Одаренные дети в реализации учебно-воспитательного процесса второго поколения
статья (1 класс) на тему

Как выявить одаренных и творческих детей? Как создать условия для оптимального развития всех детей, вам поможет моя статья "Одаренные дети в реализации учебно-воспитательного процесса второго поколения" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренные дети в реализации учебно-воспитательного  процесса второго поколения

                                 

  «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

 Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

                                                           В.А. Сухомлинский

                В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. [1] Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями, от природы они любознательны и полны желания учиться.  Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. [2]  Главная задача учителя - помочь каждому ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе. Деятельностный подход развивает способности быть автором, творцом своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Учителя начальных классов должны создать  такую развивающую, творческую образовательную среду, так организовать учебно- воспитательную деятельность, чтобы появилась возможность раскрыть природные возможности каждого ребенка. Возможно, именно тогда раскроется его творческий потенциал и желание учиться. 

Поэтому целями моей работы является:  выявление одаренных детей; создание условий для оптимального развития всех детей; проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности; сохранение физического и психического здоровья обучающихся; формирование адекватной самооценки; формирование умения учиться; совместная с родителями поддержка ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

                Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.)

                Одаренные дети, демонстрирующие способности в какой-то одной области, отличаются высокой любознательность и исследовательской активностью. Они обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Согласно современным концепциям, одарённость представляет собой класс специальных проявлений. Потому различают творческую, академическую, социальную, художественную, музыкальную, интеллектуальную, литературную, психоматорную одарённость.  Кроме того, существует понятие общей одарённости, в основе развития которой лежат общие интеллектуальные способности, или способности, появляющиеся сразу в нескольких областях деятельности. (Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996)

 Творческие способности могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

                Работа по реализации целей рассчитана на 4 года и соответствует календарным срокам обучения в начальной школе. Деятельность по развитию обучающихся осуществляю совместно со школьным психологом, педагогами дополнительного  образования: «Дом детского творчества», «Музыкальная школа», «Спортивная школа», родителями.

                Работу по выявлению одаренных и способных детей я разделила на этапы:

I этап. Диагностический:

1. На этом этапе  провела мониторинг одарённости и способности детей.

2. Создала на каждого ребенка банк данных, где отражались его способности, творческие работы, задания повышенной сложности, посещение дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, внеклассной работе  и рекомендации для дальнейшего развития.

II этап. Деятельностный:

- активное использование научно-исследовательской и проектной  деятельности обучающихся;

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио, где отражаются личные достижения  обучающихся.

                Для реализации своих целей я использую следующие  методы исследования:   

Тестовые методы - выявление детей, обладающих незаурядными способностями. Неформализованные методы – это наблюдение учителя за развитием наклонностей обучающихся.

Тестирование я провожу два роза в год, поэтому видна и динамика наклонностей

                

        Результаты диагностики и наблюдения  по определению всесторонне-гармонического развития обучающихся позволяют учителю увидеть предпочтения детей к сферам: математика и техника, физкультура и спорт, природа и естествознание. В сферах: художественная деятельность, коммуникативные интересы проценты снижены в связи с тем, что дети повзрослели, и стали более адекватно делать самооценку  своей деятельности.

Для того, чтобы мотивировать детей к участию в исследовательской деятельности, я использую следующие формы работы:

Урочная деятельность: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков: «Путешествие», «Практикум», «Урок исследования» «Мини-конференции», дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам.

Внеурочная деятельность:

  • посещение кружков для развития интеллектуальных способностей: 

1. «Проектная деятельность». (за 2 года 5 человек поучаствовали в районной конференции обучающихся младших классов «Юный изыскатель»).

2. "Сказка гуляет по свету".   (80% детей - участников районного конкурса детского творчества «Золотой Орфей» получили призовое место).

3. «Умники и умницы». Участие в олимпиадах различного уровня.

