуки, буквы, правильно читает, внимателен и активен на уроке, доброжелателен в общении, а другой не может продвинуться в учебе, непослушен, капризен. Почему? Без знания причин нельзя обучать и воспитывать. А они могут быть самые разные:

  1. слабое здоровье ребенка;
  2. неразвитые внимание и память;
  3. неумение общаться со сверстниками;
  4. неумение выполнять указание учителя и т.д.

Современная педагогика нацеливает на исследовательский подход в обучении и воспитании. Он состоит в том, что учитель ориентируется в своей учебно – воспитательной работе не только на внешние, видимые показатели (умение детей решать задачи, знание правописание и др.), но и на уровень общего развития (умственного, нравственного, физического). В условиях классно – урочной системы обучение детей происходит фронтально, на одном и том же учебном материале, одинаковыми методами. Но развитие каждого происходит своим путем. Нельзя ожидать, что в один и тот же момент все дети достигнут одинакового уровня развития, такого никогда не будет. И значит нельзя, особенно в начале обучения, сравнивать детей друг с другом. Надо, чтобы учитель следил за общим развитием каждого ребенка пол отношению к исходному уровню.

     Наша программа «Единое образовательное пространство детский сад – школа» позволяет определить начальный уровень развития каждого ребенка, выявить и ликвидировать причины, мешающие или задерживающие развитие личности ребенка.

        Исследовательский подход требует не от случая к случаю, а постоянно следить за общим развитием каждого ученика. Только при этом условии можно внести коррективы в работу учителя. Отсюда становится понятно, какое большое значение имеет выявление особенностей каждого ребенка перед началом обучения.

        Важными показателями готовности детей к школе, являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребенок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом подвержен частым простудам, имеет серьезные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно. Начальный этап обучения, какие бы для этого ни создавались благоприятные условия, сопровождается определенным стрессом для ребенка. При этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться.

Задача сохранения здоровья и укрепление физического развития дошкольников серьезны и требуют особого внимания. Особенности физического развития дошкольников являются решающим фактором при определении условий работы первого класса.

        Большое внимание этому уделяется потому, что физическое развитие в возрасте от шести до семи лет совершает «скачок», происходит неравномерно по отношению к разным функциональным системам. Прибавка в весе за год составляет 3 – 4 килограмма, а росте – 9 – 10 сантиметров. Интенсивное увеличение роста связано с усилением функционирования эндокринных желез, ростом трубчатых костей ног и рук. В тоже время изгибы позвоночника в области шеи и груди у детей окончательно не сформированы. Слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, мышцы глаза.

        Некоторые отставания показателей физического развития не является в целом препятствием к школьному обучению, но требуют огромного внимания к условиям физического развития, чтобы предотвратить нарушения осанки, появление близорукости, плоскостопия и т.д. Поэтому задолго до первого сентября, не позднее, чем марте, апреле, будущие первоклассники должны проходить диспансеризацию, программа которой предусматривает определение функциональной готовность к школьному обучению. Если диспансеризация проводится неформально, своевременно, то за 4 – 5 месяцев, оставшихся до начала учебного года, можно и нужно организовать работу по закаливанию детей, профилактическое лечение, укрепить нервную систему ребенку, исправить некоторые недостатки и привычки его поведения. Более тесный контакт надо иметь с семьями детей, которые не посещали детский         сад, нужно позаботиться о том, чтобы родители своевременно привели будущих школьников на медицинское обследование в нужный срок.

Наблюдения показывают, что неумение общаться в классе ( даже если оно проявляется вне урока) часто является причиной плохой успеваемости детей. Чтобы это предотвратить, нужно тщательно исследовать причины разногласий со сверстниками у будущих первоклассников. Те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, нельзя воспитать в узком кругу семьи. В этом вопросе тоже как можно раньше нужно дать совет родителям. Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Отсутствие подобных умений является одной из главных трудностей в обучении будущих первоклассников. Названный аспект проблемы подготовки к школе касается как «домашних», так и детсадовских детей, хотя, конечно, в разной степени.

Задача учителя заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей, воспитателей детского сада на важность этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Авторитет учителя начинает формироваться еще до поступления ребенка в школу, и в ходе подготовительной работы можно повлиять на этот процесс.

