Главные вкладки

    Методические рекомендации для организации нестандартных форм уроков, развивающих познавательный интерес учащихся начальных классов
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Данильченкова Ольга Викторовна
    материал содержит разработки семинаров книголюбов, уроки литературы, сценарий "Литературной гостиной", посвященной творчеству А. С. Пушкина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lit_chtenie.doc481 КБ

    Предварительный просмотр:

    2

    Об утолении духовной жажды

    (введение)

    Каждый из нас должен быть вечно «духовной жаждой томим». Но почему так понизилась речевая культура школьников? Почему монологическая речь тяжела для старшеклассника? Почему взрослые люди с высшим образованием с трудом говорят, подбирая слова, если речь идет не о бытовых вещах и не об их узкой профессии? Всегда ли речь учителя эталон для ученика?

    Книга в каждой семье должна прочно войти в быт, для того чтобы наши дети полюбили читать. Наверное, не найдется ни родителей, ни учителей, которые бы не желали, чтобы ребенок хорошо учился, овладевал твердыми знаниями. Почему же часть школьников не воспринимает глубоко программный материал и имеет поверхностные знания, которые не способствуют формированию убеждений? Причины этого нередко кроются в дошкольном воспитании. Тогда, когда ребенок почемучка, когда его все интересует, он тянется к книгам. И если ребенку в раннем возрасте не прививали тягу к книге, позднее он сам не будет ее читать.

    Любовь к книге прививается с детства. Дети безоговорочно верят ей. Они впитывают слова, мысли, чувства героев произведений как нечто свое собственное, непосредственно им принадлежащее.  В доме должны быть книги: они освещают жилище. Книги предназначены быть спутником человека. Книжный шкаф в комнате – не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаешь тех, тех с кем испытываешь потребность общения. Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особенное постоянство: любимая книга никогда не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.

    Что мы ищем под книжным переплетом? Зачем открываем его? Ищем ответы на вопросы. Ищем мудрость. Ищем, конечно, и знания. И развлечение ищем – книга и развлечение дает. Что хорошо, что плохо, что зло и что добро – об этом мы тоже узнаем из книг.

    В наше время, в век информационной технологии, уменьшается интерес к овладению печатным словом. Телевизоры, компьютеры, Интернет гасят желание читать, узнавать новое из книг.

    Перед учителем современной школы стоит нелегкая задача: пробудить жажду к чтению. Для этого я использую в своей практике различные формы уроков литературы, нестандартные формы внеклассных мероприятий. Некоторые из них предлагаю на рассмотрение.  

    Учитель: Данильченкова О. В. 

    Урок-семинар книголюбов

     «По дорогам сказки»

    Цели: 1) прививать интерес к чтению;

               2) развивать творческое мышление и воображение;

               3) познакомить с процессом создания рисованного фильма, буклетов,        

                книжек-малышек.

    Подготовительный этап:

    1. Объявление предстоящего семинара.

    2. Подготовка докладчика (совместно с учителем) «Что такое сказки».

    3. Ведущий-сказочник готовит краткие биографические очерки об А. С. Пушкине, П. П. Ершове, братьях Гримм, Шарле Перро.

    3. Выпуск ребятами рекламных буклетов, книжек-малышек «Мои любимые сказки».

    4. Подготовка рисованного фильма «По дорогам сказки».

    5. Подготовить эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    6. Группы ребят готовят инсценировки сказок названных авторов.

    7. Группа ребят готовит викторину «Угадай сказку».

    8. Подготовить выставку рисунков.

    9. Читая сказки и готовясь к семинару, ученики думают над вопросом «Чему учат сказки?»

    Ход семинара:

    Вступительное слово учителя:  - Сегодня мы проводим урок-семинар «По дорогам сказки». Мы будем говорить о разных сказках. При подготовке к семинару вы читали сказки, готовили буклеты или книжки-малышки. А вначале урока мы должны выяснить, что такое семинар.  В словаре С. И. Ожегова так дается объяснение слова «семинар» - это групповые практические занятия под руководством преподавателя; групповые занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки. Мы будем работать все вместе, обмениваться мнениями, прослушаем выступления наших соклассников,  которые специально готовились к этому уроку. А в конце урока подумаем и скажем, почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А теперь слово предоставляю ведущему нашего семинара.

    Ведущий: - На нашем уроке мы совершим увлекательное путешествие в страну сказок, познакомимся с великими сказочниками, встретимся с героями сказок. Что же такое сказки? Слово предоставляю нашему сегодняшнему докладчику.

    Докладчик:

    Мы с хорошей сказкой неразлучны,

    А чудес у сказки – до небес!

    Вы представьте: как бы стало скучно,

    Если б в мире не было чудес!

    В древности слагали небылицы,

    И сейчас рождаются они:

    Вот книжные герои сходят со страницы –

    Прямо к нам, в сегодняшние дни!

    Плывут угрюмые века,

    Плывут, как в небе облака.

    Спешат, бегут за годом год,

    А сказка – на тебе! – живет!

    Когда и кто её сложил

    В своей избушке где-то –

    И самый старый старожил

    Не даст тебе ответа.

    И про зверей, и про царей,

    И что на свете было –

    Все сказка в памяти своей

    Нам с вами сохранила.

    Она живет в любом дому

    И странствует по странам. А почему?

    Да потому, что без неё нельзя нам!

     - Когда-то давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолете или оседлавшем конька-горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обдурить бедняка, сколько бы богачи не хитрили.

    В словаре Ожегова так объясняется слово «сказка» - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

    У народа учились писатели-сказочники всего мира. Все мы помним сказки знаменитого сказочника Г. Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Ромашка». Немецкие сказочники братья Гримм были учеными, но создали много чудесных сказок. Во Франции более 300 лет назад жил писатель Шарль Перро. Ребятам всего мира он подарил сборник «Сказки моей матери Гусыни», откуда мы узнали Кота в сапогах, Золушку. А. С. Пушкин создал много сказок: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке» и другие. Мы знаем сказки А. М. Горького, К. Д. Ушинского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского. И конечно с большим удовольствием читаем народные сказки.

    Ведущий:  - У нас на уроке почетный гость. Как вы думаете, кто знает много сказок, может рассказать любую? Да, конечно это сказочник. Сегодня  у него оказалось свободное время, и он пришел к нам.

    Сказочник: - Здравствуйте, ребята! Я очень рад тому, что вы решили поговорить о сказках. Я постараюсь вам рассказать немного о знаменитых сказочниках, проведем викторину, чтобы узнать, кто из вас лучше всех знает сказки, послушаем ваши выступления. Я вижу, что вы хорошо подготовились. Мне понравились ваши книжки-малышки и буклеты. Итак, мы начинаем. (Взмахивает своей волшебной палочкой и продолжает.) А. С. Пушкин не писал специально для детей. Даже знаменитые сказки написаны для взрослых. Долгими зимними вечерами слушал Александр Сергеевич сказки своей няни Арины Родионовны, а потом перекладывал эти сказки в стихи и получились удивительные, увлекательные сказки, где добро побеждает зло, где высмеивается глупость, жадность, завистливость. А. М. Горький писал: «Он украсил народную сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным свою силу и смысл».

    А сейчас  мы посмотрим, как ребята приготовили инсценировку сказки А. С. Пушкина. (Взмахивает волшебной палочкой)

    Ребята показывают инсценировку сказки А. С. Пушкина на выбор.

    Сказочник: - П. П. Ершов известен как автор веселой сказки «Конек-горбунок», где описываются приключения Ивана, как пшеницу охранял, как кобылицу он поймал, как  перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как в котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он сделался царем.

