Роль дистанционных проектов в формировании ключевых компетентностей учащихся
проект (4 класс) по теме

Васина Татьяна Петровна

Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Учителем названы основные задачи и особенности дистанционных проектов, представлен собственнй опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx30.74 КБ
Office presentation icon dist._proekty.ppt2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.  Роль дистанционныех проектов в формировании  ключевых компетентностей учащихся.

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне  - и я запомню.

Вовлеки меня  - и я научусь»

(Китайская пословица)

В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных образовательных конкурсов, олимпиад и проектов, в том числе и дистанционных. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, что означает:

1)разнообразие организационных форм  и

2)учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Основной тезис нового современного обучения – «Я знаю, для чего я познаю мир, я могу применить свои знания, я умею добывать  новые  и успешно делаю это самостоятельно», - прямым образом относится к проектной деятельности, что подчеркивает ее особое значение в процессе развития младшего школьника.

Слайд 2. Работа над проектами  - одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников, при этом используются следующие  технологии:

●       Информационно-коммуникационные

●       Проблемно-поисковая

●       Личностно-ориентированная

●       Самоактуализации и саморазвития

Слайд 3. Необходимость использования данной технологии диктует время:

1.      Требования современного общества, рынка труда к специалистам: квалифицированные, предприимчивые, максимально использующие свои творческие задатки, имеющие высокий уровень владения современными информационными технологиями.

2.      Востребованность высокого уровня учебных достижений со стороны родителей и учащихся.

3.      Усиление практической направленности обучения.

4.      Информатизация процесса обучения (обеспечен выход в Интернет).

Актуальным же остается поиск инновационных путей и методов реализации по внеурочной деятельности,  занятость обучающихся.

Слайд 4. Особенность  дистанционных проектов для обучающихся начальной школы:

реализация основных направлений внеурочной деятельности ФГОС НОО

  • спортивно – оздоровительного;
  • духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного;
  • расширение сферы социального взаимодействия «ребенок-взрослый», ребенок-сверстник»;
  • вариативность представления информации, использование информационных и коммуникационных технологий подробными инструкциями по их освоению.

В каждом кабинете начальной школы есть мультимедийный проектор, компьютер, мечтали об интернете: он у нас появился.

И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное дело, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей.

Слайд 5. Необходимо создать условия для формирования ИКТ- компетенций ученика. Как нельзя лучше, объединить всё это можно в проектной деятельности.

Множество проектов на сайтах «Началка», «Открытый класс», «Центр информационных технологий в обучении ПОЗН@НИЕ», ЦДО «Эйдос»  и др.

Вот уже 2года мы с ребятами «отправляемся» в сетевое сообщество «Открытый класс». Проведём проектные работы  внутри класса и

и как итог – участие в дистанционных конкурсах на сайте. Так  участвовали в конкурсе кроссвордов по русскому языку (3человека). Наш классный проект «Мы за здоровый образ жизни!» закончился участием ребят в дистанционном конкурсе «Хочешь быть здоровым – будь им!» с использованием компьютерных  презентаций (3 работы в 2-х номинациях, призовые места). Яркие, интересные, впечатляющие  работы участников способствуют вовлечению других учащихся в проектную деятельность. С интересом, творчеством подошли к конкуру «Подарочки для любимой мамочки» (март).

Слайд 6.

Участие четвероклассников (2 человека, 2диплома) в дистанционном  марафоне «Веселая математика» на сайте «Уникум», способствовало развитию интереса к математике, стимулировало их активность, инициативность и самостоятельность.  

Слайд 7. Совершенно новому будем учиться в дистанционном  конкурсе открыток (в апреле) «Космос: прошлое, настоящее и будущее» (заявка на участие 2-х человек): создание плейкаста и тематической открытки в программе ПУБЛИШЕР.

            Задачами Конкурса являются:

          - Привлечение внимания педагогов и учащихся.

          - Развитие патриотических чувств у детей.

          - Формирование у учащихся гражданских, нравственных, культурных качеств.

          - Развитие навыков работы в сети Интернет.

Слайд 8.  Попробовав себя в конкурсах, можно вступать в любой дистанционный проект.

Основными задачами дистанционного проекта являются:

Развитие у школьников творческих, интеллектуальных, познавательных, коммуникативных способностей;

Развитие информационной компетентности учащихся;

Создать атмосферу творчества на базе решения проблемных и развивающих задач;

Создать условия для командной и личностной самореализации;

Сформировать базовые навыки работы с поисковыми системами и создания мультимедиа – продуктов, а также со способами их эффективного использования для самообразования;

Привлечь внимание детей и взрослых к региональным проблемам через осуществление ими социально значимых проектов;

Осуществлять через проектную деятельность адаптацию детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями).