Чтобы быть по- настоящему учеником, успешно учиться, ребенок должен понимать учебную задачу. Вместе с тем, чтобы обучать детей, нужно иметь представление о развитии соответствующих качеств конкретно у каждого ребенка. С этой целью до   начала учебного года необходимо провести раннюю диагностику будущих первоклассников.

Во время устной беседы проверяется речь ребенка, способность ребенка понимать вопрос и отвечать по существу, не отвлекаясь на постороннее, фонематический слух, логичность рассуждений; при выполнении практических заданий - сенсорное развитие, умения планировать свои действия.

Наряду с этим выявляется исходный уровень первоначальных математических представлений, знание цифр, букв, умение читать, владение ножницами и др. Но эти показатели не являются существенными. Некоторые учителя полагают, что детей, не умеющих читать, легче обучать правильному чтению (не нужно переучивать). Вместе с тем нельзя не считаться с запасом знаний ребенка, полученных до школы.

Завершая обсуждение вопроса о готовности детей к школе, хочется подчеркнуть следующее. Проведение ранней диагностики, знакомство с условиями жизни и воспитания детей в семье и детском саду, оказание самой разнообразной помощи родителям и работникам детского сада и т. д. – все это долгая, кропотливая, но очень важная работа. Облегчить ее может четкое планирование. Официальная, обязательная диспансеризация 6- летних детей проводится в апреле - мае. Но учителю полезно знать, каково здоровье и особенности детей, значительно раньше, чтобы совместно с родителями готовить их к школе. В связи с этим учителю лучше всего начать знакомство со своими будущими учениками в феврале- марте.  Почему это так важно? Дело в том, что именно в это время решается вопрос, отдавать ли   ребенка в школу. Немаловажную, а иногда и решающую роль при этом играет то впечатление, которое складывается у ребенка и его родителей от встречи с учителем. Известно, что первый учитель чаще всего становится на всю жизнь нашим главным Учителем.

Приняв окончательное положительное решение, родители нуждаются в квалифицированной помощи, советах, как готовить ребенка к школе. Некоторые дети должны пройти курс лечения, особенно при хронических заболеваниях. С результатами медицинского обследования учитель обязательно должен ознакомиться и помочь родителям внести коррективы в программу подготовки ребенка к школе в последние, самые решающие месяцы перед началом учебного года.

Вполне вероятно, что в ходе обследований, собеседований будет получена масса сведений, которые нужно четко зафиксировать. Если этого не сделать, работа потеряет смысл, ведь нельзя такую обширную информацию удержать в памяти.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По окончании курса  « Школы будущего первоклассника» ребенок должен соответствовать разработанной нами «Модели будущего первоклассника»:

  1. Общий уровень развития.

Знание времени года.

Знание месяцев (название), их последовательность.

Знание дней недели, их последовательность.

Умение рассказывать стихотворение.

Умение выделять главное.

Умение сравнивать.

Умение давать обобщающие понятия.

Умение выделить лишний предмет из ряда однородных.

Умение дать развернутое объяснение.

Умение решить задачу по образцу.

Умение проверить правильность выполнения задания.

  1. Развитие речи.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

- самостоятельно;

- с помощью наводящих вопросов.

Умение завершить незаконченный рассказ.

Рассказывание сказки.

Словарный запас.

Монологическая речь:

- пересказ сказки;

- пересказ наблюдения.

Диалогическая речь:

- умение ответить на отдельный вопрос;

- умение поставить вопрос к картинке;

- умение вести простейший диалог на основе картинки.

   3. Обучение грамоте.

Умение читать.

- побуквенное;

-  слоговое;

- слоги и частично слова;

- слова.

Умение выделять звуки из слова.

Умение делить слово на слоги.

Умение составлять предложение о предмете.

4. Математика

Счет до 10 (прямой).

Счет от 10 (обратный).

Сложение и вычитание:

- с опорой на наглядность;

- отвлеченных чисел.

Знание цифр.

- умение разложить цифры в порядке возрастания.

-умение разложить цифры в порядке убывания.

- умение определить соседние числа.

-   умение сравнивать 2 группы предметов.

- умение уравнивать 2 группы предметов.

- знание геометрических фигур.

Пространственное представление.

Условия реализации программы « Детский сад - школа»:

1. Разработка комплекса коррекционных дел по снижению влияния не гативных ожиданий учащихся.

2.  Организация  мероприятий по формированию довери тельных  отношений.

3. Достижение  единства, четкости и доступности требований учителей к учащимся 1-го класса.