    Группа ребят показывает инсценировку отрывка из сказки «Конек-горбунок».

    Сказочник:  - Братья Якоб и Вильгельм Гримм были въедливыми учеными, но популярность их сказок затмила научные труды. Есть у них волшебные сказки, сказки про животных, часто в сказках встречаются дети, авторы относятся к ним с любовью и теплотой. Сказки братьев Гримм учат нас добрыми, дружными, помогать товарищам. После их смерти в городе Ганау им поставили общий памятник.

    Группа ребят показывает инсценировку отрывка из сказки братьев Гримм на выбор.

    Сказочник: -   Шарль Перро французский поэт. Им было создано 11 сказок, которые вошли в сборник «Сказки моей матери Гусыни». Эти сказки знают дети и взрослые.

    Группа ребят показывает инсценировку отрывка из сказки Ш. Перро на выбор.

    Сказочник: - В мире много сказок. А вот как вы их знаете, нам поможет узнать викторина «Угадай сказку». (Группа ребят проводит викторину).

    1. С букварем шагает в школу деревянный мальчуган,

        Попадает вместо школы в полотняный балаган.

        Как зовется эта книжка?

        Как зовется сам мальчишка?   (А. Толстой «Золотой ключик»).

    2. Сейчас потолкуем о книжке другой –

        Тут синее море, тут берег морской…

        Старик вышел к морю,

        Он невод забросит, кого-то поймает,

        Чего-то попросит.

        О жадной старухе рассказ тут пойдет,

        А жадность, ребята, к добру не ведет…

        И кончится дело все тем же корытом,

        Но только не новым, а старым, разбитым. (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    3. Появилась девочка в чашечке цветка,

        А была та девочка чуть больше ноготка.

        В ореховой скорлупке девочка спала,                    

        Вот какая девочка, как она мала!

        Кто читал такую книжку,

        Знает девочку-малышку.     (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

    4. Кто-то за кого-то ухватился крепко:

        Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!

        Но еще помощники скоро прибегут,

        Победит упрямицу дружный, общий труд.

        Кто засел так крепко? Может это       (Репка)

    5. Охранял Мальвину он,

        Славный пудель         (Артемон)

    6.  Едет по степи как-то бай.

         Навстречу обманщик.

         - Смотри, не зевай!

         Обманет всех безбородый хитрец.

         Что за обманщик? Что за хитрец?         (Алдар-Косе)

    7. Снежною зимой она появилась.

        Старику и старухе она пригодилась.

        Пришла весна - стала грустна.        (Снегурочка)

    8. В этой сказке мышка-мать

        Бегала везде нянек искать.

        Только маленький мышонок

        Прогонял всех-всех спросонок.

        Как сказка та зовется?                             (Сказка о глупом мышонке)

       В какой сказке мышонок найдется?       (Сказка об умном мышонке)

    9. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.

        И однажды бегемота вытащил он из болота.

        Он известен, знаменит, это          (Доктор Айболит)

    Сказочник: - Вижу, вижу, что хорошо вы знаете героев сказок. А теперь мы посмотрим, какой фильм получился у ребят.

    Учитель демонстрирует рисованный фильм, который создали ребята с помощью учителя. Каждый кадр – это рисунок-загадка (иллюстрация к какой-либо сказке), который разгадывают все присутствующие.

    Сказочник: - А  теперь мы попробуем объяснить эпиграф нашего урока-семинара: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так чему же нас учат сказки? Докажите свои высказывания с помощью ваших буклетов и книжек-малышек. (Выслушиваются разнообразные ответы учеников, затем подводится итог).

    Сказочник:  - Чем интересны сказки? – Чему учат сказки? - Как  вы думаете, что было бы с людьми, если бы люди не слагали сказки? Да, вы правы. Люди могли бы так и оставаться пещерными людьми. Ведь в сказках выражались мечты людей о прекрасном будущем, к которому люди стремились, развивались, изобретали что-то новое, но самое главное, сказки были и остаются средством воспитания детей. Именно с их помощью люди остаются добрыми, трудолюбивыми, стремятся к чему-то лучшему, развиваются, учатся, мечтают.

     

    Урок-семинар книголюбов

    «Наш друг - Маршак»

    Цели: 1) прививать интерес к чтению;

               2) развивать творческое мышление и воображение;

               3) расширять знания детей о творчестве С. Я. Маршака;

               4) воспитывать коллективизм, умение работать в группе.

    Подготовительный этап:

    1. Объявление о предстоящем семинаре.

    2. Работа детей по группам: биография писателя, его творчество, подготовка выразительного чтения произведений.

    3. Группа детей готовит рисованный фильм по стихам Маршака.

    4. Подготовка эпиграфа: « - О чем твои стихи? - Не знаю брат.

                                                   Ты их прочти, коли придет охота.

                                                   Стихи живые сами говорят,

                                                    И не о чем-то говорят, а что-то».  С. Я. Маршак

    5. Подготовить выставку книг совместно с библиотекарем.

    Ход семинара:

    Вступительное слово учителя: - Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве популярного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Ребята расскажут нам о нем, прочитают стихи. В конце урока мы с вами выясним значение нашего эпиграфа:

     « - О чем твои стихи? - Не знаю брат.

           Ты их прочти, коли придет охота.

           Стихи живые сами говорят,

           И не о чем-то говорят, а что-то».  С. Я. Маршак.

    Слово ребятам, которые  выступают по группам.

    1 группа: - Какой был поэт Маршак? Вспомним красочные, похожие на тетрадки тоненькие книжки с картинками и скажем: « - Детский». И еще скажем веселый. Маршак посвятил большую часть своей жизни и своего таланта детям. У него миллионы читателей.

    - Зорко и по-доброму весело всматривался поэт в жизнь и умел рассказать детям обо всем: об огненной поэзии труда пожарных, о том, как важна точная, слаженная работа почты, о двадцатилетнем герое, спасшем маленькую девочку, о детках в клетке и о многом другом.

    Звучит аудиозапись песни «Песня про баню».

    2 группа: - Он был одарен от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печатататься в столичных журналах. Самуил Яковлевич Маршак начал работу в детской литературе в 20-х годах. Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес-сказок «Театр для детей». И сказка осталась любимым его жанром на всю жизнь. «Теремок», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев» и другие.

    Группа детей демонстрирует или выразительное чтение, или инсценировку «Сказки о глупом мышонке», «Сказки об умном мышонке».

    3 группа: - Много веселых стихотворений о детях, об играх написано Маршаком. Надо действительно любить детей и быть внимательными к их играм, чтобы дать такое верное, яркое описание любимых игрушек.

    Звучит выразительное чтение стихотворения «Мяч».

    - Богатый познавательный материал дают стихи о природе: «Праздник леса», «Откуда стол пришел», «Разноцветная книга». В книге «Круглый год» поэт говорит о труде человека в разное время года, каждый месяц имеет свою характерную окраску.

    Дети выразительно читают стихотворение «Откуда стол пришел».

    4 группа: - Маршак известен как переводчик Шекспира, Бёрна. А сколько радости доставляют детям его переводы народных английских стихов и песенок для детей: «Шалтай-Балтай», «Три зверолова», «Дом, который построил Джек».

    Звучит стихотворение «Три зверолова».

    - Маршак верит в творческие силы детей, в их будущее.

    Группа детей читает стихотворение «Дети нашего двора».

    5 группа: - Есть у Маршака замечательная книга «Школьнику - на память». Это свод правил и законов нашего второго дома – школы.

    Чтение отдельных отрывков из книги «Школьнику – на память».

    - Талант поэта позволяет ему создать интересные загадки.

    Выходят девочки в платочках и с буквами на груди. Она водят хоровод, а затем выстраиваются так, чтобы можно было прочитать слово «Загадки». Затем девочки по очереди загадывают загадки С. Я. Маршака.

    6 группа: - Маршак был на редкость демократичным человеком. Он никогда не выказывал превосходства над собеседником. От него исходила бодрая, творческая энергия, тепло.

    Прозрачность и ясность стиха, дружеский тон давали возможность поэту доверительно разговаривать с юным читателем. В ноябре 2007 года исполнилось 120 лет со дня рождения С. Я. Маршака, но его стихи помогают до сих пор открывать истинные ценности жизни.

    Старайтесь сохранить тепло стыда.

    Всё, что вы в мире любите и чтите,

    Нуждается всегда в его защите

    Или исчезнуть может без следа.

    Да будет мягким сердце, твёрдой – воля!

    Пусть этот нестареющий наказ

    Напутствием послужит каждой школе,

    Любой семье и каждому из нас.

    Как вежлив ты в покое и тепле –

    Но будешь ли таким во время давки

    На поврежденном бурей корабле

    Или в толпе у керосинной лавки?

    - Эти мысли, звучавшие в стихах Маршака, были его гражданской позицией.

    Беседа по эпиграфу урока-семинара:

     « - О чем твои стихи? - Не знаю брат.

      Ты их прочти, коли придет охота.

      Стихи живые сами говорят,        

      И не о чем-то говорят, а что-то».  С. Я. Маршак

    - Как вы думаете, что говорят стихи Самуила Яковлевича Маршака?

    Учитель: - А теперь, чтобы узнать, как вы знаете стихи С. Я. Маршака, ребята проведут викторину по рисованному фильму.

      7 группа:  Дети показывают по очереди кадры-иллюстрации к стихам Маршака, а ученики называют эти стихи.

    Книга – наш лучший друг

    (сценарий литературно-музыкальной композиции)

    Цели: 1) прививать интерес к чтению;

              2) расширять кругозор учащихся за счет дополнительных сведений;

              3) воспитывать бережное отношение к книге.

    Ход литературно-музыкальной композиции:

    Вступительное слово библиотекаря:

    - Вы открываете книгу, ваши глаза бегут по ровной линии строчек. И через мгновение вы вместе с героями книг переживаете увлекательное путешествие.

    Книгам уже несколько тысяч лет и за это время они принимали разный облик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Затем эти плитки обжигали. Из табличек составлялись книги целые библиотеки. Одна из таких библиотек принадлежала царю Ашшурбанапалу (7 век до новой эры).

    В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках и нанизывали их на бечевку. Позже китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шелке, а со 2 века нашей эры – на бумаге.

    В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах, потом изобрели папирус. Спрессованные пластинки тростника склеивали в длинные ленты. Хранили эти ленты свернутыми в свитки. В египетском городе Александрии была самая большая библиотека в древнем мире, которую называли одним из семи чудес света.

    Во 2 веке до новой эры мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент. Папирус и пергамент были дорогими, поэтому черновики и письма писали палочкой на дощечках, покрытых воском.

    В середине века книги писали на листках пергамента, соединенных в тетради. Чтобы ленты не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С 13 века основным материалом для книг в Европе становится бумага. Рукописные книги были очень дорогими. В 15 веке возникло книгопечатание, которое сделало книг более доступными.

    Писатель М. Горький призывал дружить с книгой: все сокровища знаний раскроет перед вами это «…самое великое чудо из всех чудес, созданных человечеством…».

    Выходят 2 ведущих, которые продолжают утренник.

    1 ведущий: - Ребята, отгадайте загадки:

    Кто молча учит? Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает?  (Книга)

    2 ведущий: - Иду по грядкам, рву без счета, на грядках не убывает, а в голове прибывает?    (Чтение книги)

    1 ведущий: - Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет?  (Письмо)

    2 ведущий: - Говорит она беззвучно,

                          Но понятно и не скучно,

                          Ты беседуй чаще с ней –

                          Станешь вчетверо умней.   (Книга)

    1 ведущий: - С подругами и сестрами

                          Она приходит к нам,

                          Рассказы, вести новые

                          Приносит по утрам.    (Газета)

    2 ведущий: - Сама мала, а ума придала. (Книга)

    1 ведущий: - Поселились мудрецы

                          В застекленные дворцы,

                          В тишине наедине

                          Открывают тайны мне. (Книги)

    2 ведущий: - Страну чудес откроем мы

                           И встретимся с героями.

                           В строчках на листочках,

                           Где станции на точках. (Книги)

    1 ведущий: - Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами, в шкафах и на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку,  и поведут они нас по лесам, морям и разным странам. Расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

    2 ведущий: - Книга – учитель,

                          Книга – наставник,

                          Книга – надежный товарищ и друг.

                          Ум, как ручей, высыхает и старится,

                          Если ты выпустишь книгу из рук.

    1 ведущий: - Кто на все вопросы мне ответит?

                          Кто расскажет про дела вокруг?

                          Да, такой волшебник есть на свете:

                          Книга – лучший спутник мой и друг.

    Песенка про книжку.

    Музыка: М. Парцхаладзе                                              Слова: В. Викторова

    1 чтец: - В каждом доме, в каждой хате –

                   В городах и на селе –

                   Начинающий читатель

                   Держит книгу на столе.

                   Мы дружны с печатным словом,

                   Если б не было его,

                   Ни о старом, ни о новом

                   Мы не знали б ничего!

    2 чтец: - Даже маленький ребенок,

                   Не умеющий читать,

                   Только выйдет из пеленок,

                   Просит книгу показать.

                   В День рождения подарок

                   Хочешь другу подарить,

                   Принеси ему Гайдара –

                   Будет так благодарить!

    3 чтец: - Книг заветные страницы

                   Помогают людям жить –

                   И работать, и учиться,

                   И Отчизной дорожить.

    4 чтец: - У меня есть друг надежный,

                    Дорогой, чудесный друг,

                    С ним советоваться можно,

                    Проводить вдвоем досуг.

                    С ним и радость, и тревоги

                     Делишь пополам.

                    Он знаком и близок многим

                    Дорог он и вам.

    5 чтец: - Книга, книга – друг наш неразлучный,

                   Нам с тобою никогда не скучно.

                   Хочешь плыть по океанам,

                   Опускаться в глубину,

                   Побывать во многих странах

                   И помчаться на Луну.

                   Быть отважным следопытом

                   В чащах вековых –

                   Все края тебе открыты

                   На страницах книг.

    6 чтец: - Найдешь ты книги о морях,

                   О снеговых вершинах,

                   О звездах, птицах и зверях,

                   Растеньях и машинах.

    2 ведущий: - О многом расскажет книга, но она не сможет рассказать о том, какой длинный путь прошла она сама.

    1 ведущий: - Сколько людей работало над созданием книги? Попробуем их сосчитать. Писатель, художник, редактор, корректор, который поправил ошибки, работники типографии, которые набрали, печатали, сшивали, переплетали книгу.

    2 ведущий: - Всех ли вспомнили? Конечно, нет. Мы забыли о тех, кто сделал бумагу, кто рубил деревья, для бумажной фабрики. Не вспомнили о рабочих, построивших типографские машины.

    1 ведущий: - Но машины сделаны из металла, значит, надо было вспомнить о людях, добывающих руду и выплавляющих из нее металл.

    2 ведущий: - А железнодорожники, шоферы, которые возили руду, металл, бумагу, книги. Нет, лучше и пробовать сосчитать тех, кто делал книгу, не надо, все равно не сосчитать.

    7 чтец: - Чтоб книги были у детей

                   В библиотеке, в школе, -

                   Трудилось множество людей

                   На фабрике и в поле.

