Педагогическое проектирование как форма самообразования учителя.
статья на тему

Окорокова Елена Анатольевна

Статья в журнал "Сибирский учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okorokova_dlya_zhurnala.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Окорокова Е. А. учитель начальных классов МБОУ «Лицей №113» г. Новосибирск, tfjr @mail.ru , 89134665315

630124

г.Новосибирск, ул.Есенина 31/1-87

Педагогическое проектирование как форма самообразования учителя.

Успешность формирования личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Учитель должен быть способным к проектированию и перепроектированию учебного процесса.

 Приоритетным в обучении становится компетентностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. В данной статье компетентностный подход рассматривается в технологии проектной деятельности ученика и учителя,  что является проблемным исследованием профессионального проекта учителя.

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. В полной мере это можно отнести и к профессиональному самосовершенствованию педагога.

Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Как сказал Али Апшерони: «  Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами».

Памятуя, что "всякое настоящее образование - это самообразование" –  в целях дальнейшего совершенствования своей компетентности в вопросах, связанных с  переходом на ФГОС, кроме курсовой подготовки в ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по теме «Модернизации математического образования младших школьников в условиях ФГОС» (руководитель  профессор Смолеусова Т. В.),  я спроектировала план самообразования по  теме «Реализация стандартов второго поколения». Мною была обозначена проблема формирования компетентной личности, организация компетентностного подхода в начальной школе. В процессе  теоретической работы над проектом проблема была уточнена и нашла своё отображение в практической разработке «Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность»

Основное назначение моего проекта в создании условий:

- для освоения основных умений учебной деятельности, т.е. формирования  мотивационно-ценностной сферы личности, а так же таких новообразований как умение учить самого себя, рефлексии, умения планировать свои действия, сотрудничать, адаптироваться в различных ситуациях;

- для формирования основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с самим собой, обществом и окружающими людьми, здорового образа жизни.

Цель моей работы полностью совпадает с целями начального общего образования:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

 [22, гл.1, п.8.]

Актуальность моей работы в том, что компетентностный подход  как и системно-деятельностный являются  методологическим основанием федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, применение которых направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. [22, гл.1 п.7, 13, с.3.]

Теоретическое исследование проблемы мною так же определило, что компетентностный подход и его внедрение в процесс современного образования многими исследователями рассматривается как актуальность и своевременность. Разработкой данной проблемы занимались и занимаются российские исследователи П.П.Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В.Хуторской, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, А.В. Баранников, О. Е. Лебедев и др., а также зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).

Осмысление данного этапа работы позволило мне   не только увидеть проблему, выделить существенное, но и оценить свои возможности в её разрешении.

В настоящее время действующее содержание образования академично, излишне теоретизировано, далеко от интересов, потребностей учеников. Компетентностный подход предназначен для усиления практической направленности процесса обучения, включения в него ситуаций применения знаний и умений в конкретных жизненных условиях. [3, с.103 ]

В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде.

В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника системы ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Формирование субъективного опыта происходит посредством усвоения культуросообразного содержания начального образования, представленного в различных сферах социального опыта: предметных и надпредметных знаний (результат: «Я знаю...»); предметных и общепредметных умений («Я умею...»); творчества («Я создаю...») и в эмоционально-ценностной сфере («Я стремлюсь...»).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта, по мнению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные виды деятельности, которые и получили название ключевых образовательных компетенций.

Опираясь на проведенные исследования учѐных (Тришина С.В., Хуторской .В.,Краевский В.В.), можно выделить следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, здоровьесберегающая.

Читая 2 главу ФГОСа п.10, п.11, я соотнесла результаты освоения ООП НОО с данными группами компетенций.

Ключевые компетенции

Результаты освоения ООП НОО (ФГОС Гл.2, п.10,11)

Ценностно-смысловые

П.10

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

П.11

4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Общекультурные

П.10

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

П.11

13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Учебно-познава-тельные

П.11

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  7. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные

П.10

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

П.11

7) активное использование речевых средств и средств  коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Информационные

П.11

7) активное использование средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  1.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Здоровьесберегающие

П.10

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Становится очевидным, что формирование ключевых компетенций младшего школьника подразумевает формирование УУД  в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике. При этом успешность и своевременность формирования указанных качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.  [13, с. 3, 4.]

