Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
статья на тему

Лис Надежда Анатольевна

Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся.Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей. Она предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Лис Н.А.

Трудовая коллективно-творческая деятельность как условие духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Воспитание человека - это формирование

Духовной потребности человека в человеке,

В. Сухомлинский

Сегодня по-прежнему актуальной остаётся задача создания условий для творческих проявлений разносторонних способностей учащихся. В ГБОУ гимназии №205 программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота. Раскрываются способности и таланты учащихся. Программа разработана с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей. Эта программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей. Она предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, авторы программы считают, что тем самым созданы все условия для духовно-нравственного развития и воспитания школьников. При этом непременно будет происходить развитие творческих способностей ребенка и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.

Внеурочная воспитательная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности и осуществляется в соответствии со всем и требованиям и ФГОС.

Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания духовно-нравственного развития и воспитания в каждом классе осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей. Начались поиски виды деятельности.

«Коллективная жизнь детей должна быть заполнена радостной деятельностью, и тогда она воспитывает людей с сильно развитым общественным инстинктом» - говорила Н.К. Крупская. Это высказывание вспомнилось в связи с потребностью укрепить дружеские взаимоотношения в нашем 2 «Б». Начиная работать с ребятами, можно заметить, что у них не так все просто с такими понятиями как доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, понимание и сопереживание своим школьным товарищам. Как это преодолеть? Надо было найти какое-то интересное и вместе с тем совместное, полезное дело, в котором все вместе, сообща могли бы проявить заботу об окружающих, школе и о себе. Дело должно было быть и коллективным, и творческим. Ведь ничто так не объединяет коллектив, как совместный труд на общее благо. Коллектив становится командой.

Основная идея коллективно-творческой деятельности - забота о близких и далеких людях. Человек становится личностью лишь тогда, когда способен проявить заботу о других. Мы занялись лепкой поделок из соленого теста, а свою команду назвали «Рукастики». Это увлекательнейшее занятие не только для детей, но и для взрослых.

Соленое тесто знакомый всем материал для поделок. Но, к сожалению не все мои ребята любили лепить. Они просто не умели это делать. Вначале я познакомила их с различными видами прикладного искусства. Затем перешла непосредственно к соленому тесту. Мы старательно смешивали муку, соль, обойный клей, воду и растительное масло. Затем учились держать в руках и правильно пользоваться удобными инструментами для работы. Далее мы учились основным приемам лепки, потом приступили к простейшим фигурам, из которых создаются все сложные поделки. Изучив основы, приобретя навык лепки, моим 8-9-летним скульпторам стали под силу любые задачи.

Уникальные свойства теста предоставляют безграничные возможности для поделок. В руках ребенка тесто оживает. Машет крыльями журавлик над гнездом, которое устроено на березке. Ослик на даче выращивает овощи. На лугу пасутся коровы. На морском дне его обитатели ведут свою размеренную жизнь. Сколько радости! Сколько восторга! И мне, как педагогу почти ничего не надо придумывать. Идеи у ребят сыплются как из «рога изобилия». Ни с чем не сравнить чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу! С ней разговаривают, ее бережно хранят, ее с любовью дарят, благодаря этой игрушке, приобретают новых друзей. Квакающие лягушки и юркие мышки, изящные вазочки и подсвечники для праздничного стола - мир изделий из соленого теста бесконечен! Это маленькое открытие в мире творчества и фантазий.

Лепка - занятие не только увлекательнейшее, но и очень полезное для развития ребенка. Работа с пластичным материалом улучшает координацию, мелкую моторику руки, что в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта. Хорошая моторика пальцев способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за восприятие, анализ и запоминание. Занимаясь творческим трудом, дети учатся мыслить, фантазировать. Необходимо хвалить своих юных мастеров за малейшую удачу, тем самым поднимая их самооценку. Это очень важно! У ребят появляется осознание своей значимости: я - творец, я - художник. Появилась гордость за сделанное чудо своими руками. Но больше всего радовало то, что второклашки не только приучили себя к труду, но и научились приходить на помощь своему однокласснику. И если раньше чужой успех воспринимался болезненно, то теперь - как свой.

Кроме того, занятие лепкой из соленого теста помогает в решении поставленных задач по духов но-нравственном у воспитанию, а именно:

  • воспитывают трудолюбие, творческое отношение к труду и жизни;
  • дают первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущие роли труда и знаний, творчества в жизни человека и общества;
  • учат уважению к труду и творчеству старших и сверстников;
  • дают первоначальные навыки коллективной работы;
  • учат проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • учат умению соблюдать порядок на рабочем месте;
  • вырабатывают бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • вырабатывают отрицательное отношение к лени и небрежности, небрежному отношению к результатам труда сверстников.

Работа с моими «рукастиками» направлена на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

Такие занятия способствовали развитию качеств личности:

  • коммуникативности, способности к эффективному общению;
  • креативности, установки на творчество;
  • самостоятельности и ответственности;
  • критическому мышлению;
  • толерантности;
  • способности к самооценке и самоанализу.

Очень важно мотивировать проявление внутренней активности личности и создавать условия для развития инициативы детей.

С точки зрения гуманистической позиции все дети - одаренные, и задача педагога - раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Очень важно окружать ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых, каким бы видом внеурочной деятельности не занимались. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь к другим людям. А это - самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Хочется обратить внимание на одно высказывание В.А. Сухомлинского. Он писал о детях так: «...ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Создавая «Рукастики», мы хотели развить у детей способность к творчеству, любовь к созиданию, интерес к познанию нового. Бесспорно - работа над любой поделкой способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление получить новые знания, умения, сделать новое лучше, чем предыдущее. Важно поддерживать интерес к творчеству, а это возможно только в том случае, если есть увлеченность взрослого этой деятельностью. Одно из главных условий достижения успеха - это увлеченность педагога, готовность к творческому взаимодействию со своим и ученикам и. Мы с ребятами - партнеры, и это ценно!

Творческие люди, если они таковыми являются, всегда ищут что-то новое. Мы с ребятами решили, что мы будем лепить сказочных героев и ставить кукольные спектакли. У нас уже все готово для постановки сказки «Репка».

И еще все это время нас сопровождала музыка. Когда мы лепим «Морское дно» мы слушаем Сен-Санса и говорим о его музыке. Музыка Чайковского, Глинки, Шопена, Моцарта стала нашим спутником. Я не случайно стала включать музыку на наших занятиях и рассказывать о великих композиторах и их творчестве. Ведь музыка считалась в народной педагогике важным средством воспитания. Любовь к своему Отечеству, родной земле связывается с окружающей природой. Это может быть поэтический образ белой березки, который мы лепили. Музыка вызывает радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль. Она отражает жизнь во всем ее многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание, она способствует активному сопереживанию.

Хочется верить, что «рукастики» вырастут личностями, настоящими гражданами нашей России. Какие бы трудности не встретились у них на пути, они обязательно преодолеют их, так как учатся слушать и слышать другого, учатся сопереживать и приходить на помощь, если их кто-нибудь об этом попросит, умеют вовремя подставить плечо Другому. Вся наша совместная деятельность пропитана заботой друг о друге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...