                   Трудились твой отец и мать.

                   Тебе бы надо уважать

                   Труды их и заботы,

                    Беречь и книгу, и тетрадь,

                    Не мять, не пачкать, не трепать

                    Страницы, переплеты.

    8 чтец: - Нам книги – лучшие друзья,

                   Они дают нам счастье.

                    А это книга и моя

                    Да и твоя отчасти.

    С. Маршак. «Как печатали вашу книгу».

    9 чтец: - Мне говорили много раз

                   Знакомые ребята:

                   - Стихи, пожалуйста, для нас

                   Скорее напечатай!

                   Я написать стихи готов,

                   Ребята  дорогие,

                   Но печатаю стихов –

                   Печатают другие.

    10 чтец: - Я был на фабрике такой,

                    Где вам готовят книжки.

                   Там в самой первой мастерской

                   Есть ящики без крышки.

                   Их люди кассами зовут,

                   В них буквы разные живут –

                   Свинцовые, литые,

                   Заглавные, простые.

                   Наборщик знает, где какой

                   Хранится знак печатный,

                   Берет привычною рукой

                   И ставит аккуратно…

    11 чтец: - Но вот наборщик лист собрал,

                    Теперь страницы свяжет,

                    А уж в машине круглый вал

                    Их свежей краской смажет.        

                    Пошла, пошла машина в ход

                    Бесшумным шагом скорым,

                    Бумага белая идет,

                    Чтоб встретиться с набором.

                    С бумагой встретился на миг

                    Набора лист свинцовый –

                    И уж страницы наших книг

                    Оттиснуты, готовы.

    12 чтец: - Хоть у машины нет ума,

                    Машина знает дело:

                    Листы нарежет вам сама

                    И сложит их умело.

                    А переплетчик их сошьет,

                    Края обрежет мигом.

                    Потом оденет в переплет,

                    И вот пред вами – книга!

    13 чтец: - Приятно книжки почитать,

                    А сделать их попробуй!

                    Искусство тонкое – печать

                    И требует учебы.

                    Работа сложная – печать.

                    И всем рабочим цеха

                    Должны мы счастья пожелать,

                    Здоровья и успеха.

    1 ведущий: - Каждая книга – результат большого коллективного труда, и этот труд надо беречь.

    2 ведущий: - Как обидно, когда по вине неаккуратного, неряшливого читателя книгу – труд многих людей – калечат, вырывают листы из нее.

    Инсценировка стихотворения М. Ильина «Две книжки»

    Автор: - Однажды встретились две книжки,

                   Разговорились меж собой.

    1 книга: - Ну, как твои делишки? –

    Автор: - Одна спросила у другой.

    2 книга: - Ох, милая, мне стыдно перед классом.

                    Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

                    Да что обложки… Оборвал листы!

                    Из них он делает кораблики, плоты

                    И голубей…

                    Боюсь, листы пойдут на змей.

                    Тогда лететь мне в облака!

                    А у тебя целы бока?

    1 книга: - Твои мне незнакомы муки,

    Не помню я такого дня,

    Чтобы, не вымыв чисто руки,

    Хозяин сел читать меня!

    А посмотри-ка на мои листочки,

    На них чернильной не увидишь точки.

    Про кляксы я молчу, - о них

    И говорить-то не прилично.

    Зато и я его учу

    Не как-нибудь, а на «отлично»!

    2 книга: - Ну, мой на тройках едет еле-еле.

                    И даже двойку получил на той неделе…

    Автор: - В басне нет загадки:

                   «Расскажут напрямик

                   И книжки, и тетрадки,

                   Какой ты ученик!»

    1 ведущий: - Чтобы книжки не обижались на вас, надо запомнить и выполнять несколько правил:

    1. Бери книгу чистыми руками.

    2. Не перегибай книгу.

    3. Не клади в книгу карандаши или другие предметы.

    4. Не загибай страницы, пользуйся закладкой.

    5. Не читай книгу во время еды.

    6. Оберни книгу, она прослужит дольше.

    Учитель читает стихотворение М. Островского

     «Как Коля читал».

    Коля книги не читал…

    Он их попросту глотал:

    За едой и перед сном,

    В лодке с поднятым веслом,

    На уроках и в саду,

    Лежа, стоя, на ходу.

    За обедом проглотил он

    «Гулливера» с «Буратино».

    Брал он с вешалки пальто,

    Закусил стихом Барто;

    А в аптеку шел пока

    Скушал томик Маршака,

    Не заметил как с арбузом

    Съел он «Робинзона Крузо».

    Наконец, собравшись спать,

    Взял «Хоттабыча» в кровать.

    У него спросили в школе:

    «Что прочел сегодня, Коля?»

    И ответил Коля так:

    «Написал роман Маршак,

    Как отважный Робинзон

    Сел в оцепленный вагон

    И поехал к лилипутам,

    Был веревками опутан,

    Но его от смерти спас

    Добрый папа Карабас»...

    Дружный смех раздался в школе,

    Отчего, не понял Коля.

    Знает кто-нибудь из вас,

    Почему смеялся класс?      

    (Ученики отвечают на поставленный вопрос).

    14 чтец: - Мы, книги, просим вас, ребята,

                    Не рвите в книгах переплет.

                    Вы в школе учитесь, ребята –

                    Совсем сознательный народ.

    15 чтец: - Книгу свято береги,

                    Она твой друг и твой помощник.

                    Закладки нежно положи,

                    Не рви и заверни в обложку.

    16 чтец: - Ах, не трогайте меня грязными руками,

                    Видите, как я чиста, посмотрите сами.

                    Беспорядка, грязи я очень не люблю,

                    С дружными ребятами дружно я живу.

    17 чтец: - И если каждый из ребят

                    Порвет листки, обложку,

                    Во что же книжку превратят

                    Ребята понемножку?

                    Тысяча первый ученик

                    Найдет на книжной полке

                    Одни лоскутья вместо книг,

                    Не книжку, а осколки.

    18 чтец: - Новых книг живые строки

                    Открывают путь широкий!

                    Жить без книг мы не могли бы,

                    Дорог нам их вечный свет,

                    Книгам добрым, интересным

                    Всем мы классом шлем привет.

    Песенка про книжки

    Музыка: Т. Попатенко                                             Слова: Н. Найденовой

    19 чтец: - Книга – друг твой и товарищ.

                    Береги ее везде.

                    Ведь она тебе поможет

                    И в учебе, и в труде!

    1 ведущий: - Если с книгою ты дружен,

                          Обо всем ты будешь знать.

                          Книга – друг, который нужен,

                          Чтобы строить, созидать.

    2 ведущий: - Если ты путем отважным

                          Полетишь в ракете вдруг,

                          Ты возьми с собою книгу –

                          Ведь она - твой лучший друг.

    1 ведущий: - Увидеть вас в который раз

                          Явилась книг семья,

                          Быль, сказка, повесть иль рассказ –

                          Все старые друзья.

    2 ведущий: - Но они не старею, друзья,

                          Попробуйте в них заглянуть,

                          Страницы книги разверни –

                          И с книгой в добрый путь.

    Ведущие проводят с учениками игры.

    Игра «Соберитесь в книжку»

    Ведущие раздают ученикам карточки с именами литературных героев. Пока звучит музыка, ученики должны отыскать героев своей книжки, и встать в круг. Как только соберутся вместе, надо дать название своей книге.

    Игра «Кляксография»

    Если вы любите рисовать, то поверьте мне, что самое интересное на свете занятие – делать картинки к детским книжкам. На листах у вас кляксы, которые оставили акварельные краски. Вы должны в них что-то увидеть и дорисовать. (Ученики выполняют рисунки, делают выставку, объясняя, что они нарисовали).