4.  Организация   групповой работы с детьми по подготовке  к обучению в школе.

 5.  Организация   педагогами, логопедом и психологами индивидуальной работы с будущими первоклассниками, имеющими большое количе ство негативных ожиданий.



Предварительный просмотр:

Математика и геометрия для малышей

Тематическое планирование на учебный год

Сроки выполнения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь  

Февраль  

Март

Апрель      

Май              

Тема, задачи

Количество и счёт. Один и  много, сравнение множеств.

Геометрические понятия.

Точка и линии. Верх, низ, слева, справа.

Учить соблюдать орфографический режим.

Развивать творческие навыки.

Количество и счёт. Сравнение по цвету, форме, размеру и содержанию. Знакомство с математическими знаками.

Геометрические понятия.

Линии горизонтальные и вертикальные. Кривая, ломаная и замкнутая. Круг.

Ориентировка во времени. Времена года (осень).

Количество и счёт. Соотношение цифры с числом. Знакомство с цифрой 1.

Геометрический материал. Отрезок. Сходство и различие между прямой и отрезком. Сравнение длин отрезков.

Логические задачи на развитие внимания.

Воспитывать умение отображать чувство радости и гнева.

Количество и счёт.

Соотношение цифры с числом. Знакомство с цифрой 2. Сравнение чисел 1 и 2.

Геометрический материал. Луч.

Угол.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Логические  задачи.

Развитие наблюдения (изменения в живой и неживой природе)

Количество и счёт.

Соотношение цифры с числом. Знакомство с цифрой 3. Сравнение чисел 2 и 3.

Знаки «+» и «-».

Геометрический материал 

Треугольник.

Ориентировка в пространстве:

ближе, дальше.

Знакомство со светофором и значением его цветов.

Учить детей рассказывать о последовательности событий

(вчера, сегодня, завтра).

Количество и счёт.

Соотношение цифры с числом. Знакомство с цифрой 4. Сравнение чисел 3 и 4.

Геометрический материал. Квадрат. Четырёхугольник.

Ориентировка во времени и пространстве.

Количество и счёт.

Соотношение цифры с числом. Знакомство с цифрой 5. Сравнение чисел 4 и 5.

Геометрический материал

Многоугольник.

Величина. Развитие глазомера.

Количество и счёт.

Число и цифра 0.

Геометрический материал

Овал и круг.

Развитие логического мышления путём анализа и сравнения окружающих предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счёт.

Знакомство с числом и цифрой

6.Предыдущее и последующее число. Получение числа 6.

Геометрический материал

Объёмные тела. Шар, куб.

Развитие временных представлений: час, сутки.

Количество и счёт

Знакомство с числом и цифрой

7. Получение следующего числа.

Геометрический материал

Деление геометрических фигур на части. Учить анализу и синтезу.

Временные представления: неделя.

Количество и счёт.

Знакомство с числом 8. Цифра 8. Продолжить знакомить с образованием чисел натурального ряда.

Геометрический материал

Учить выделять из множества подмножество.

Логические задачи на развитие внимания.

Количество и счёт.

Число и цифра 9. Числа- перевёртыши. Знакомство с планетами солнечной системы.

Геометрический материал

Геометрические пирамидки.

Задачи на развитие логического мышления.

Укрепление мелкой моторики.

Количество и счёт

Натуральный ряд чисел. Счёт прямой и обратный. Счёт через

один. Однозначные числа.

Геометрический материал

Танграммы.

Временные представления: месяц, год.

Количество и счёт

Двузначное число 10.

Геометрия в рисунках

Учить определять своё положение в пространстве

Количество и счет.

Составление равенств и неравенств.

Геометрия в рисунках.

Работа с шаблонами.

Развитие мелкой моторики рук и мускульной памяти.

Количество и счёт.

Присчитывание и отсчитывание по одному. Составление простых задач по рисунку.

Геометрия в рисунках.

Штриховка линиями.

Развитие логического мышления.

Количество и счёт.

Письмо цифр.

Составление и запись математических выражений.

Тестирование.

Выявление уровня подготовки детей к обучению в школе.

ИТОГО:

Содержание, вид деятельности

  1. Один, много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними.
  2. Знакомство с понятиями: «точка», «линия прямая и кривая».
  3. Ориентировка в пространстве: «над», «под», «слева», «справа».
  4. Работа в тетради:

- рисование

- дидактические упражнения

  1. Сравнение предметов по их цвету, форме и величине (большой, поменьше, самый маленький).
  2. Сравнение предметов по количеству («больше», «меньше», «одинаково»).

