«Нестандартный урок как способ формирования познавательной деятельности обучающихся»
статья (3 класс) на тему

Сурженко Любовь Васильевна

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Уроки, развивающие творческие способности создают положительный эмоциональный настрой, атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Они дают возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс Сурженко Л.В.

 «Нестандартный урок как способ формирования познавательной деятельности обучающихся»

Есть замечательные слова Анатоля Франса

Учиться надо только весело.

Чтобы переварить знания,

Надо поглощать их с аппетитом!

Современная школа переживает новый этап своего развития. Нарастающий объем информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника самые высокие требования. Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, возможностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Поэтому очень важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь, прежде всего без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Уроку – авторскому произведению, должны быть присущи системность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчинённая общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становится развивающим.

Поэтому я в своей педагогической практике всё больше использую и широко применяю нестандартные уроки, инновационные формы урочных занятий.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Анализ педагогической литературы позволил мне создать базу нестандартных уроков для начальных классов, выделив их по целям, задачам, методике проведения.

Все уроки я разбила на три группы:

Уроки, развивающие творческие способности учащихся:

*театрализованные

*уроки творчества

*уроки фантазии

*уроки концерты

*урок сказка

Игровые уроки:

*урок КВН

*урок путешествие

*урок-игра «Поле чудес»

*урок – эстафета

*урок – тренинг «Звёздный час»

* урок-игра «Клуб Знатоков»

Научно-познавательные:

*уроки творческие отчёты

*уроки компьютерные

*урок лекция-визуализация (в рисунках, графиках, схемах)

*уроки-экскурсии

*урок-экспедиция 

Уроки, развивающие творческие способности учащихся создают положительный эмоциональный настрой, атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Они дают возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Игровые уроки отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Данные уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету через игру.

Научно-познавательные уроки помогают поднять интерес учащихся к учёбе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Такие уроки для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.

Какова же цель проведения таких уроков?

Цель:

Формирование познавательного интереса на основе изменения способов организации изучаемых знаний, введение новых форм деятельности, с ориентацией на открытие, размышление, осмысление, самореализацию личности.

Определяются следующие формы уроков

Формы:

*уроки, основанные на оригинальной организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие занятия, с игровой состязательной основой,

*уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.

*ослабляется предсказуемость результатов и жесткость контроля, усиливается обратная связь

Давайте рассмотрим основные принципы нестандартных уроков. Каковы они?

Принципы нестандартных уроков:

*отказ от шаблона в организации урока

*максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность урока

*не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока

*поддержка альтернативности, множественности мнений

 *развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения

* «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация обучающихся по учебным возможностям и склонностям.

 *использование оценок в качестве формирующего инструмента, а не только результирующего инструмента

Что, же ожидаем мы, получить от проведения таких необычных уроков? 

 Ожидаемые результаты:

*использование коллективных способов работы

*развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску

*заинтересованное отношение к учебному материалу

*активизация деятельности обучающихся

*овладение способами управления коллективной деятельностью

*становление новых отношений между учителем и обучающимися

*оценка деятельности обучающихся их друзьями, товарищами по учёбе

Необычные уроки, как и традиционные, требуют, чтобы работа с ними проводилась в системе. Прежде всего, в системе, как в комплексе взаимосвязанных уроков.  Таким образом, систематичность,  как частота и упорядоченность проведения – очень серьёзный фактор успешности использования необычных уроков.

Выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

  1. Необычные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
  2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в необычной форме.
  3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены.
  4. Всё содержание учебного предмета не может быть представлено через необычные формы.

В зависимости от планируемых уроков нестандартные уроки могут быть отнесены к различным типам.

Типы уроков.

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыками

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учета знаний и умений

Урок лекционной формы. Уроки-экспедиции (путешествия). Уроки-исследования. Уроки-инсценировки. Учебные конференции, («пресс-конференции»). Интегрированные.

Практикумы практических работ. Сочинения. Уроки-диалоги. Уроки с ролевой, деловой игрой.

Семинары внеклассного чтения Повторительно-обобщающие. Диспуты игровые: КВН. «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай». Интегрированные театрализованные (урок-суд) уроки-консультации. Уроки-конкурсы. Уроки-соревнования.

Зачетные викторины. Конкурсы. Смотр знаний. Защита творческих работ, проектов, творческие отчеты.

Применяются на всех типах уроков

*уроки формирования новых знаний

*уроки обучения умениям и навыкам

*уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

*уроки проверки и учёта знаний и умений

Сегодня мне хотелось бы остановиться на театрализованных уроках.

    Проведение театрализованного урока возможно при изучении, закреплении и обобщении программного материала по любому учебному предмету. Суть его состоит в использовании элементов арт-педагогики и изложении  содержания учебного материала в сценариях пьес, которые разыгрываются учащимися по ролям.

   ЦЕЛЬ 1: Формирование интереса к знаниям, умение работать с дополнительной литературой, выработка у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

ЦЕЛЬ 2: воспитывать у учащихся внимательное, уважительное отношение к театральному искусству, основы зрительской культуры, развивать эстетический вкус, способности к театральному творчеству, к импровизации.

Театрализованный урок включает в себя следующие подструктуры:

Сюжетная

Смысловая

Общенческая

Языковая (темп, тембр, интонация речи)

Подструктура телодвижений (мимика, позы, жесты)

Психологическая

      Театрализованные уроки могут быть построены на различных приемах, использовать различные формы.

ФОРМЫ:        

Спектакль, салон, сказка, студия, урок – психодрама.

ПРИЕМЫ:

Постановка отрывков изучаемых литературных текстов

Постановка кукольного спектакля по литературным произведениям, сказкам.

Постановка пьес собственного сочинения.

Структура урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Информационная часть.

  1. Представление с постановкой проблемных заданий, которые подключают в активную работу всех учащихся класса.
  2. Заключительная часть представления. Этап подведения итогов, повторения и обобщения использованного в представлении учебного материала.

Театрализованный урок дает возможность не только услышать произведение, но и участвовать во всех видах деятельности, ибо игровой замысел моделирует реальную обстановку и приводит к формированию эстетического контекста: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю». Процесс обучения становиться активным и творческим одновременно значимым и привлекательным.

         Вашему вниманию представляю фрагмент театрализованного урока по произведению Сергея Козлова «Красота»

Практическая работа. Вам даны типы уроков. Попробуйте к данному типу подобрать формы необычных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Инновационные способы активизации познавательной деятельности обучающихся»

Использование кластера при развитии познавательных УУД...

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...

Статья "Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности учащихся"

В статье рассматривается альтернативная форма проведения урока, как эффектифного способа активизации деятельности учащихся....

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталость...