Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников
статья на тему

Горчакова Надежда Ивановна

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных работ.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Горчакова Н.И.,  Рыженко О.В.

МОБУ «Тюкалинский лицей», г.Тюкалинск

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня   познавательной самостоятельности у младших школьников

        В настоящее время перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения  в своей самостоятельной познавательной деятельности.                                                Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности.                Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных работ.                Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.        Если с целью выявления степени развития познавательной самостоятельности младших школьников, предложить третьеклассникам ответить на вопрос: «Что называется периметром?», написать формулу нахождения периметра прямоугольника и решить задачу, в которой требовалось найти длину прямоугольника, если известны его ширина и периметр, то мы увидим, что большинство учащихся знает, что такое периметр, а вот учеников, которые могут применять полученное знание в измененной ситуации, гораздо меньше. Это обусловлено тем, что на уроках уделяется недостаточно внимания развитию познавательной самостоятельности школьников. Познавательная самостоятельность – это качество личности, отражающее уровень саморазвития учащегося в его готовности к автономной познавательной деятельности, способности к самостоятельному овладению новыми знаниями и умениями. Внутренняя готовность к познавательной деятельности зависит от совокупности знаний, умений и навыков учебного труда.  Именно органический синтез познавательных интересов, потребностей и учебных возможностей ученика может обеспечить рост самостоятельности, инициативы в познании, способствуя продуктивной познавательной деятельности. Эти составляющие формируются не только на уроках, но и во внеурочное время. Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поуровнево и поэтапно.                                                                Первый уровень – отражательно-репродуктивный, для которого характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний  и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены  в процессе обучения.         Второй уровень – продуктивный, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов  и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.                                Третий уровень – творческий. Он характеризуется более глубокой умственной переработкой приобретаемых знаний, применением сформированных умений в работе с новыми объектами, умением рассматривать их с различных точек зрения, а также умением вносить в свою учебную деятельность исследовательские элементы.                                        Повышение уровня познавательной самостоятельности может осуществляться поэтапно.                                                                        Первый этап формирования познавательной самостоятельности заключается в обучении приемам анализа и сравнения. Познавательная самостоятельность школьников на этом этапе носит в основном репродуктивный характер, что соответствует первому уровню.                        Задачи второго этапа состоят в обучении школьников приемам умственной деятельности при изучении несложного материала и в формировании разнообразных умений работать с учебником и дополнительной литературой. При этом осуществляется все еще прямое руководство этой деятельностью: фронтальное задание, письменный и подробный инструктаж и т. п. Главное при этом – помочь учащемуся в любом его затруднении и показать положительное значение самостоятельной работы. Однако в некоторые задания включается требования самостоятельного анализа, сравнения, установления причинно – следственных отношений, обобщения.                                                                На третьем этапе развития  познавательной самостоятельности от учеников требуется умение найти источники знаний, правильно их использовать (в том числе периодическую печать), вычислять главное, особенно доказательства, объяснения тех или иных положений. Задания этого этапа должны требовать умственной нагрузки учащихся, вызывать у них состояние интеллектуального затруднения и стимулировать самостоятельный поиск и решения.                Задачи четвертого этапа должны быть направлены на обучение учащихся применять комплекс всех сформированных умений. Задания  при этом должны быть краткими, а на выполнение работы времени должно отводиться меньше. Им предлагается самим найти не только источники знаний, но и рациональные методы и проявить умения самостоятельно выполнить задание. Задания этого этапа требуют высокого – третьего уровня познавательности, а обучающая деятельность преподавателя может сводиться лишь к руководству.                Очень важно помнить, что не всякая самостоятельная работа может обеспечить воспитание и развитие интереса. Иногда это забывают: самостоятельность мысли школьника понимают односторонне – только как следствие любой работы, которую ученик выполняет сам или при минимальной помощи учителя.                                                                                Организуя самостоятельную работу, мы придерживаемся того, что не каждая самостоятельная работа развивает познавательную самостоятельность. В заданиях стараемся программировать посильные затруднения, преодоление которых ученику доставляло бы радость и поднимало на следующий уровень актуального развития.        Кроме того, соблюдаем непременные требования к главным признакам самостоятельной работы:                                                        1.  Наличие цели работы.                                                                        2.   Наличие при выполнении мыслительных и моторных действий.                 3.   Направленность на развитие познавательной самостоятельности.                4. Вариативность заданий с учетом индивидуальных способностей школьников, их подготовленности.                                                                        5.  Наличие умственного напряжения (каждая работа должна учитывать уровень актуального развития и обеспечивать развитие уже сформированных приемов и умений).                                                                        Организуя самостоятельную работу учащихся с целью развития их познавательной самостоятельности, мы учитываем виды своей руководящей роли и исполнительской роли школьника, усложнение заданий для самостоятельной работы, индивидуальные особенности и подготовленность учащихся, учебно – материальную базу – основу для самостоятельной практической деятельности. Определяем противоречие между необходимостью сформирования навыков самостоятельной работы и недостаточностью его развития и выявяем проблему в том, чтобы определить каковы условия (содержание, способы, приемы), необходимые для формирования у школьников навыков самостоятельной работы.                                                                Сегодня, согласно ФГОС НОО, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Успех обучения возможен только тогда, когда изучены потребности, уровень подготовки, познавательные особенности ученика и созданы оптимальные условия для овладения знаниями и развития способностей.

Список литературы

1.Активизация познавательной деятельности младших школьников. Под ред. Осиповой Л.Н. М.,1988.

2.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.

3.Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М., 1993.

4.Маркова Н.П., Богоявленская А.Е. формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. Калинин, 1988.

5.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. 1980.

6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г.

7. Хуторской А.В. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов // М.: ИОСО РАО, 2002

Автор материала: Макова Татьяна Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.

Самостоятельность, как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

Данные рекомендации предоставлены родителям младших школьников, у которых снижена школьная мотивация....

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

В статье представлены рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников...