доклад «Инновационные способы активизации познавательной деятельности обучающихся»
учебно-методический материал на тему

Использование кластера при развитии познавательных УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_poznavatelnoe_razvitie.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему:

«Инновационные способы активизации

познавательной деятельности обучающихся»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Крапивинская средняя общеобразовательная школа» Баранова А.Н.

Основой Федерального государственного образовательного стандарта стал системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, потому что последняя является обязательным условием перевода обучающегося в позицию субъекта.

Между тем, актуальными остаются проблема активизации познавательной деятельности современного школьника, а также проблема эффективного использования потенциала инновационных технологий в образовательном процессе школ.

Процесс активизации познавательной деятельности обучающегося

взаимообусловлен процессом формирования и развития таких его личностных образований как интерес, активность, самостоятельность. Ученые выделяют разные уровни сформированности данных качеств. Для наибольшей эффективности процесса активизации познавательной деятельности необходимо постепенно усложнять как теоретический материал, так и практические задания. Учитывая все вышесказанное, мы

определили три этапа реализации разрабатываемой технологии.

Первый (репродуктивный) этап технологии предполагает формирование познавательного интереса учащихся. Репродуктивный этап технологии включает в себя три стадии.

На первой стадии происходит формирование локального интереса через совместную деятельность учащихся и педагога по актуализации уже имеющихся знаний. Это можно сделать, используя прием «Кластер». Кластер - рисунчатая форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам от него фиксируются идеи, как-то с ним связанные (Рис 1.). Учитель предлагает вспомнить понятия прошлой темы (ее название указывается в центре кластера) и записать их в гроздья кластера.

Рис. 1. Кластер

Вторая стадия репродуктивного этапа предполагает формирование широкого познавательного интереса. Здесь учащиеся формулируют проблему, с которой столкнулись во время занятия. При этом задача учителя организовать условия для совместную деятельность учащихся и педагога по актуализации уже имеющихся знаний. Это можно сделать, используя прием «Кластер». Кластер – рисунчатая форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам от него фиксируются идеи, как-то с ним связанные (Рис. 1). Учитель предлагает вспомнить понятия прошлой темы (ее название указывается в центре кластера) и записывать их в гроздья кластера.

Рис. 1. Кластер

Вторая стадия репродуктивного этапа предполагает формирование широкого познавательного интереса. Здесь учащиеся формулируют проблему, с которой столкнулись во время занятия. При этом задача учителя организовать условия для формирования учащимися проблемы, то есть «подвести» их к проблемной ситуации. Мы предлагаем использовать для этого прием «Лингвистический конструктор». Учащиеся получают задание содержащее наборы слов. Из данных слов нужно составить определения исторических понятий, а затем назвать эти понятия. Пример:

  • вопросы, важные, решать, народное собрание (вече);
  • территория, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, её, натурой, дань, платили, князь, деньгами, или (полюдье) и т.д.

При этом важно в данный список ввести слово, обозначающие понятие из новой темы. Это вызовет затруднения учащихся, оно станет импульсом к целеполаганию.

На третьей стадии у учащихся формируется стрежневой интерес. Задача учителя – включить учащихся в процесс активного целеполагания, благодаря чему учащиеся самостоятельно смогут определить цель занятия. На этой стадии ученики завершают работу с приемом «Лингвистический конструктор». Они пытаются самостоятельно сформулировать определение к неизвестному слову. Тогда целью занятия становится опровержение или утверждение предположения обучающихся путем исследования различных аспектов данного понятия.

Второй этап (частично-поисковый) предполагает развитие познавательной активности учащихся. Также как и в случае познавательного интереса, развитие активности происходит в три стадии. На первой стадии формируется активность репродуктивного характера. Для этого учитель организует работу обучающихся по изучению новой информации. Ученики в свою очередь работают с текстом, происходит ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое «чтение» материала. Для организации работы на этой стадии мы предлагаем использовать прием «Инсерт». Учитель предлагает учащимся прочитать текст, заполняя при этом таблицу (Табл. 1).

Таблица № 1

Прием «Инсерт»

V

+

-

?

Я это знал

Это для меня было абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

На второй стадии второго этапа происходит формирование активности поискового характера. Учащиеся при этом работают с различными источниками информации с целью установления причинно-следственных связей между компонентами материала. Учитель консультирует, направляет поисковую работу учащихся. Для этого мы предлагаем использовать прием «Карта событий». Суть данного приема состоит в том, что ученики, работая с информацией, отвечают на вопросы, которые помогают установить причинно-следственные связи между событиями (Что случилось? Где? Кто включен в события? Как это случилось? Почему? Какие могут быть последствия?). Результат работы учащиеся представляют в виде таблицы (Табл.2).  

