статья "Социализация младших школьников"
статья (1 класс) на тему

Провоторова Елена Евгеньевна

В данной статье говорится о необходимости социализации младших школьников и о способах решения этой проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_mladshikh_shkolnikov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младших школьников – важный этап

в формировании личности ребенка                                        

Провоторова Е.Е. МОУ гимназия № 12

Учитель начальных классов

     

      Часть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил названия социализации.

      Социализация-усвоение социальных ценностей в процессе развития личности.

       Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

       Социализация начинается в детстве, когда формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

       Социализация-процесс, в ходе, которого накапливаются социальные навыки и знания.

       Социализация объясняет происхождение человеческих отношений, обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующих в себе все противоречия и многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет в обществе, и быть свободным от него не может. Поэтому человек «существо социальное». Все человеческое поведение - прежде всего результат научения, или социализации.

        В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с  внешними препятствиями, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления.

       Начало школьного возраста - первая крупная перемена в жизни ребенка. Дети оказываются в совершенно  новой ситуации. Новой и ведущей деятельностью  становится учеба, расширяется общение, формируется характер, интеллект, жизненный опыт. Поэтому учителю  начальных классов необходимо многое пояснять, рассказывать, сообщать, многому обучать. В начальной школе дети учатся приобретать знания, учатся быть самостоятельными, учатся умению оценивать себя.

       Социализация в начальном образовании направлена на формирование компетенций – способности и готовности действовать на основе полученных знаний, умений и опыта деятельности.

        В структуре начального образования выделяют следующие  компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-смысловая, информационная, личностная.

        Познавательная компетенция формирует следующие качества ученика:

-способность осуществлять учебную деятельность

-умение запрашивать и искать недостающую информацию

-навык самоконтроля и самооценки

-умение    находить ошибки в работе и исправлять их

-умение планировать свою деятельность

-готовность к решению творческих задач

        Коммуникативная компетенция призвана формировать знание  способов общения с окружающими, способность к осуществлению сотрудничества, понимания точки зрения другого, умение регулировать конфликты.

        Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть  и понимать окружающее, с наличием нравственного опыта, сформированных представлений о добре и зле, толерантного отношения к окружающим.          

        Информационная компетенция подразумевает способность добывать недостающие знания и умения всеми культурными источниками информации.

       Личностная  компетенция позволяет ребенку стремиться к самосовершенствованию, познанию самого себя.

       В своей работе с младшими школьниками стремлюсь  создать педагогические и социально - психологические условия, позволяющие, учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

      Для учеников 1класса основной задачей является формирование умения ориентироваться в новой социальной среде. Для этого провожу классные  часы: «Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Наш класс на перемене», «Права и обязанности школьников». Для развития коммуникативных способностей повожу ролевые игры:  «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону». Для того чтобы научить решать возникающие проблемы: классные часы «Мы - дружные ребята», «Я и мои товарищи».

Часто разбираю жизненные ситуации: «Я - пешеход», «Я на улице». Для развития положительной самооценки провожу игру «Самореклама».

      Работа по социальной адоптации учащихся проходит и в учебной деятельности. Так на уроках окружающего мира расширяется представление детей о природе, нормах жизни, ознакомление с правилами поведения во всех сферах жизни человека, идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром. Уроки здоровья также нацелены на формирование у ребенка понятия ценности здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

       На уроках детской литературы, читая и разбирая статьи, рассказы, стихотворения, сказки дети учатся понимать прочитанные произведения и оценивать нравственные поступки людей, вопросы честности, дружбы, верности.

        Использую работу в группах на различных уроках, которая учит детей доброжелательному  отношению друг к другу, умению справедливо  распределять обязанности и оценивать усилия каждого.

         Навыки социального поведения приобретаются учениками и в подготовке к праздникам, в трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Работа по  социализации учеников начальной  школы  дает представление  о нормах  и правилах, существующих в  обществе, учит  чувствовать и понимать других людей, приобщать к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, помогает видеть ценность каждого и  всего живущего на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...