  1. Знакомство с временами года, их последовательностью и характерными признаками.
  2. Работа в тетради:

-рисование линий на основе жизненных наблюдений и фантазий (железная дорога, тропинка в лесу, дождик, заборчик и т.д.)

  1. Что бывает один? (солнце, луна- в природе; нос, рот, голова у человека) и т. д.
  2. Работа в тетради:

- письмо прямой      вертикальной палочки

- графическое изображение

цифры 1.

- рисование

весело         грустно

  1. Что бывает 2? (глаза, уши, ноги у  человека два колеса у велосипеда и т. д.). Понятие «пара» (пара ботинок, пара чулок, но пара носков) и т. д.
  2. Чётный – нечётный («честный»- «нечестный» - дидактические игры)
  3. Луч. Сходство и различие между лучом, прямой и отрезком.
  4. Угол. Умение находить углы в окружающем пространстве.
  5. Дидактические упражнения на  развитие логического мышления. Игра «Почемучки» (Почему нельзя надеть две шляпы и один носок?) и т. д.
  6. Работа в тетради:

    -рисование

  1. Где можно встретить число 3?

    - три цвета у светофора

    - три угла и три стороны у                          треугольника

    - в сказках («Три медведя» и т. д.)

  1. Работа в тетради:

    - графическое изображение     цифры 3, письмо знаков «+» и «-».

    - рисование различных                    треугольников.

         Дидактическая игра: «Остановись у                светофора».

  1. Чего бывает 4?

    - четыре в комнате угла

    - четыре ножки у стола

    - и по четыре ножки у тигра и у кошки

    - четыре времени года

    - четыре времени суток

    - четыре части света

    - четыре угла у квадрата

  1. Дидактические игры: «Кто старше?»  (квадрат или треугольник?)
  2. Работа в тетради:

    - изображение времён года

        зима     весна     лето     осень

      - рисование квадрата

  1. Дидактическая игра « Счёт по кругу»
  2. Практическая работа по нахождению

    и составлению геометрических фигур

  1. Упражнения в умении соотносить

     предметы по их величине (большой, поменьше,         самый маленький)

  1. Круглый 0 такой хорошенький,

     Но не значит ничегошеньки.

  1. Сравнение овала и круга.
  2. Дидактические игры: «Подбери снеговикам вёдра» и т. д.
  3. Рисование воздушных шариков, ёлочных игрушек…

  1. Счёт предметов до 6 (прямой и обратный

парами 2, 4, 6).

  1. Соотношение числа с картинкой
  2. Нахождение объёмных тел в окружающем пространстве (шарик, мяч, кубик, арбуз…)
  3. Практическая работа: составление режима

дня будущего школьника.

  1. Работа в тетради:

- печатание цифры 6

- рисование флажков

  1. Магическое число 7.

    - семь раз отмерь

    - одним махом семерых

    - семеро одного не ждут

    - семь дней в неделе

    - семь цветов у радуги и т. д.

  1. Практическая работа. Составление из частей целых фигур.
  2. Дидактическая игра «Найди заплатку»

  1. Дидактическая игра « Что сначала, что потом»
  2. Практическая работа « Считай и рисуй»
  3. Работа в тетради:

    - Выделение и изображение заданной фигуры из        определённого множества.

  1. Графическое изображение цифры 9 и 6.
  1. Практическая работа «Найди отличия»
  2. Учить выделять из множества предметы по характерным признакам. Предметы и группы предметов.
  1. Работа в тетради

    - рисование предметов в зеркальном отображении.

    - одновременное рисование узоров обеими руками.

    -  рисование одной из девяти планет.

  1. Счёт предметов
  2. Расположение предметов от меньшего

    к большему

  1. Составление предметов из геометрических фигур.

  1. Работа в тетради:

    - разделить числа на «честные» и «нечестные»

    - нарисуй любимое время года, используя  знакомые фигуры

  1. Получение числа 10
  2. Запись числа 10
  3. Составление узора путём чередования геометрических фигур.

  1. Дидактические упражнения на составление равенств и неравенств.
  2. Практическая работа (рисование по шаблонам геометрических фигур).
  3. Лепка объемных геометрических фигур (шар, куб, цилиндр).