    Учитель: - «День, прожитый без книги, - потерянный день» - говорит народная мудрость. Не теряйте дни, читайте, узнавайте новое, приобретайте новых друзей. С книгой вам никогда не будет скучно!

    Литературная гостиная

    «Солнце русской поэзии»

    Цели:

    1. закрепить знания о биографии А. С. Пушкина;

    2. закреплять знания о сказках и героях сказок А. С. Пушкина;

    3. продолжить работу над формированием умения выразительного чтения;

    4. развивать творческие способности учеников (разыгрывание ролей, выразительное чтение);

    5. воспитывать заинтересованность в чтении произведений А. С. Пушкина;

    6. воспитывать любовь и бережное отношение к слову, крылатым выражениям из литературных произведений;

    7. воспитывать коллективизм, сопереживание;

    8. расширять кругозор учащихся за счет дополнительных сведений.

    Оборудование:        

    портрет А. С. Пушкина, надпись «Солнце русской поэзии», выдержка их дневника А. Блока, репродукции картин М. Врубеля, О. Кипренского, Н. Ге, журнальный столик, подсвечник, гусиное перо с чернильницей, выставка книг А. С. Пушкина.

    Ход:

    (Звучит музыка, ученики и гости занимают места).

    Учитель: - Сегодняшний гость в нашей литературной гостиной – Александр Сергеевич Пушкин. 2006 год – год Пушкина в Казахстане и год Абая в России. Невозможно представить себе литературу и детскую литературу без произведений А. С. Пушкина. Известно, что поэт не писал специально для детей. Даже его знаменитые сказки написаны для взрослых, но они прочно вошли в сокровищницу детской литературы. В дневнике А. Блока читаем: «Перед нашими глазами с детства как бы стоит надпись: огромными буквами написано: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни». Кто же он Александр Сергеевич Пушкин? Почему его имя знают во всем мире? Почему его называют солнцем русской поэзии? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

    (Ученики кратко с места рассказывают биографию А. С. Пушкина).

    1. – А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, где прожил 12 лет.
    2. – В Москве семья Пушкиных сменила много адресов. Эти московские улицы и улочки можно встретить в его произведениях.
    3. – Отца звали Сергей Львович Пушкин, мать – Надежда Осиповна.
    4. – Пушкины жили весело и открыто, и всем домом заведовала больше бабушка Мария Алексеевна Ганнибал.
    5. – В семье Пушкиных все увлекались литературой. По книгам из домашней библиотеки Пушкин рано научился читать по-русски и по-французски, но бабушка не одобрила, сказав: «Ты же русский москвич».
    6. – В доме родителей поэта часто бывали в гостях известные писатели Москвы: Н. М. Карамзин, И, А. Крылов, В. А. Жуковский.  
    7. – Мальчик внимательно слушал взрослых. Однажды при нем кто-то прочел плохие стихи – он не выдержал и расхохотался. Мать тотчас дала ему знак удалиться, а Карамзин покачал головой: «Ну и вкус у малыша! Этого на мякине не проведешь».
    8. – Время учебы в лицее Царского Села поэт будет вспоминать с нежностью и восторгом. Здесь он приобрел друзей на всю жизнь, здесь он написал свои первые стихи.
    9. – Свою няню Яковлеву Арину Родионовну сам Пушкин называл мамушкой.

    Он няню мамой называл,

    Он называл ее голубкой…

    А ветер сыпал снежной крупкой,

    Пути в деревню заметал.

    Не гаснул долго огонек

    В уютной няниной избушке.

    И слушал, слушал няню Пушкин,

    Катилась сказка, как клубок.

    Смеялся Пушкин, говоря:

    «Какая прелесть эти сказки!»

    А ночь текла к своей развязке,

    За вьюгой брезжила заря.

    1. – Пушкина преследовал царь Александр I за смелые, свободолюбивые стихи, за дружбу с революционерами-декабристами, за это 6 лет Пушкин провел в ссылке.
    2. – Новому царю Николаю I Пушкин тоже не верил. Больше всего он ценил правду и всегда писал только то, что думал.
    3. – Знатные лицемеры и завистники завидовали уму и таланту Пушкина, за ним следили, вмешивались в его жизнь, оскорбляли.
    4. – Зимой 1837 года, защищая свою честь, Пушкин вызвал на дуэль одного из обидчиков – француза Дантеса.
    5. – Пушкин был тяжело ранен. Два дня и две ночи мучился он от жестокой боли. 10 февраля Пушкин умер, не дожив до 38 лет.

    Учитель: - Пушкин прожил короткую жизнь, но того, что он успел сделать хватило бы на несколько больших жизней. Благодаря ему, русская литература стала одной из величайших литератур мира.

    Язык Пушкина прозрачен и чист. За его простыми словами – великая мудрость.

    Мы читали сказки Пушкина, его стихи. Сейчас мы проведем маленькую викторину:

    - Сколько сказок написал Пушкин? (Пять)

    - Кто спас царевну Лебедь? (Князь Гвидон)

    - Из чего сделан домик белки? (Хрусталь)

    - Сколько лет жили вместе старик со старухой? (30 лет и 3 года)

    - Кем являются царевне Лебедь 33 богатыря? (Братья)

    - Имя предводителя 33 богатырей. (Черномор)

    - В чем путешествовали не по своей воле царица и ее сын? (Бочка)

    - Кто ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда)

    - За что наказала золотая рыбка старуху? (За жадность)

    - Какое средство от чертей придумал Балда? (Веревка)

    - От какого щелчка вышибло ум у старика? (Третий)

    - Сколько сыновей было у царя Дадона? (Два)

    - Верный сторож царства Дадона. (Золотой петушок)

    - К кому обращался царевич Елисей в поисках царевны? (К Солнцу, Месяцу, Ветру)

    - Как называется остров, мимо которого плыли купцы в царство славного Салтана? (Буян)

    Учитель: - Сегодня в гости к нам пришли герой сказок А. С. Пушкина. Мы должны узнать героя и назвать сказку.

                                                     1) Лебедь.

    «Ты, царевич, мой спаситель,

    Мой  могучий избавитель,

    Не тужи, что за меня

    Есть не будешь ты три дня,

    Что стрела пропала в море.

    Это горе – все не горе.

    Отплачу тебе добром,

    Сослужу тебе потом:

    Ты не лебедь ведь избавил:

    Девицу в живых оставил;

    Ты не коршуна убил,

    Чародея подстрелил.

    Ввек тебя я не забуду:

    Ты найдешь меня повсюду,

    А теперь ты воротись,

    Не горюй, и спать ложись».

                2) Старуха

    «Дурачина ты, простофиля!

    Выпросил, простофиля, избу!

    Воротись, поклонись рыбке:

    Не хочу быть черной крестьянкой,

    Хочу быть столбовой дворянкой!»

                3) Царица

    Свет мой, зеркальце! скажи,

    Да всю правду доложи:

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее!»

               4) Елисей

    «Ветер, ветер! Ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч,

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе,

    Не боишься никого,

    Кроме бога одного.

    Аль откажешь мне в ответе?

    Не видал ли где на свете

    Ты царевны молодой?

    Я жених ее».

            5) Звездочет

    «Посади ты эту птицу, -

    Молвил он царю, - на спицу,

    Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой:

    Коль кругом все будет мирно;

    Так сидеть он будет смирно;

    Но лишь чуть со стороны

    Ожидать тебе войны,

    Иль набега силы бранной,

    Иль другой беды незваной,

    Вмиг тогда мой петушок

    Приподнимет гребешок,

    Закричит и встрепенется

    И в то место обернется».