Очевидно, что в новых условиях существенно меняется роль и характер профессиональной деятельности учителя.

При этом образовательная среда должна обладать определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора).

Вся моя деятельность подчинена развитию личности, становлению  мировоззрения ребёнка  и направлена на организацию сознания ребёнка, которая связывается с освоением способов мышления, с выработкой собственного вхождения ученика в мир знаний на основе владения техникой рефлексии понимания, коммуникации.

Каждый учебный предмет я ориентирую на поиск своего места в развитии личности ребёнка, в формировании у него ведущей учебной деятельности, умения и желания учиться, чтобы он смог без труда продолжить своё образование в основной школе и адаптироваться в жизни. Саморазвитие и самореализация – вот  ведущие ориентиры в моём обучении и воспитании. При этом я стремлюсь, чтобы каждый из учеников научился ставить перед собой цель в деятельности, осознавая, чем новое отличается от предыдущего, чему он научится, какие практические и умственные действия в этом помогут, какими способами можно проверить себя, как преодолеть трудности. В результате такой работы я способствую формированию сознательности, самостоятельности, ответственности, инициативности, т.е. тех качеств, которые  характеризуют субъекта деятельности, компетентного человека.

Поиск оптимальных методик преподавания и знакомство с новаторскими технологиями позволили мне выстроить свою педагогическую систему деятельности, что является результативным продолжением моего проекта.

  Считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, школьники осваивают методы  творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Теоретической базой разработки данного вопроса в условиях ФГОС являются методические материалы Поливановой К. Н., Воронцова А. Б., Асмолова А. Г.

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Т. о., учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

В структуре проекта следующие этапы:

  • Мотивационный;
  • Целеполагающий;
  • Этап реализации проекта;
  • Контроль;
  • Оценка, рефлексия.

Как видно, это те этапы учебной деятельности, которые и формируют у детей умения самостоятельной учебной деятельности.

В таблице  «Набор компетенций, реализующих проектную деятельность», анализируя различные источники, мною разработано содержание деятельности ученика и учителя на каждом этапе проекта, а так же какие компетенции формируются в результате. В качестве примера привожу  структуру мотивационного этапа.

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции

Ценностно-смысловые

Социокультурные

Учебно-познавательные

Коммуникативные

Информационные

Здоровьесберегающие

Мотивационный

Создаёт атмосферу безопасности, доверия; связывает учебный материал с жизненным опытом ребёнка, способствует созданию противоречий между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией

Проявляет интерес, любопытство, реагирует на новизну, задаёт вопросы

Внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства

Установка на здоровый образ жизни

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п.), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

Достижение положительных результатов при использовании метода проектов в преподавании возможно при условии качественной методической подготовки учителя, которая включает:

- знание принципов и требований к подбору объектов проектной деятельности учащихся;

- владение методикой и организацией учебного проектирования;

- умение планировать деятельность учащихся в ходе работы над проектом;

- организацию систематического контроля учащихся в ходе выполнения творческих проектов;

- подготовку необходимых методических и дидактических материалов. [21]

Для каждого этапа работы над проектом мною определена система вопросов и заданий, организующих самостоятельную деятельность учеников.

Этапы проекта

Приёмы и средства их организации

Мотивационный

Приём «Удивляй!»: сюжетные линии уроков, эпиграфы к урокам, ребусы, кроссворды, игровые моменты, ассоциации, создание проблемы.

Целеполагающий

Вопросы типа: Что это такое? Как возникают, получаются? Из чего состоят? Что я об этом уже знаю, не знаю, не понимаю? Какую проблему буду решать? Как её можно записать, зарисовать, обозначить? Зачем буду решать? Что смогу сделать, решив проблему? Что буду делать сначала, что потом? Как решить по-другому? Сколько времени потребуется? Как организовать работу? Какие из данных заданий ты уже умеешь выполнять? На какой вопрос надо найти ответ, чтобы научиться их выполнять?