  1. Дидактические упражнения

- составление простых задач по рисунку

- получение следующего числа

- получение предыдущего числа

- порядковые числительные, счет предметов по    порядку (первый, второй …).

  1. Практическая работа.

Рисование геометрических фигур по шаблонам и их штриховка в разных направлениях.

  1. Распознавание внутренних и внешних фигур.

  1. Соотношение числа и цифры.

  1. Дидактические упражнения на составление примеров (сложение и вычитание), равенств и неравенств.

  1. Работа в тетради

- письмо цифр

- запись математических выражений

- рисование по образцу

- тестирование.




Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по грамматике и развитию речи

Сроки выполнения

Тема, задачи

Содержание, вид деятельности

Количество часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь.

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Связная речь.

Пересказ текста.

Составление предложения.

Составление рассказа.

Умение отвечать на вопросы.

Расширение детского кругозора.

Мир звуков и знаков.

Звуки, которые умеют петь.

Знакомство с гласными.

Развитие действия органов артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с рифмой.

Логика, память, слуховое восприятие воображение, мышление.

Звук – маленькая часть слова.

Отработка и формирование слухоречедвигательного образа фонем.

Фонетические зарядки.

Гласные – это «голосные»

Умение графически показывать гласный звук.

Развитие памяти и умения правильно  проговаривать буквосочетания.

Развитие речи.

Виды гласных.

Распознавание гласных по двум типам.

Развитие слухового восприятия.

Развитие речи.  

Согласные звуки.

Определение твёрдости и мягкости. Умение графически показать согласный звук.

Развитие логического мышления;

Воспитание любви к родному языку.

Развитие речи.

Согласные звуки.

Введение понятия звонкости и глухости согласных.

Развитие фонематического слуха и

зрительной памяти

.

Развитие речи

Звуковое письмо. Ударение.

Моделирование.

Развитие фонетического слуха.

Развитие речи.

Устное народное творчество.

Развитие логического мышления

Слово – значащая единица языка.

Уметь выделять слова из потока речи.

Уметь подбирать слова к картинкам.

Уметь сочетать слова между собой.

Развитие речи.

Русское народное творчество.

Развитие мышления.

Сходство слов. Действие словоподстановки.

Слова разные. Они обозначают разные – предмет, мебель, действие, животные.

Учить определять одушевленные и неодушевленные предметы.

Развитие речи.

Антонимы. Синонимы. Многозначные слова.

Развитие логического мышления.

Работа с предложением.

Развитие моторики рук.

Буквы – знаки звуков.

Дать представление о буквах как знаках звуков. Уметь определять количество звуков в слове, их последовательность, различать звуки гласные и согласные.

Развивать логическое мышление, фонематический слух, речь, внимание.

Воспитывать любознательность.

Обогащение словарного запаса.

Буквы, обозначающие гласные звуки  /а/, /о/,/у/, /ы/, /и /- блоком (опираясь на артикуляцию).

Формировать навыки определения ударного слога в двух и трёхсложных словах.

Развивать память и внимание.

Буквы, обозначающие согласный

звук. Характеристика согласных звуков (твёрдость, мягкость.

 звонкость, глухость)

Развитие орфографической зоркости, внимания и творческого воображения.

Культура общения. Воспитание вежливости.

Слоги слияния.

Связь между согласной и гласной

двух типов – слияние и примыкание.

Учит сливать гласный с согласным

и образовывать слоги.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Чтение слогов и слов.

Употребление слов в единственном и множественном

числе.

Тестирование. Проверка уровня готовности детей к обучению в школе.

  1. Рассказывание по памяти.
  2. Рассказывание по воображению.
  3. Рассказывание по зрительному и слуховому восприятию.
  4. Дидактические игры

- описание предмета «Моя любимая игрушка»

-  повествование по сюжетным сериям картинок

-  рассуждение по воображению «А если я …» (дети продолжают начатое предложение учителя).

  1. Наблюдение над изменениями животного и растительного мира.

  1. Путешествие в страну звуков.
  2. Знакомство  с гласными и согласными.
  3. Рассматривание картинок.
  4. Объяснение незнакомых слов.
  5. Рисование после первичного ознакомления с текстом.

  1. Дидактические игры

- « Песенка пастушка»

-  «Испорченный микрофон»

-  «Звук – озорник» (распознавание основных звуков по артикуляции).

  1. Подбор рифмованных слов.

- игра «Кто он такой?».