Слайд 9.

В этом учебном году мы приняли участие в дистанционном проекте «Новогоднее приключение Снежки-2», который проводился в сетевом сообществе «Открытый класс» (декабрь) с целью создания новогоднего настроения.

Участники проекта:

  • команда девочек из 5 человек,
  • их родители
  • педагог-куратор.

Без помощи родителей не обойтись. Их необходимо познакомить с целью и задачами проекта.

Проект  включал 4этапа.

Слайд 10. Этапы  проекта: 

Этап "Встреча друзей" - команды представились, дети вспомнили яркие события уходящего года, которые произошли в их жизни, ответили на вопросы викторины "Новогодний фейерверк"

   Этап «Мастерская Снежки". Командам было предложено проявить творчество и фантазию и   представить поделки "Змея - символ наступающего года", поделку "Ёлочка" как альтернативу настоящей елке.

Слайд 11.

Третий этап "Экологическая акция " Елочке не холодно в лесу" ставил целью - убедить людей в том, что не стоит рубить ели и сосны ради нескольких праздничных дней. Этап оформления листовки, призывающей беречь ели и сосны и размещение её на стендах для объявлений.

Слайд 12.

Четвертый этап "С Новым 2013 годом!" проходил по традиции в форме флешмоба и в оформлении поздравительного плаката, который участники команды размещают на подъездах домов. Создать и подарить окружающим праздничное настроение - цель данного этапа.

Весь класс активно следил  и помогал нашим участницам. К созданию музыкального ролика подключились все (необходимо было несколько новогодних открыток и подбор новогодней песенки).

(Флешмоб - это заранее спланированная массовая акция, организованная через современные быстродействующие средства коммуникации (в основном через интернет))

Слайд 13. Команда «Лучики», 1 место (диплом)

 Слайд 14.  Что даёт дистанционный проект обучающимся?

Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:

  • коммуникативные умения,
  • творчество и любознательность (глубоко рассматривают тему)
  • умение работать с информацией и медиасредствами (учатся пользоваться сайтами Интернета)
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество (дети выполняют разные социальные роли: лидера и исполнителя, генератора идей)  и другие!

Слайд 15.  

«Сетевой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе комплексной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» (Полат Е.С.)

В дистанционном проекте «А, ну-ка, девочки и мальчики!» («Открытый класс» с 20.02 – 18.03, для учащихся 2- 8классов) я принимала участие как член жюри.

Цель проекта: развитие творческого потенциала школьников, уменение работать в группе, объединение школьных команд, формирование навыков участия в сетевых проектах.

Задачи проекта:

стимулирование творческой инициативы у учащихся;

поддержка и развитие сплоченности в школьном коллективе

Организаторы, участники проекта "А, ну-ка, мальчики и девочки" и, конечно же, члены жюри получили увлекательное общение, которое объединило школьников и педагогов из разных регионов страны. Количество участников конкурса (72 команды) говорит о том, что все было интересно и познавательно. За время конкурса ребята научились работать с фотографиями, сканировать рисунки и выкладывать их в интренет, познакомились с сервисом обработки фото, сервисом Доска желаний, попробовали свои силы в создании слайд-шоу.

Слайд 16.  Средства организации деятельности.

 В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:

электронную почту,

списки рассылок,

электронные доски объявлений,

дискуссионные группы,

средства поиска информации в Интернете,

средства общения в реальном и отложенном времени,

аудио- и видеоконференции,

социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Слайд 17.  Требования, которыми должен обладать сетевой проект. 

В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.

Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.

В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Слайд 18.  

В чём заключается успех деятельности в сетевом проекте? (Прокомментировать плакат) 

  • В положительной мотивации всех участников процесса;
  • В решении задач стоящих перед каждой личностью в отдельности и перед группой в целом;
  • В развитии коммуникативных навыков,
  • в возможности увидеть конечный продукт деятельности.

Проекты, организованные учителем, позволяют выявить одаренных детей и оказать им поддержку, развивают у детей  эмоциональную  сферу, уверенность в себе, позитивное отношение к миру, самостоятельность и ответственность. Как раз эти качества необходимы каждому человеку в жизни.

Слайд 19.  

В чём трудность при организации участия в проектах?