    Учитель: - Сейчас мы с вами посмотрим небольшой рисованный фильм, и попробуем догадаться, к какой сказке сделал кадр художник.

    Определяют, к какой сказке сделан каждый кадр.

    Учитель: - Пушкин любил природу. Назовите его любимое время года. (Осень).

    Ученики читают стихи «Унылая пора! Очей очарование!», «Вот север, тучи нагоняя…»

    Учитель: - Одинаково с любовью и очень точно А. С. Пушкин описывает любое время года. Есть у него великолепная поэма «Руслан и Людмила». Сейчас мы прослушаем отрывок из нее.

    Дети читают отрывок «У Лукоморья дуб зеленый».

    Песня

    Музыка: Н. Рота («Слова любви»)                                Слова: О Данильченковой

    Творенья Пушкина читай ты в тишине,

         Чтоб нежным трепетом откликнулись в тебе,

         Как стебелек, к стихам прильни.

         На целом свете мы сейчас с тобой одни.

         И петушок, и князь Гвидон,

         И сказочный царевны сон,

         Здесь рыбка исполняет все твои мечты,

         И чудеса царевны Лебедь не просты.

                                   Готов читать часами я:

    Герои сказок мои лучшие друзья!

    Учитель: - У каждого возраста свой Пушкин. Сначала – сказки, «Руслан и Людмила», его стихи, «Медный всадник», «Онегин», лирика Пушкина, поэмы, драматические произведения, эпиграммы, статьи, дневники. И это навсегда!

    С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни!

    Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а впервые услышанные или прочитанные нами его стихи мы принимаем, как подарок, всю ценность, которую узнаешь только с годами.

    Дети читают стихи А. Плещеева «Памяти Пушкина».

    Мы чтить тебя привыкли с детских лет

    И дорог нам твой образ благородный;

    Ты рано смолк, но в памяти народной

    Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

    Бессмертен тот, чья муза до конца

    Добру и красоте не изменяла,         

    Кто волновать умел людей сердца

    И в них будит стремленье к идеалу;

    Кто сердцем чист средь пошлости людской,

    Средь лжи кто верен правде оставался

    И кто берег ревниво светоч свой,

    Когда на мир унылый мрак спускался.

    И все еще горит нам светоч тот,

    Всё гений твой пути нам освещает;

    Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

    О красоте и правде он вещает.

    Все лучшие порывы посвятить

    Отчизне ты зовешь нас из могилы;

    В продажный век, век лжи и грубой силы

    Зовешь добру и истине служить.

    Вот почему, возлюбленный поэт,

    Так дорог нам твой образ благородный;

    Вот почему неизгладимый след

    Тобой оставлен в памяти народной!

    Учитель: - Солнце русской поэзии – так называют Пушкина. Вот уже много лет лучи этого солнца освещают и согревают жизнь людей. Это огромное счастье – каждая встреча с Пушкиным. В душе каждого человека горит огонь любви к сказкам, к стихам, к языку поэзии. Пусть огонь зажженной нами свечи будет олицетворять лучик солнца, которого называют Пушкин. Мы будем передавать эту свечу с мыслями и пожеланиями, которые сложились в сонет.

     (Учитель начинает и передает свечу ребятам, которые тоже читают сонет).

    1.  – Нам Пушкина читают с малых лет,

            Ему мы посвящаем свой сонет.

    2.  – С рыбкой золотою все встретиться хотят,

    3.  – Но про разбитое корыто не зря ведь говорят.

    4.  – Пусть сила любви помогает всем жить,

    5.  – Напрасно не надо горевать и тужить.

    6.  – Пусть кругом все  будет мирно,

    7.  – Петушок пусть будет смирным.

    8.  – Каждый пусть душою страстной

    9.  – Вслед своей мечте прекрасной

    10.– Пусть идет вперед, вперед –

            Впереди пусть счастье ждет.

    Урок литературы.

    4 класс

    Тема: Ы. Алтынсарин. Притчи «Щедрый человек», «Бережливость и скупость».

    Цели:

        1) познакомить с биографией и творчеством Ы. Алтынсарина;

        2) дать понятие притча;

        3) совершенствовать умение определять тему и идею произведения;

             4) совершенствовать выразительное чтение, умение читать по ролям;  

             5) продолжить работу над различными приемами текста;                                    

             6) воспитывать доброту, щедрость, сострадание, стремление к знаниям;

                       7) расширять словарный запас за счет словарно–лексического анализа   слов.

    Оборудование:

    высказывание М. Ауэзова, портрет Ы. Алтынсарина, годы жизни, высказывание Ы. Алтынсарина, слова для словарно – лексической работы.

    Ход урока

    1. Организация класса (настрой на работу).

    2. Вступительная беседа:

        -Сегодня мы начинаем изучение темы «Века проходят – слово лишь нетленно…», где мы будем знакомиться с биографиями и литературными произведениями казахских поэтов и писателей.

       -Как вы думаете, почему тема имеет такое название?

       - Каждый народ бережет свое литературное, историческое, научное наследие. Нельзя стать истинным гражданином своей страны, не зная исторических и культурных корней своего народа. Мухтар Ауэзов писал: «Вспоминая историю Казахстана, можно выделить трех великих людей: это Чокан, Ыбрай, Абай».

         Чтобы лучше поныть, кем были эти люди, мы выясним значение слов.

    Словарно – лексическая работа (выяснение лексического значения слов: этнограф, просветитель, педагог – новатор, филолог, прозаик, демократ).

    - Чокан Валиханов – одна из замечательных личностей в среде казахского народа, просветитель – демократ, путешественник, этнограф, филолог, ученый.

    - Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, родоначальник казахской реалистической литературы.

    - Ыбрай Алтынсарин вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог – новатор, поэт и прозаик, этнограф, общественный деятель.

    3. Знакомство с биографией писателя.

    - Сейчас мы познакомимся с биографией Ыбрая Алтынсарина. Слушая ее, подумайте, почему Ы. Алтынсарин в одном из писем Н. И. Ильинскому написал: «Мое постоянное стремление душевное клонилось к тому, чтобы быть полезным человеку, а теперь мысль о том, что, достигая этого, утешение во всем…».

    Ы. Алтынсарин родился 20 октября (по старому стилю), 1 ноября (по новому стилю) 1841 года в роде Кипчак Среднего Жуза (ныне Затобольский район Костанайской области). Его раннее детство прошло в семье деда - бия Балгожи Жанбурчина, служившего в то время войсковым старшиной в Оренбургской Пограничной Комиссии.

     К счастью для Ыбрая, когда ему исполнилось 8 лет, при Пограничной Комиссии была открыта школа для казахских детей. В этой школе Алтынсарин учился с 1850 по 1857 год, при окончании школы был отмечен как особо отличившийся. Затем работал писарем у деда, с 1860 года толмачом – переводчиком при Оренбургском областном управлении. Все свободное время Алтынсарин посвящал самообразованию, он много занимается русским языком, стремясь овладеть им в совершенстве. В 1860 году Алтынсарину поручают открыть школу. 4 года неустанного труда ушло на ее создание. Он преподает  в ней сам, помогает другим учителям, работает над первыми национальными учебниками – «Начальным руководством к изучению русского языка» и «Киргизской хрестоматии», которые выходят в свет в 1879 году.

    В 1879 году он получает приглашение на должность инспектора народных училищ Тургайской области, должность не высокую, но для казаха необычайную. За 10 лет, которые провел Алтынсарин на этом посту, были заложены первые основы казахской национальной школы. Он создает центральные училища в каждом из уездов Тургайской области, в 1887 году еще 5 школ. Он добивается открытия учительской школы в Орле. Первая женская школа была открыта в Иргизе, он подготовил открытия еще 4 школ, которые открылись уже после его смерти. Он создает ремесленное и сельскохозяйственное училища.

