Построение модели единого образовательного пространства «Детский сад – начальная школа»
статья

Юрьева Майя Николаевна

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.(Л.С. Выготский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yureva_vvstuplenie.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Построение модели единого образовательного пространства «Детский сад – начальная школа»

Юрьева М.Н.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.

 Л.С. Выготский

- Добрый день. Мы рады Вас сегодня приветствовать в стенах нашего образовательного учреждения.

- У вас возникли неудобства? Дискомфортно? Потому что вы попали в непривычную для вас среду. Конечно, мы привыкли, когда во время выступления в зале светло.

- Исправим ситуацию. Начнем все с самого начала.

(включить свет, но остаться позади слушателей)

- Добрый день. Мы рады Вас сегодня приветствовать в стенах нашего образовательного учреждения.

- У вас опять возникли неудобства? Дискомфортно? Потому что вы попали в непривычную для вас среду. Конечно, мы привыкли, когда мы видим выступающего перед собой.

- Исправим ситуацию и создадим привычную для вас среду.

- Добрый день. Мы рады Вас сегодня приветствовать в стенах нашего образовательного учреждения.

Эксперимент удался.

Сейчас мы вместе с вами испытали на себе смену обстановки. И реально почувствовали, что в привычной для нас среде мы себя чувствуем гораздо комфортнее, увереннее. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как чувствуют себя малыши – выпускники детского сада 1 сентября, переступившие порог школы. Им точно также трудно, дискомфортно, не привычно. Именно поэтому у значительной части детей под влиянием начавшегося школьного обучения наступает кризис. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования и так было всегда, ведь успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт  межличностного взаимодействия  школьников и дошкольников.

В свете принятия ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» поднимается вопрос о создании новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности  дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как  этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности.

         Традиционные формы организации преемственности, о которой мы говорили все эти годы  (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу, совместные мероприятия, участие в совместных игровых программах, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада) к сожалению, не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично. Поэтому мы сегодня говорим и поднимаем вопрос  не о преемственности, а именно об едином образовательном пространстве.

Разберемся что же такое.

В Интернете в поисковике нельзя найти формулировку, поэтому постараемся дать определение каждому слову в формулировке, чтобы понять значение того, о чем мы с вами говорим.

Единое – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего — вещи, души, сознания, личности.

Простра́нство — понятие, используемое (непосредственно или в словосочетаниях) в различных разделах знаний. Математика. n-мерные пространства: Двумерное пространство. Трёхмерное пространство. Четырёхмерное пространство.

Образовательное пространство – это понятие, которое используется для описания множества систем, целью которых является обучение. Можно сказать и по-иному. Под пространством подразумевается вся образовательная сфера, а также всё влияние на неё.

Наглядно, единое образовательное пространство можно продемонстрировать так (опыт: одна прозрачная емкость с фиолетовым раствором – детский сад, вторая с прозрачным – школа; переливаем в общую емкость и получаем прозрачную жидкость)

Согласованная и дружная работа школы и детского сада – качественная подготовка детей к обучению в школе, успешная адаптация к школьному обучению.

И хочется обратить внимание на то, что образовательный процесс в наши дни – это часть общественной жизни, которая уже давно и уверенно выходит за рамки контроля государства. Вполне возможно, что со временем учеба преобразится настолько, что житель начала двадцать первого века и не сможет её сразу узнать.

Ну а мы вернемся к созданию модели единого образовательного пространства «Детский сад – начальная школа»

1 этап: подготовительный. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности. Диагностика готовности к сотрудничеству родителей, педагогов, воспитателей.

2 этап: основной. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами. (Это может быть лагерная смена для воспитанников детского сада, образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей, совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей, организация внеурочной деятельности в подготовительной группе детского сада и т.д.)

3 этап: аналитический. Определяет проблемы и перспективы, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.

Этапы создания модели  предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:

1.        Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», и др.)

2.        Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с  семьёй»,  Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.

3.        Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других

4.        Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности как предпосылок универсальных учебных действий.

Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа «Единое образовательное пространство «Детский сад – школа».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированн...

Моя статья из сборника "Детский сад и школа -единое образовательное пространство"

Детский сад и школа - единое образовательное пространство...

Построение вариативно- развивающего образовательного пространства школы 1-ой ступени, реализующей ФГОС

Стратегия  ФГОС  нацелена на:- формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете,- инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьни...

модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе

описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...