Продолжи предложения: хочу научиться различать…, понять…, придумать способ… и др.

Почему вопросы объединены в такие группы? Как можно сгруппировать эти вопросы? Какой цели ты бы хотел достичь, работая над…?

Планирование работы

Какой план поможет достичь цели? На каком этапе остановились? Измени план, что получится? Сколько времени потребуется? Что поможет в осуществлении плана? Как организуем работу? За какой помощью ты обратишься к …

Этап реализации проекта

Зарисуй этапы своей работы над проектом. Комментируй задание, выполнение. Рассказывай, как действуешь. Покажи знаком, символом. Как показать в схеме, модели. Составьте список ошибок, которых надо избежать. Переформулируй заголовок в вопрос. Составь план, и др.

Контроль, оценка

Оцени меру своего продвижения к цели…Занеси результаты в таблицу, дневник. Что изменилось в твоих знаниях, умениях? Какие правила удалось соблюдать в группах? Какие вопросы ты задашь, чтобы проверить, правильно ли ты понял другого? Как ты помог группе? Группа тебе?

Закончи предложения: «Я умею…У меня хорошо получается… Я смогу… Я почти не умею…, но у меня хорошо получается. Если я…, то смогу…

Как видно, система этих вопросов и заданий поможет учителю организовать проектную деятельность во время урока, что немаловажно, т.к. методика внедрения метода проекта в урок разработана и представлена недостаточно.

Субъективизм учебной деятельности ориентирует меня на применение различных форм организации учебно-познавательной деятельности, но приоритет за «групповыми». Несомненно, разнообразные формы коммуникации помогают открыть учащихся к контакту, преодолевают их страхи и неуверенность в учении, расширяют сферу общения, приводят к взаимообогащению каждого.

Предваряя работу в группе, ученик делает сначала самостоятельный выбор, фиксируя его в карточке-таблице «Мой выбор», затем вопрос прорабатывается в группе и фиксируется в графе «Выбор группы». Далее работа строится в соответствии с этапами учебной деятельности.

Важным является совместный поиск решения. Ошибка одного может породить мысль другого.  

Одной из форм представления работы групп являются рабочие листы:

Рабочий лист

Мы  нашли информацию о…

Узнали...

Самым интересным оказалось: …

Оформили результаты работы в виде: …

Из этого можно сделать вывод: …

На последнем этапе важно проанализировать работу в группе. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.

Оценить работу групп могут сами ребята по вопросам:

Вопросы

1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?

2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?

3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?

4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?

5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?

6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?

7. Ваша оценка работе группы?

На мой взгляд, работа в группах как нельзя лучше отвечает требованиям и здоровьесберегающих технологий, а именно: развитие каждого ученика идёт согласно индивидуальным особенностям; ребята находятся в процессе самореализации, творчества; в условиях психологического комфорта.

Рассматривая проектную деятельность в рамках урока по разным УМК я нашла примеры такой деятельности в Образовательной системе «Школа 2100», комплекте «Планета знаний», проекте «Перспективная начальная школа». В основном, авторы ограничиваются предложением тем проектов по окончанию изучения разделов.

Методика моей работы позволяет осуществлять такую деятельность на предметах любого УМК именно в процессе работы на уроке. 

За последние годы мне пришлось наряду с традиционной системой УМК «Школа России» опробовать УМК развивающего обучения «Планета знаний», «Школа 2100». Обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какому УМК работает учитель, приверженцем какой концепции он является. Напрямую оно зависит от  личности учителя, от целей, которые ставит перед собой, от методов и приѐмов которые, он использует, от умения реализовать принципы обучения на практике.

Уверенность подтверждения данной мысли подкрепляется мною результатами диагностирования обученности, обучаемости учеников, их личностных, познавательных, коммуникативных результатов. Диагностика по изучению направленности мотивов в процессе учения у моих учеников 4 класса выявляет, что 83% ориентированы в ходе урока на процесс деятельности, 83% - на поисково-исполнительскую и 89% - творческую деятельность.