    17 июля 1889 года Ыбрай Алтынсарин умирает в возрасте 48 лет.

    Ыбрай Алтынсарин – выдающийся просветитель, общественный деятель, педагог–новатор, ученый–этнограф, поэт и прозаик, один из основоположников казахской письменной литературы и литературного языка, создатель национального алфавита на основе русской графики.

    Жив в памяти людской пламенный борец за прогрессивное развитие своего народа, основатель педагогического образования в Казахстане.

    - Почему Алтынсарин в своем письме говорит о стремлении быть полезным человеком, и эта мысль является ему утешением?

    - Почему имя Ыбрая живо в памяти людей?

    - Вклад в казахское образование в том, что он создал первые казахские учебники, где использовал казахский алфавит на основе русской графики.

    «Киргизская хрестоматия», которая должна была дать «действительные познания и полезные сведения» состоит из 4 разделов.

    1.Стихотворения, детские рассказы и сказки;

    2. Рассказы для взрослых;

    3. Образцы из устного творчества;

    4. Пословицы и поговорки.

    По «Киргизской хрестоматии» учились все, кто получил образование до революции. Сочиненные им стихи, рассказы, притчи положили начало развитию казахской детской литературы.

        4. Первичное восприятие текста.

    – Сегодня мы познакомимся с несколькими произведениями Ы. Алтынсарина. Чтобы лучше понять их смысл, разберем лексическое значение некоторых слов.

    а) Словарно – лексическая работа:

    Ветхая – дряхлая, очень старая.

    Кров – жилище, приют.

    Лишения – недостатки, трудности.

    Возомнить – быть высокого мнения о себе.

    Чуждаться – не общаться, избегать.

    б) Чтение учителем притчи «Щедрый человек».

    в) Первичный анализ:

    - Чем объяснить название «Щедрый человек»?

    - Чему учит?

    - Небольшой рассказ, содержащий поучение, называется притчей (записать в тетрадь определение).

        5. Повторное чтение и детальный анализ:

    а) Повторное чтение притчи учениками по логическим отрывкам;

    б) Определение темы и идеи произведения:

    - О чем притча? Какова тема?

    - Зачем автор написал притчу?

    в) Стилистический анализ:

    - Какими выразительными средствами пользовался автор?

    г) Проблемный анализ:

    Чтение притчи цепочкой.

    - Как вы думаете, правильно ли поступил Атымтай?

    - Как автор сам относится к герою, одобряет или нет?

    - Сформулируем еще раз идею притчи.

    д) Работа в парах:

    На карточках задание:

    Какая из пословиц подходит к притче, докажите:

    Человек – живое сокровище, богатство – мертвое.

    Добрая слава – лучшее богатство.

    Красив тот, кто красиво поступает.

    Жадность – всякому  горю начало.

    Мелочная скупость приводит к большому убытку.

    Как поживешь, так и прослывешь.

      Выслушать  несколько ответов учеников.

    6. Знакомство с другими произведениями Ы. Алтынсарина.

    а) Инсценировка притчи «Бережливость и скупость».

    - Как вы думаете. Можно ли этого человека назвать скупым? Щедрым? Бережливым?

    - В чем заключается идея произведения? Можно ли рассказ назвать притчей, почему?

    б) Чтение по ролям притчи «Отец и сын».

    - Можно ли рассказ назвать притчей, почему?

    в) Выразительное чтение рассказа «Чувство жалости сильнее боли», сказки «Ворона и червяк».

    - В чем заключается идея произведений?

    - Можно ли их назвать притчами, почему?

         7. Итог урока.

    - Какое литературное произведение называется притчей?

    - Какие притчи Ы. Алтынсарина прочитали?

    - Ы. Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог – новатор. Он пропагандировал значение образования. Он пишет стихотворение, в котором призывает детей учиться – «Давайте, дети, учиться!», «Кел, балалар, оқылық».

    Два ученика читают стихотворение Ы. Алтынсарина на казахском и русском языках.

    - Знаний увидев свет, дети, в школу идите!

    В памяти крепко, навек прочитанное сохраните!

    Дело пойдет успешно, радости будет вдвойне…

    Знайте – неграмотный бродит, словно слепой во тьме.

    Дети, будем учиться! В памяти вашей пусть

    Знаний запас сохраниться.

    Учение даст вам счастье, оно озарит, как свет,

    Каждое ваше желание яркий оставит след.

    Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек

    Знания сохраните!

       

    Кел, балалар, оқылық,

    Оқығанды көңілге

    Ықыласпен тоқылық.

    Істің болар қайыры,

    Бастасаңыз алдалап.

    Оқымаған жүреді

    Қараңғыны қармалап.

    Кел, балалар, оқылық,

    Оқығанды көңілге

    Ықыласпен тоқылық.

    Оқысаңыз, балалар,

    Шамнан шырақ жағылар.

    Тілегіннің алдыңнан

    Іздемей-ақ тобылар.


    Путешествие в Читай-город

    (КВН по чтению)

    1. Много книг чудесных,

    Книжек умных, интересных,

    Увлекательных, веселых

    В городах, станицах, селах.

    2. Ты идешь в библиотеку,

    Чтоб побольше прочитать,

    Настоящим человеком

    Помогают книги стать.

    3. Новых книг живые строки

    Открывают путь широкий!

    Жить без книг мы не могли бы,

    Дорог нам их вечный свет.

    Книгам добрым, интересным

    Всем мы классом шлем привет.

    4. Книг заветные страницы

    Помогают людям жить –

    И работать, и учиться, -

    И отчизной дорожить!

    5. Чтобы знать и понимать все то, что написано в книге, надо читать, думая, не спеша, не пропуская строки и страницы. Книги надо беречь!

     6. Книгу свято береги,

    Она твой друг и твой помощник.

    Закладку нежно положи,

    Не рви и заверни в обложку.

    7. Книга ждет тебя везде:

    В школе, дома и в труде.

    Она верный старый друг,

    Без нее ты как без рук.

    Песенка о КВН

    (на мотив песни «Улыбка»)

              Любит КВН наш дружный класс,

    И объявит заседание сейчас.

    Вот болельщики, а вот жюри,

    Путь к победе труден, что ни говори.

                 Припев:

                              Нам доверено с тобой

                              Провести удачно бой,

                              Чтоб находчивость и знания проверить,

                               Наш любимый КВН, наш любимый КВН,

                               Ты наш друг и в это все мы будем верить.

    1 конкурс Приветствие команд.

    1 команда «Буратино».

    Девиз: В любой вопрос суем свой нос.

    2 команда «Лисичка-сестричка».

    Девиз: Хитрость, ум не проведешь,

                Просто так нас не возьмешь.

    3 команда «Иванушка».

    Девиз: В сказках он всегда дурак,

                Ну а в жизни все не так.

    Команды по очереди хором говорят название, девиз и демонстрируют подготовленную эмблему.

    Учитель: - Сегодня на сказочном поезде мы совершим путешествие в Читай-город. По пути мы будем делать остановки на станциях. Итак, первая станция.

    2 конкурс «Станция «Сказочная»

    а) Из каких сказок или басен эти слова?