 1) Всероссийская олимпиада «Пони»: из 60% участников – 30 % призовых мест среди параллели 2 классов. (Боброва Анна - 1 место, Жуков Максим - 2 место, Казаков Максим - 3 место)

 2) X международная олимпиада УРФО: 50% участников – (Диплом III степени по окружающему миру – Жуков Максим)

3) Всероссийская олимпиада по русскому языку «Инфоурок» (Боброва А. – 1 место, Игуменов Э. – 2 место.)

  • посещение кружков для развития творческих способностей обучающихся.

1. "Умелые руки", "Рукодельница", «Компьютерный мир» (МБОУ ДОД ДДТ).  Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

 2. Танцевальный кружок в КСК «Феерия» (40% обучающихся).

3. Музыкальную школу посещают 30 % обучающихся

  • для развития физических способностей дети посещают:
  1. Мини-футбол - 20%
  2. Хоккей - 30%
  3. Лыжную секцию – 40%
  • внеклассные мероприятия, конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

 60 % детей активно участвует в конкурсах разного уровня.  

Повышению самооценки обучающихся способствует Портфолио, которое  разделено на разделы:

  1. «Мой мир», где ребенок помещает информацию о себе, о семье, о своих друзьях, о своей школе, о своей малой Родине, о своем хобби, о своих интересах и достижениях.
  2. «Учебно-познавательное развитие». Сюда входит учеба, режим дня ребенка, все достижения учебной деятельности, участие в олимпиадах, конференциях, предметных конкурсах.
  3. «Духовно-нравственное развитие»  показывает внутренний мир ребенка, его участие в творческих конкурсах, конференциях, выставках, праздниках, участие в общественной деятельности.
  4. «Физическое развитие» показывает его здоровый и спортивный интерес к жизни, к спорту.

        Портфолио обхватывают всю жизнедеятельность ребенка, которое не только повышает интерес к обучению, но и стремление быть лучше. И, конечно же, большую помощь оказывают  родители, которые поддерживают своего малыша и помогают в его начинаниях (в исследовательской деятельности, различных конкурсах и олимпиадах, выступают в роли спонсоров, проводят исследования, помогают делать поделки, костюмы.)

А для этого  я провожу с родителями просветительскую работу через лектории, родительские собрания, беседы. Например, родительское собрание “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”, «Одаренный ребенок в семье», “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”, круглые столы на тему:  «Маленький исследователь», «Способный ребенок».

Одаренный  ребенок всегда  стремится к познанию, тем самым  развивает свои  способности. Деятельность, которой занимается ребенок, должна приносить радость, удовольствие.

  Совместно с родителями мы создаем детям такие условия для полноценного развития, раскрываем их творческий потенциал.  Обучающиеся  принимают участие в различных исследованиях, конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, позволяющих им проявлять свои способности, адекватно делать самооценку своей деятельности, а главное у них есть стремление учиться.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога по развитию способностей обучающихся через участие в исследовательской деятельности, различных конкурсах и олимпиадах — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Список литературы:

1. С. В. Марущак. Работа образовательного учреждения с одаренными детьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://festival.1september.ru/articles/615663/

2. Н.П. Чекминева «Внеурочная деятельность по ФГОС .Рабочая программа 1-4 класс. Эрудит. [Электронный ресурс]. Режим доступа:   http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-rabochaya-programma-1-4-klass-erudit

3. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. [Текст]/,   Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС второго поколения через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной области «Искусство»

В 2011-2012 учебном году все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам.  Стандарты призваны привести к некой единой социальной норме общественный...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

Выступление на конференции работников образования района....

Семинар "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения".

Материалы семинара "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"....

Проект по созданию условий для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в первых классах МБОУ СОШ №4 г. Асино в 2011-2012 г.

      Для введения и реализации ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г.Асино была создана творческая группа учителей под моим  руководством, которая стала работать н...

Технологии реализации ФГОС НОО второго поколения

Более подробно в выступлении на педагогическом совете  рассказывается о методе проектов и технологии портфолио. ( Из опыта работы)...

Гигиенические требования в рамках реализации общеобразовательных стандартов второго поколения

В связи с переходом на обучение по стандартам второго поколения повышаются требования к здоровьесбережению обучающихся. Поэтому особое внимание уделяется гигиеническим требованиям в организации ...