Но цель формирования у школьников ключевых компетенций достигается не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. [23]

Считаю хорошими средствами проверки и оценки компетенций детей их участие в различных играх-конкурсах, олимпиадах. Мы с детьми давно уже вышли за рамки проведения всевозможных подобных мероприятий в классе и школе. Мои ученики принимали участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях городского, областного, всероссийского уровней.  Результаты участия моих учеников представлены в таблице.

2011 – 2012 учебный год

Название мероприятия

сроки

участники

результат

Городской конкурс школьных сочинений «Если бы я был Президентом»

октябрь

4Б МБОУ СОШ №177

  Окорокова Аня

Бакуменко Соня

Петункина Арина

Троицкая Софья

1 место

лауреат

лауреат

лауреат

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

ноябрь

4Б МБОУ СОШ №177

1 место в школе

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация «Русский язык»

октябрь

МБОУ СОШ №177 4Б

Окорокова  Анна

 Мельников Павел

Тепкаев Илья

 Троицкая Софья

МБОУ «Лицей №113»

3Б Фёдорова Света

1 место

4 место

9 место

9 место

4 место

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация «Тайны математики»

октябрь

МБОУ СОШ №177

4Б Вашкеев Миша

Тепкаев Илья

Лауреат

3 место

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация «Калейдоскоп тайн»

ноябрь

МБОУ СОШ №177 4Б

Тепкаев Илья

лауреат

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация «Головоломки для сообразительных»

ноябрь

МБОУ СОШ №177 4Б

Тепкаев Илья

Окорокова Аня

МБОУ «Лицей №113»

3Б Бондаренко Маша

Демидова Аня

Жукова Аня

Карунина Ева

Тюгай Вероника

3 место

лауреат

7 место

Лауреат

9 место

7 место

2 место

Региональная сетевая игра «Золотой ключик» 1 тур

ноябрь

4Б МБОУ СОШ №177

3Б МБОУ «Лицей №113»

4, 5 место

6, 7, 8 место

Районная игра «Лучшие умы человечества»

ноябрь

3Б МБОУ «Лицей №113»

1 место

Городская игра «Мир на ладони»

декабрь

3Б  МБОУ «Лицей №113»

Барков Максим

Кисляков Андрей

Савицкий Виктор

3 место в районе

Районный этап  НПК «Первые шаги в науке»,

Городская НПК «Моё первое исследование»

февраль

4Б МБОУ СОШ №177

Казанцев Антон

1 место

Городской этап  НПК «Первые шаги в науке»

март

4Б МБОУ СОШ №177

Казанцев Антон

Вашкеев Миша

Лауреаты

Районный этап предметных олимпиад младшихшкольников

апрель

4Б МБОУ СОШ №177

Исаченко Андрей

Окороково Анна

Ярославцева Дарья

2 место

2 место

2 место

 

Международный математический конкурс-игра "Кенгуру»

апрель

3Б МБОУ «Лицей №113»

Гарманов Иван

 

2 место в районе

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация "Загадочные растения"

апрель

3Б МБОУ «Лицей №113»

Тюгай Вероника

Карунина Ева

Романников  Саша

1 место у всех

Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс», номинация "Загадочные растения"

апрель

3Б МБОУ «Лицей №113»

Лебедева Милана

2 место

Всероссийский конкурс «Юный исследователь»

май

4Б МБОУ СОШ №177

Казанцев Антон

Вашкеев Миша

3 место

3 место

Всероссийский конкурс проектов «Созидание и творчество»

октябрь

4Б МБОУ «Лицей №113»

Лебедева Милана

Жукова Аня

Мецкер Диана

Шишман Маша

2 место

Книга «Золотой фонд Новосибирска – 2011»

ноябрь

Окорокова Анна

За победу в Городском конкурсе книгочеев

Всероссийский конкурс «Юный исследователь»

декабрь

4Б МБОУ «Лицей №113»

Романников Саша

2 место

Презентационные формы результатов моего проекта по внедрению его в практику других учителей самые разнообразные, что отражено  в таблице. Результативное участие в конкурсах разного уровня, а так же интерес моих коллег к моим методическим и практическим разработкам придаёт мне уверенность, что я иду по верному пути.

