Эффективное влияние групповой работы на вовлеченность учащихся в процесс урока математики
статья на тему

Курмансеитова Калбике Есиркеповна

Идея обучения в группах  важна и гуманна, так как учащиеся работают  вместе, конструируют, производят новые знания из тех, что они знают и понимают. Через обучение в группах дети учатся диалогу,  сотрудничеству,  коммуникабельности, взаимообучаются, помогают одноклассникам. В такой среде создается эмоционально - положительная атмосфера  сотрудничества, где у каждого появляется позитивный настрой на работу, ответственность друг за друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Эффективное влияние  групповой работы на вовлеченность учащихся в процесс урока математики»

        

  Дайте ученикам  думать, делать и учиться самостоятельно!                                    

                                                                  Карол Мак-Гроу      

Одним из  новых подходов  преподавания и обучения является обучение в сотрудничестве.

       «Обучение в сотрудничестве – образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение» (Руководство для учителя, Астана-2012, с.230 )                                                                                                                                                                                                        

        Исследователи утверждают, что, независимо от предмета, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается, и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более    удовлетворенными своими классами. (Руководство для учителя, 2012, с.230-231)

      Главная идея обучения по -  новому – это работа в сотрудничестве, то есть «учиться вместе, а не просто что-то делать вместе».  Продуктивное обучение основанное на работе в сотрудничестве  раньше редко применялось, а сейчас работа в парах, в группе становится закономерностью.

Идея обучения в группах  важна и гуманна, так как учащиеся работают  вместе, конструируют, производят новые знания из тех, что они знают и понимают. Через обучение в группах дети учатся диалогу,  сотрудничеству,  коммуникабельности, взаимообучаются, помогают одноклассникам. В такой среде создается эмоционально - положительная атмосфера  сотрудничества, где у каждого появляется позитивный настрой на работу, ответственность друг за друга.

.         По определению Мак-Грегора (2013) обучение в сотрудничестве – это совместный (распределённый, разделённый) запрос, результатом которого является то, что учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, производя новое знание вместо потребления уже готовой информации, которую им передаёт учитель, или из какого другого источника информации.

Но казалось бы, как можно использовать диалог, исследование, критическое мышление на  уроках математики?

Результаты использования  новых приемов обучения должны были ответить на идею исследовательского вопроса   «насколько эффективно групповая работа влияет на  вовлеченность учащихся в процесс урока математики»

Раздел 2. Какие изменения произошли в практике.

 Для того, чтобы образовательный процесс шел успешно, чтобы  удерживать внимание школьников  для  прочного усвоения  материала, и ученик, и учитель все время должны находиться  «в потоке».

При  проведении на практике серии последовательных уроков четырех часов   слишком мало, но при правильном планировании уроков можно привить учащимся первоначальные понятия новых подходов в преподавании и обучении. Для того, чтобы облегчить работу учащихся, на начальном этапе мною были выработаны дифференцированные  задания, в решении  которых должны принимать участие все члены групп.

В исследовании мною были  выбраны для наблюдения  

ученик А – быстро воспринимает  материал  (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов,  прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли),                                                                                                                                 ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),                                                      

ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)

        Ожидаемый результат использования работы в сотрудничестве:

Ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы        

Ученик В – коллаборативная среда, положительные эмоции, поддержка ребят будут  способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,

Ученик С – во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С и  предлагать  ему  способы решения проблемы.

Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.

По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на  каком уровне находится ученик  в начальном этапе нашей практики

     

Устный счет

Работа по нумерации

Решение уравнений

Решение задач

Сравнение чисел и величин

Нестандартные задания

 

  %

1

А

3

3

2

1

2

2     / 2,4

 71 %

2

В

2

2

1

1

2

1     / 1,5

 50%

3

С

1

1

1

1

1

1    /  1,0

 33 %

По итогам первого урока провела суммативное оценивание (тест) и определила   уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.

