Творческий подход к организации урока
статья на тему

Шинкаренко Анна Андреевна

В статье раскрываются творческие подходы к организации уроков труда в моей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий подход к организации уроков труда в процессе педагогической практики

 Творческий подход к организации уроков заключается в готовности к преобразованию педагогической деятельности, конструированию новых структур, в поиске оригинальных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы.

Наиболее приоритетными направлениями формирования творческого подхода считаю:

1. Включение в урок игры.

2. Организация совместной деятельности.

3. Нетрадиционные уроки.

Освоение игровой формы организации осуществляется первоначально на практикуме в учебных мастерских, где ученики участвуют в играх с правилами, играх-ситуациях. Учитель  моделирует  игровые ситуации, которые могут применить на уроках труда в школе. Моделирование является своего рода упражнением в выполнении педагогического задания. В результате моделирования игровой ситуации члены группы определяют целевые ориентации игры — дидактические, воспитывающие, социализирующие, прогнозируют результат. В процессе наблюдения, анализа, сравнительного анализа показательных уроков труда учащиеся накапливают впечатления о включении игр в учебную деятельность, наглядные представления о преобразовании типового урока; делают выводы о том, каким образом игры оказывают влияние на развитие ребенка, насколько игра обеспечивает результативность деятельности детей; обосновывают выбор игры учителем. Освоение игровой формы организации урока труда продолжается на практике пробных уроков — использование игры в части пробного урока (введения, объяснения, упражнения, контроля).

На уроках художественного труда в начальных классах учителя используют игры, направленные на восприятие действительности, на развитие творчества, на восприятие искусства.

Следующий путь формирования творческого подхода к организации уроков труда заключается в освоении учителями способов организации совместной деятельности, предполагающей взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом. Основные способы совместной деятельности:

1. Совместно-индивидуальный. Характеризуется тем, что ученик выполняет порученную ему часть общей работы индивидуально, и лишь на завершающем этапе она становится частью единой композиции. Заостряется внимание на личном вкладе каждого в общее дело.

2. Совместно-последовательный. Работа организуется по типу конвейера, работы в бригадах: изготовление композиции разбивается на ряд операций, идущих друг за другом. Детей объединяют отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности.

3. Совместно-взаимодействующий. Все учащиеся включаются в создание общей композиции. Они активно взаимодействуют друг с другом. Созданная ими работа — это не просто нечто единое, составленное из выполненных индивидуально частиц, это плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, где от каждого требуется максимальное участие, инициатива в сочетании с умением согласовать свои действия с деятельностью товарищей.

В процессе изучения теоретических основ методики преподавания трудового обучения студенты знакомятся с технологией нетрадиционных уроков, с их признаками и принципами, многообразием типов. Студенты убеждаются, что составить план нестандартного урока — значит, создать сценарий урока, где присутствует замысел, сюжет, кульминация, развязка. При разработке уроков нетрадиционного вида с последующей реализацией на практике важно научить студентов ориентироваться не на абстрактного ученика, под которого можно «подогнать» любой тип нестандартного урока, а на конкретных детей. В процессе трансформации плана классического урока в нетрадиционный студенты видят, что любой материал можно дать на уроке творчески, оригинально.

Успешное решение проблемы формирования творческого подхода к организации уроков труда возможно, если идет освоение сразу всех трех направлений. Комплексный подход к организации уроков трудового обучения приводит к качественным изменениям, создает условия для творческой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход при организации урока.

Методические рекомендациипо организации урока в рамках системно - деятельностного подхода...

Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"

Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...

Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе

реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого...

Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...

Деятельностный подход в организации урока русского языка

Деятельностный подход рассматривается на примере урока русского языка...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...