Информационная карта инновационного опыта
статья на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Опыт работы адресован творчески работающим учителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

  1. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта  Яшина Надежда Георгиевна

Учреждение, в котором работает автор опыта  МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, Республика Мордовия

Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) 430031 Республика Мордовия, г.о. Саранск, проспект 70 лет Октября, д. 102;  8(834 2)

 55-63-66;  ng4702@mail

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель начальных классов

Стаж работы в должности  32 года

  1. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного

педагогического опыта (ИПО)

«Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся»

2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Сегодня государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни и труду, люди. Таких учеников должна выпускать школа. Именно поэтому к школе приковано особое внимание. Базой, фундаментом всего дальнейшего обучения является начальное образование. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.

Противоречия между необходимостью формирования у младших школьников навыков познавательной  деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования.

Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения.

Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.

Отсутствие достаточных знаний об особенностях проявления детской одаренности, видовом ее разнообразии.

3. Идея изменений

(в чем сущность ИО: в использовании образовательных,  коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной и внеурочной деятельности (курс «РПС» «Юным умникам и умницам»)  школьников.

Ведущая  педагогическая идея опыта заключается в  создании на уроках и во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной  деятельности. Эти условия должны приносить  радость преодоления, радость открытия,  достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей.

Использование ИКТ для систематизации знаний и умений. Использование методики развивающего, проблемного обучения. Работа по обучению одарённых детей.

4. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавательного  и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. Организация поисково-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности при открытии нового знания с использованием базовых межпредметных моделей деятельности.

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.

Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников математике, обеспечивающих  эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, математических знаний, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга административных, проверочных диагностических работ учащихся;  участием детей  в олимпиадах муниципального, Всероссийского и международного уровней.

Реализация в начальной школе системы дополнительного образования (курс «РПС» «Юным умникам и умницам», кружок «Всё обо всём»).

5.Условия реализации изменений

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся.

Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория). Создание мультимедийных презентаций по предметам.

Разработка авторских рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования  для урочной и внеурочной деятельности.

Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка.

Использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса; активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода; создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания, новый тип педагогического мышления, ИКТ-компетентность педагога.

6. Результат изменений

Повышение уровня интеллектуального познавательного развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Качество знаний учащихся в моих классах стабильное и высокое.

Повысилась качественная успеваемость учащихся: учащиеся быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности. У детей повышается  интерес к предметам, развиваются  навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется  общественное мнение.

Развитие проектной и исследовательской деятельности. Успешное участие учащихся в интеллектуальных марафонах различных уровней. Успешное участие учеников класса во Всероссийской Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты», в Международном конкурсе «Genius Logicus»,  во  Всероссийском конкурсе «Золотое руно» и многое другое.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Участие на КПК учителей начальных классов «Реализация требований ФГОС в практике учителя начальных классов» - мастер-класс «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения детей (на примере УМК «Перспективная начальная школа». (Подтверждение: справка № 219 от 28.03.2013 г.)

Размещение методических материалов на http://nsportal.ru/nadezhdayashina 

III. Описание инновационного опыта учителя

Замечательный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся».

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.

В настоящее время ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи, отводится математике. Именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу. Математикой воспитываются и такие качества ума и речи, как: точность, чёткость и ясность.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны».

        Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных  способностей учащихся.

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности, а так же  обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.

На учебных занятиях, кроме традиционных уроков, активно  использую также другие формы, обеспечивающие деятельностный подход и повышение практической направленности обучения. Использую различные формы организации учебной деятельности: урок-путешесьвие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-игра; использую ресурсы дистанционных образовательных технологий. Все это помогает мне   включению в активную работу  на уроке и интеллектуально пассивных детей, которые в игровых и занимательных ситуациях спокойно решают проблемы, недоступные им в стандартной  учебной деятельности.

 Навыки  поисково-исследовательской деятельности формирую через использование проблемных, развивающих и творческих заданий. Предлагаю кроссворды, ребусы, викторины.  Такие задания способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. В качестве творческих заданий учащиеся разрабатывают учебные проекты по решению различных задач.

Активное участие школьников в олимпиадах по различным предметам подтверждает высокий познавательный интерес к предмету. На занятиях при подготовке к олимпиадам  использую большое количество дополнительной литературы, ЦОРы, Интернет.

При организации научно-исследовательской деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;

2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

3) помогать ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей.

Преодолеть кризисные моменты в творчестве учащихся помогает изменение формы планирования учебного материала с той целью, чтобы каждый ученик имел возможность «попробовать себя» в различных видах деятельности, не просто приобрел определенные навыки, а умел выражать свое душевное отношение к окружающему миру.

Повышение уровня интеллектуального развития учащихся приводит к повышению результативности обучения. Ежегодно учащиеся показывают 100% успеваемости. Отмечается высокий процент качества знаний учеников, что позволяет им ежегодно успешно участвовать в школьных олимпиадах, занимать призовые места в районных олимпиадах, во Всероссийских и Международных конкурсах.

Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития творческих способностей учащихся.

Создание кабинета, оборудованного АРМ учителя, мультимедийным проектором, комплектом обучающих программ и коллекцией ЦОРов, позволяет мне внедрять ИКТ, учить учащихся добывать и обрабатывать информацию с помощью современных компьютерных средств. На занятиях использую как опубликованные ЦОРы, так и создаваемые мною  и самими учащимися презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...