Таблица № 2

Прием «Карта событий»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

На третьей стадии второго этапа происходит формирование активности творческого уровня. Учащиеся, на основе анализа добытой информации, выражают собственный взгляд на проблему, предлагают способы ее решения. Для этого мы предлагаем использовать прием «Прямой угол». На основе полученной информации учащиеся заполняют схему. (Рис. 3)

                                                        А Факты:

                                                        1.

         2.

                                               Б Мнения:

                                               1.

                                                2.                

                                             ВЫВОДЫ:

Рис. 3. Прием «Прямой угол»

Третий этап технологии (исследовательский) предполагает развитие познавательной самостоятельности обучающихся. На всех трех стадиях данного этапа учитель создает условия, способствующие установлению субъект-субъектного взаимодействия между всеми участниками занятия. В свою очередь учащиеся ведут работу по присвоению того интеллектуального инструментария, алгоритмов деятельности, форм взаимодействия и т.п., которые они осваивают на уроке для достижения основных целей-результатов урока. На этом этапе мы предлагаем использовать метод «Шесть шляп». Применение данного метода реализуется последовательно на протяжении 3 стадии третьего этапа технологии. Класс делится на группы. Каждая группа в зависимости от цвета доставшейся шляпы выполняет определенные действия. На первой стадии, когда у учащихся формируется самостоятельность репродуктивного характера, выступают группы красного и белого цветов. Носители «Красной шляпы» проводят анализ информации, поясняют – почему важно было решить эту проблему? Обладатели «Белой шляпы» перечисляют факты, известные по проблеме, без эмоций. Определяют ту информацию, которой не хватает.

На второй стадии, с целью формирования самостоятельности поискового уровня выступают группы черного, зеленого и желтого цветов. При этом носители «черной шляпы» высказывают мнения обо всех нерадужных перспективах, обозначают все «подводные камни», обладатели «желтой шляпы» выделяют преимущества и достоинства проблемной ситуации, те, кто получил «зеленую шляпу» - выдвигают новые, нестандартные варианты решения проблемы. И, наконец, на третьей стадии заключительного этапа технологии выступают обладатели «синей шляпы». Именно они подводят итог занятия, проводя рефлексию деятельности всех участников процесса в целом. При этом важно понимать, что происходит рефлексия как предметная, так и личностная.

По мере прохождения каждой стадии каждого этапа технологии изменяется характер взаимоотношении педагога и обучающихся. Если на первой стадии субъектом деятельности выступает педагог, на второй стадии устанавливаются субъект-субъектные отношения, то на третьей стадии ученики вполне самостоятельны, занимают позицию субъекта.

На наш взгляд, использование на уроках данной технологии позволяет сформировать у учащихся субъектную позицию в обучении, способность совершать регулятивные (целеполагание, включая постановку новых целей), коммуникативные (умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем) и познавательные (преобразование практической задачи в познавательную, умение делать умозаключение на основе аргументации) универсальные учебные действия.

Список литературы:

  1. Загашев О.И., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  2. Загашев О.И., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы// Директор школы. 2005. № 4. С. 66-72.
  5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
  6. Закон об образовании РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ Статья 5п 1.2.
  7. Кондаков А.М., Кузнецов А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М: Просвещение, 2009.
  8. Интернет-ресурсы: Kmspb.narod.ru – электронное пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинг результатов учебной деятельности обучающихся, как способ формирования самооценки и самоконтроля младших школьников

В статье описывается способ  внедрения рейтинговой системы оценивания результатов учебной деятельности, которая способствует созданию условий, направленных на формирование у школьников адекватной...

доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"

В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....

Доклад "Исследование как универсальный способ учебной деятельности младших школьников"

проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий саоорганизации младших школьников с целью решения учебных задач...

Практикум.«Портфолио как один из способов оценивания деятельности обучающихся»

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».Существует огромное разнообразие определений портфолио....

Инновационное оценивание групповой деятельности обучающихся в сфере введения ФГОС

Статья посвящена раскрытию вопроса организации эффективной групповой деятельности обучающихся. В ней уделяется внимание возможностям использования техники формирующего оценивания для повышения результ...

Доклад «Инновационные педагогические технологии, применяемые в обучении и воспитании обучающихся с ТМНР».

Доклад «Инновационные педагогические технологии, применяемые в обучении и воспитании обучающихся с ТМНР»....

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...