    1. Не пей, братец, теленочком станешь. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

    2. Печка, печка! Скажи, куда Гуси-лебеди полетели? («Гуси-лебеди»)

    3. Терем-теремок! Кто в тереме живет? («Теремок»)

    4. Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают. («Лиса и Тетерев»)

    5. Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! («Лиса и журавль»)

    6. Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. («Петушок и бобовое зернышко»)

    7. Испугались водоносы, ведра побросали и домой побежали. («У страха глаза велики»)

    8. Солдат топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь. («Каша из топора»)

    9. Гуляли по чистому полю, по густому лесу два мороза, два родных брата. («Два мороза»)

    10. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам.

          Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)

    11. Чижа захлопнула злодейка-западня.        

          Бедняжка в ней и рвался и метался.

          А Голубь молодой над ним же издевался. («Чиж и Голубь»)

    12. Попрыгунья-Стрекоза

          Лето красное пропела;

          Оглянуться не успела,

          Как зима катит в глаза.   («Стрекоза и Муравей»)

    б) Назови сказку по картинке.

    Каждой команде учитель предлагает иллюстрацию к сказкам, команды называют сказку.

    в) По какой сказке сделан мультфильм?

    По кадрам из мультфильма надо назвать сказку.

    г) Домашнее задание.

    Каждая команда к любой сказке должна сделать рисованный фильм из пяти кадров. Участники КВН просматривают фильмы, а жюри оценивает.

    3 конкурс «Станция «Вопроскино»

    Каждая команда готовит вопрос-загадку (инсценировка отрывка сказки). Оценивается ответ команды и постановка сказки.

    4 конкурс «Станция «Писательская»

    а) Назови поэта.

    1. У лукоморья дуб зеленый;

        Златая цепь на дубе том:

        И днем и ночью кот ученый

        Все ходит по цепи кругом.  (А. С. Пушкин)

    2. На солнце темный лес зардел,

        В долине пар белеет тонкий,

        И песню раннюю запел

        В лазури жаворонок звонкий. (В. А. Жуковский)

    3. Зима недаром злится, прошла ее пора –

        Весна в окно стучится

        И гонит со двора. (Ф. И. Тютчев)

    4. Ласточки пропали,

        А вчера зарей

        Все грачи летали, да как сеть мелькали

        Вон над той горой. (А. А. Фет)

    5. Есть в осени первоначальной

        Короткая, но дивная пора –

        Весь стоит как бы хрустальный,

        И лучезарны вечера.  (Ф. И. Тютчев)  

    6. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

        Листья пожелтелые по ветру летят.   (А. К. Толстой)

    7. Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!

        Мы хотим, как поросята, хрюкать!» (К. И. Чуковский. «Путаница»)

    8. Рады, рады, рады светлые березы

        И на них от радости вырастают розы. (К. И. Чуковский. «Радость»)

    9. Скачет сито по полям,

         А корыто по лугам. (К. И. Чуковский. «Федорино горе»)

    б) Назови автора.

    Командам предлагается заглавие литературного произведения, участники определяют автора.

    1. «Филиппок»  (Л. Н. Толстой)

    2. «Совесть» (А. П. Гайдар)

    3. «Чук и Гек» (А. П. Гайдар)

    4. «Живая шляпа» (Н. Н. Носов)

    5. «На горке» (Н. Н. Носов)

    6. «Заплатка» (Н. Н. Носов)

    7. «Волшебное слово» (В. А. Осеева)

    8. «Три товарища» (В. А. Осеева)

    9. «Сыновья» (В. А. Осеева)

    10. «Трусиха» (Н. М. Артюхова)

    11. «Большая береза» (Н. М. Артюхова)

    12. «Синие листья» (В. А. Осеева)

    в) Продолжи стихи.

    Учитель читает первую строчку известного стихотворения А. Л. Барто и С. Я. Маршака, а ученики продолжают.

    1. Идет бычок качается…

    2. Наша Таня громко плачет…

    3. Зайку бросила хозяйка…

    4. Мой веселый звонкий мяч…

    5. Кто стучится в дверь ко мне…

    6. Пела ночью мышка в норке…

    5 конкурс «Станция «Сказочных героев»

    а) Назови сказочного героя.

                1. Всех на свете он добрей,

                Лечит он больных зверей,

                И однажды бегемота

                Вытащил он из болота.

                Он известен, знаменит,

                Это… (Доктор Айболит)

    2. Многим долго неизвестный,

    Стал он каждому знаком.

    Всем по сказке интересной

    Мальчик-Луковка знаком.

    Очень просто и недлинно

    Он зовется… (Чиполлино)

    3. Он весел и незлобен,

    Этот милый чудачок.

    С ним хозяин, мальчик Робин,

    И приятель - Пятачок.

    Для него прогулка – праздник,

    И на мед особый нюх,

    Это плюшевый проказник

    Медвежонок… (Вини-Пух)    

    б) Портрет героя. 

    Учитель предлагает рисунок, на котором изображен сказочный герой, а команды должны назвать его.

    в) Задание в волшебном конверте.

    Учитель показывает волшебный конверт. Капитаны команд вытаскивают из него билеты, на которых изображены вещи или предметы, принадлежащие сказочному герою. Команды обсуждают, кому они могут принадлежать, в течение 30 секунд, а затем дают имя героя.

     

    1 билет:

    корзина с пирожками        

                                                                           

                                                                       (Красная Шапочка)

    2 билет:    

    короб            

                                                                                    (Маша и Медведь)  

       

    3  билет:  

    Кот и Петух

                                                                (Кот, Петух и Лиса)

    6 конкурс «Станция «Капитанов»

    а) Отгадай загадку. 

    1. Без языка, а обо всем рассказывает,

    Без головы, а все знает,

    Без ног, а везде  бывает.  (Книга)

    2. Иду по грядкам, рву без счета,

    На грядках не убывает, а в голове прибывает. (Чтение книги)

    3. С подругами и сестрами

    Она приходит к нам

    Рассказы, вести новые

    Приносит по утрам.    (Газета)

    б) Каждому капитану предлагаются билеты по сказке «По щучьему веленью».

    1 билет. 

    Ведра.

    2 билет. 

    Печка. 

    3 билет. 

    Сани.

    Капитаны должны сказать те слова, которыми Емеля приводит эти предметы в действие.

    Жюри подводит итоги конкурсов.

    Раздается стук в дверь. В класс приносят письмо. На конверте написан обратный адрес: страна Читалия, Читай-город.

    Текст письма:

    Здравствуйте, ребята!

    Мы рады, что вы благополучно совершили путешествие в наш родной Читай-город. Мы, жители Читай-города, от души приветствуем вас, наших новых друзей. Надеемся, что вы поняли, насколько интересно и необходимо чтение. Нашего города вы не найдете ни на одной карте, потому что он необычен. В нем живут герои всех написанных произведений. Наш город большой и очень красивый. В нем много улиц, площадей. В нашем городе есть улицы Сказок и Приключений, улицы Маршака и Барто, есть проспекты Путешествий и Повестей. Красивы наши площади Пушкина, Толстого, Лермонтова, особенно красива площадь Поэзии. Только в нашем городе ходят трамваи смеха.

    В наш город вы попадаете всегда, прочитав какой-нибудь рассказ, сказку, повесть, стихотворение. Тем, кто сегодня хорошо отвечал, мы говорим: «Молодцы!» Тем, кто не уверен в себе, в своих силах, мы даем совет – больше читайте. Тогда вы сможете правильно и красиво говорить, будете интересны для всех. Почаще приезжайте к нам. Всегда будем рады вам.

    До встречи в Читай-городе!

    Объявляются итоги конкурса, проводится награждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".

    Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....

    из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

    Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

    Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

            Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

    ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ В СЕМЬЕ.

    Познавательный интерес – это отношение человека к тому, что его окружает, а также изучение существенных свойств окружающей действительности. Он влияет на развитие памяти, внимания, мышления, а т...