2010-2011

Публикация в газете «Интерактивное образование»

октябрь

Статья «Урок, реализуемый методом проектов»

Всероссийский конкурс «Педагогические инновации»

январь

Проектная работа «Чем должен жить человек»

Диплом 2 степени 

 Публикация в газете «Интерактивное образование»

февраль

Статья «Становление и развитие компетентностного подхода в начальной школе»

Региональная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы модернизации математического образования младших школьников в условиях ФГОС НОО»

март

Участие

Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Инновационные процессы и технологии в образовании: стратегии, риски. Перспективы»

март

Участие

Сертификат. Рекомендация к печати в журнале «Сибирский учитель»

Творческая группа учителей Дзержинского района по внедрению ФГОС

Февраль-май

участие

2011-2012

Всероссийский конкурс "Педагогический совет"

сентябрь

Диплом 2 степени

Международный форум "Перспективы образования"

октябрь

Участие

Всероссийский конкурс "Образовательный потенциал России"

ноябрь

Диплом 1 степени

Всероссийский педагогический журнал «Академиан"

декабрь

Публикация статьи

Районный фестиваль педагогических идей

март

Публикация статьи в газете «Педагогическое обозрение»

Всероссийская НПК «Личность. Культура. Общество».

октябрь

Публикация статьи в сборнике

        «Жизнь требует движения», - так говорил древнегреческий философ Аристотель. В своей педагогической деятельности я стараюсь всегда двигаться  вперёд. Считаю, необходимым расширять свою компетентность в вопросах, связанных с  переходом на ФГОС и продолжить изучение мною системы оценки достижения планируемых результатов начального образования младших школьников. На сегодняшний день считаю этот вопрос  не  до конца проработанным в практике учителей, вызывающий много разнообразных суждений, мнений. А именно, ставлю перед собой задачи по анализу и разработке ориентиров в критериях оценивания планируемых результатов по предметам, особенностей оценивания метапредметных результатов, возможностей оценивания личностных результатов, использование портфолио как формы оценки результатов.

Список использованных источников

  1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. – М.: Баласс, 2011.
  2. Иванов А. В. Портфолио в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред.А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
  5. Казанская В. Г. Личность учителя и ученика в начальной школе. – СПб.: КАРО, 2004.
  6. Калашникова Н.Г. Личностно ориентированное формирование у младших школьников умений самостоятельной учебной деятельности: Учебное пособие для системы повышения квалификации. – Барнаул, 2001.
  7. Краевский В.В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Педагогика. – 2003. - №2.
  8. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. - №5.
  9. Личностно-ориентированный подход в работе педагога / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Сфера, 2004.
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е. С. – М.: Академия, 2002.
  12. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.
  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010.
  14. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.
  15. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  16. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
  17. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.
  18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  19. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  20. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ Интернет- журнал «Эйдос». – 2002.
  21. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". – 2005
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
  23. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. / Под ред. С. С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008.
  24. Чутко Н. Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников. – Самара, 2003.
  25. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Формы и методы педагогического сотрудничества в образовательной деятельности учителя начального общего образования. (обобщение опыта работы)

В данной статье рассматриваются основные концепции и формы педагогики сотрудничества. Особое внимание обращается на формы организации учебного сотрудничества между учеником и учителем и методы организ...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Формирование действий самоконтроля и самооценки у младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО» (Учитель: Н.Л.Захарина)

Отчётное выступление на педагогическом совете школы по итогам работы а рамках областной экспериментальной площадке по безотметочному обучению....

Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Реалии современного образования меняют и цели, и содержание образования. Лейтмотивом всей деятельности педагога становится проектирование деятельности  для достижения результатов по формированию ...

Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21-м веке человечество вступило в переходный период о...

Особенности знаниевого и компетентностного подходов к педагогическому проектированию системы работы учителя по экономическому воспитанию младших школьников

О необходимости экономического образования и воспитания начиная с начальной школы. Варианты заданий экономического характера в разных УМК и во всероссийских проверочных работах. Характеристика и сравн...

Самообразование учителя как один из факторов повышения педагогического мастерства.

laquo;Учитель учится всю жизнь» – это известная истина.В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных  д...