  1. Дидактические игры

- « Найди меня»

-  «Где звук?»

- «Последний звук в слове за тобой»

- «Произнеси сильнее» (выделение звука в слове с силой).

  1. Дидактические игры

-  «Кто как поет»

  1. Практические упражнения

-  знакомство со схемой гласного звука

  1. Разучивание скороговорок.
  2. Работа в тетради:

- схематическое изображение гласного звука.

  1. Знакомство с профессиями.

  1. Дидактические игры.

- « Ласковые и сердитые»( мал – мял, мел- мыл и т. д.)

- « Кошка с котятами»

  1. Диалогическая речь.

-разговор по телефону

.

  1. Работа в тетради:

- моделирование

  1. Дидактические игры

- «Полёт в страну Буки»

- «Сердитые и ласковые»

 (твёрдые и мягкие)

- «Запрещённый» звук

  1. Работа в тетради:

- мягкие согласные

- твёрдые согласные

  1. Составление предложений по схемам.

  1. Дидактические упражнения

- определение твёрдости и мягкости согласных

-  графическое изображение звуков в схеме

- фонематические зарядки.

- описание на тему: «Деревья зимой», «Зимние забавы» …

  1. Дидактические игры и упражнения:

    - « Почтальон»

    - «Волшебная палочка            Петрушки»

    - « Разложи вещи по полкам»

  1. Работа в тетради:

- работа по схемам

дом              кит

         

  1. Работа над загадками по теме:

«Природа».

  1. Дидактические игры и упражнения:

- «Поймай слово»

- «Узнай по описанию»

- «Доскажи словечко»

- «Детки в клетке» (лиса – лисенок, ворон – вороненок).

  1. Поговорки.

  1. Понятия сходные, словоподстановка.

-  сходные – значит похожие друг на друга (все люди похожи, их нельзя спутать с животными). Сходные слова, их можно подставить одно вместо другого.

  1. Дидактические игры и упражнения:

- «Подбери сходное»

- «Это кто, это что?»

  1. Объяснение значений новых слов.
  2. Использование ребусов и кроссвордов.

  1. Дидактические упражнения и игры.

- «Хамелеончики»

- «Словесное лото»

- «Играй – не зевай»

- «Слова – братья»

  1. Работа над многозначными словами:

- выяснение смыслового значения и составление предложений с этими словами.

  1. Работа в тетради:

  1. Дидактические игры и упражнения.

- схематическая  запись слов под диктовку (тренировочные упражнения)

- чтение схемы слов

- составление текста на темы: «Моя милая мама»,

«Тайны птичьего мира», «Кто больше всех весне радуется» и т. д.

 

  1. Дидактические игры и упражнения:

- «Кто так поёт»

- «Чья дудочка лучше всех»

- деление слов на части (слоги)

- выделение ударного слога (удивляйся, позови слово, забей молоточком)

  1. Практическая работа в парах

- чистоговорки

- скороговорки

- рифмующиеся слова.

  1. Знакомство с согласными.
  2. Характеристика согласных.
  3. Дидактические игры

- «Кот – лакомка»

- «Выручи Буратино»

- «Молчанка»

- «Засели в домики жильцов»

  1. Работа в тетради:

- печатание букв

- рисование бордюров

- работа по схемам.

  1. «Волшебные слова»

  1. Поэтапная отработка присоединения согласного к гласному и наоборот (открытые и закрытые слоги)
  2. Дидактические игры

- «Живая буква»

- «Буква идёт в гости»

- «Дежурная буква»

- «Слог или слово» и т.д.

  1. Развитие речи. Беседы по теме: «Земля – наш общий дом»
  2. Работа над лексическим значением слов. Этимология слов.

  1. Дидактические упражнения

- «Один – много»

- «Слово или не слово»

- «Поймай выделенное слово»

(лиса - липа, лис, лира, лиса, киса)

  1. Составление и чтение слов по слоговым таблицам.
  2. Работа с тестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя статья из сборника "Детский сад и школа -единое образовательное пространство"

Детский сад и школа - единое образовательное пространство...

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...

Обучение детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве (из опыта работы)

В данном материале  содержится информация из опыта работы с детьми с ОВЗ,которые обучались вместе с обычными учениками....

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга

Формирование единого образовательного пространства образовательных организаций Приморского района Санкт-Петербурга...

Построение модели единого образовательного пространства «Детский сад – начальная школа»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.(Л.С. Выготский)...