Хотелось бы к концу четвертого класса сформировать у ребенка готовность определить свою ответственную позицию в отношении к собственному образованию, способность проявлять инициативу и делать выбор, определять границы своих знаний, оценивать свой ресурс, понимать нехватку информационного ресурса, уметь искать и привлекать дополнительные ресурсы среды. Отмечается

  • недостаточная самостоятельность,
  • недостаточное проявление ответственности, инициативы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль дистанционных проектов в формировании ключевых компетентностей учащихся «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь» (Китайская пословица )

Слайд 2

Работа над проектами - одна из форм деятельностного подхода Технологии: ● Информационно-коммуникационные ● Проблемно-поисковая ● Личностно-ориентированная ● Самоактуализации и саморазвития

Слайд 3

Необходимость работы над проектами 1 . Требования современного общества, рынка труда к специалистам. 2. Востребованность высокого уровня учебных достижений со стороны родителей и учащихся. 3. Усиление практической направленности обучения. 4. Информатизация процесса обучения (обеспечен выход в Интернет).

Слайд 4

Основные направления внеурочной деятельности ФГОС НОО спортивно – оздоровительное духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; вариативность представления информации, использование информационных и коммуникационных технологий подробными инструкциями по их освоению. расширение сферы социального взаимодействия «ребенок-взрослый», ребенок-сверстник»;

Слайд 5

Сетевое сообщество «Открытый класс»

Слайд 6

УНИКУМ

Слайд 7

Дистанционный конкурсе открыток «Космос: прошлое, настоящее и будущее» Задачами Конкурса являются: - Привлечение внимания педагогов и учащихся. - Развитие патриотических чувств у детей. - Формирование у учащихся гражданских, нравственных, культурных качеств. - Развитие навыков работы в сети Интернет (Создаем плейкаст, открытку в текстовом редакторе или в редакторе Publisher )

Слайд 8

Основные задачи дистанционного проекта Создание условий для командной и личностной самореализации. Сформированность базовых навыков работы с поисковыми системами и создания мультимедиа. Осуществление через проектную деятельность адаптации детей к реальной жизни (взаимодействие с жизненными реалиями). Развитие способностей; информационной компетентности ; Создание атмосферы творчества

Слайд 9

Участники проекта: ● команда девочек из 5 человек, ● их родители ● педагог-куратор Дистанционный проект «Новогоднее приключение Снежки-2»

Слайд 10

Этапы проекта: Этап «Встреча друзей» Викторина "Новогодний фейерверк" Этап «Мастерская Снежки». Поделка "Змея - символ наступающего года", "Ёлочка" - как альтернатива настоящей ёлке.

Слайд 11

Этап "Экологическая акция " Елочке не холодно в лесу" оформления листовки и размещение её на стендах для объявлений.

Слайд 12

Четвертый этап. « С Новым 2013 годом!» ● Флешмоб - страничка Новогодних поздравлений! ● Видеоролик «Новогоднее настроение!» Всем, кто влюбился в этот проект, Команда « Лучики » шлёт свой привет!

Слайд 13

Команда «Лучики», 1место

Слайд 14

Что даёт дистанционный проект обучающимся ? коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество (лидер и исполнитель, генератор идей)

Слайд 15

«Сетевой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности» (Полат Е.С.)

Слайд 16

● электронная почта ● списки рассылок ● электронная доска объявлений, ● дискуссионная группа, ● средства поиска информации в Интернете, ● средства общения в реальном и отложенном времени, ● социальные сетевые сервисы ● или сервисы Web 2.0. Средства организации совместной деятельности

Слайд 17

● Решение проблем в реальных условиях. ● Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна. ● Организация взаимодействия школьников (Самостоятельная работа: индивидуальная и групповая). Требования к сетевому проекту .

Слайд 18

В чём заключается успех деятельности в сетевом проекте?

Слайд 19

В чём трудность при организации участия в проектах? ● Недостаточная самостоятельность, ● Недостаточное проявление ответственности, инициативы (и детей, и родителей)

Слайд 20

Интернет-ресурсы Фон: http://www.flywebtech.com/images/bg.jpg Картинка в правом нижнем углу: сканированное и обработанное изображение грамоты (ЗАО «Праздник), изготовлено ИПФ «Стезя» Источник шаблона: Ранько Е. А.,учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/

Слайд 21

Использованная литература: Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе

Пояснительная записка.Направление: начальная школаУрок русского языка: 3 классУМК «Школа России»Программа: «Русский язык» (Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть (Зеленина Л...

ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».

Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...

Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...

«Развитие критического мышления через чтение и письмо в формировании ключевых компетентностей учащихся»

Использование элементов в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, как средства для развития мыслительной деятельности учащих...

Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры

Формирование компетентности учащихся является одной из актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Компетентностный подход в образов...

Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»

Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся»“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.Роджер Л...