На  первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений учителей, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь», «Чем мы похожи и чем отличаемся?», «Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила  этап деления на группы. Деление на группы проводилось при помощи карточек с  числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, с разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон » (на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ушко слова)

 На первых уроков  совместно с учащимися  были выработаны правила работы в группе, критерии оценивания как устных и письменных ответов, так и постеров.

Для защиты проектов  приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли,  обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали  все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков  явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегию для самооценивания, в которой  детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы.. Уже безучастно сидящие ученики В  и С вникали и объясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.

Необходимо отметить, что при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане, то есть имеют возможность общаться со сверстниками, защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями, принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.    

 Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения- «обучение в сотрудничестве  является  личной философией обучающегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются  в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).

По исследовательской  практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.

Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети  начали осмысленно готовиться  к урокам дома, не только выполняли  домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий.  Учащиеся, отнесенные мной к категории  С,  стали внимательно слушать после использования прямой  обратной связи. Лидеры групп показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов.  Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.

 По таблице и результатам тестов можно  наблюдать динамику роста  усвоения знаний, полученных на четырех уроках.                

Активизировалась работа учащихся всех уровней. Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждения,  дискуссии и  исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.

Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся,  рефлексии в виде прямой и обратной связи.

      .    Благодаря работе в сотрудничестве учащиеся могут:

  • формировать свою точку зрения;
  • выяснять мнения одноклассников;
  • разрешить разногласия, доказывая свою правоту.

Групповая работа имеет преимущества перед фронтальной работой:

  • обсуждаются разные варианты решений;
  • отвергаются ошибочные варианты
  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

           Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно- воспитательного процесса на уроках русского языка, мы получаем весьма убедительный перечень:

  1. возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
  2. на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  3. ученики получают большое удовольствие от знаний, комфортней чувствуют себя в школе;
  4. возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;
  5. меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
  6. дети начинают лучше понимать друг друга и себя;
  7. растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
  8.  учащиеся  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
  9. дети, помогавшие в учёбе своим товарищам, более уважительно относятся к труду учителя;
  10.  учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания,

дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым».

         Коллективные и групповые формы работы необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.

           Анализируя результаты исследовательской работы,  могу сказать, что благодаря работе в сотрудничестве мне удалось вселить в ребячьи души интерес к обучению.

Использование ИКТ положительно  отразилось на знаниях учащихся. Подкрепление знаний показом презентаций и работа по ним ускоряла и облегчала процесс восприятия нового материала. Критическое мышление осуществлялось чаще через «Мозговой штурм», составлением уровневых заданий и  составлением вопросов учениками друг для друга. Правда и здесь были свои сложности. Некоторые учащиеся не могли  правильно сформулировать свои вопросы. Над этой проблемой следует еще поработать.

По результатам исследования в действии я наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок  и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Начинать со среднесрочных и краткосрочных планов, проводя анализ уроков, постоянно вносить изменения. Предстоит большая работа по использованию данной методики в повседневной практике. А для этого необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работа по модулю «обучение талантливых и одарённых учащихся»,  работа в  школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.

Литература:

  1. Руководство для учителя. II (основной) уровень. Астана 2012 г.//
  2. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Приоритетной целью школьного образования становится формирование учиться. Учащийся сам должен стать и «архитектором» и «строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможн...

«Приемы работы по развитию логического мышления на уроках математики у детей с ОНР»

laquo;Приемы работы по развитию логического мышления на уроках математики у детей с ОНР»        Общее недоразвитие речи - разному, но обязательно находят своё...

СТРАТЕГИИ РАБОТЫ ПО СХЕМЕ «ОБУЧЕНИЕ СООБЩА» НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Одной из технологий, способной решать задачи, поставленные в новых стандартах, является технология коллективного способа обучения "обучение сообща"....

Методы эмоционального вовлечения учащихся на современном уроке

laquo;Нужна эмоциональная форма отражения истины, которая заставит волноваться, сопереживать и сочувствовать»...

Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Одно из требований ФГОС  к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...

Исследовательская работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики...