Духовно - нравственное воспитание младших школьников в современных условиях.
статья (4 класс) на тему

Протасова Ольга Александровна

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании».

      Духовный кризис проявился не только в расслоении общества на бедных и богатых, но и в утрате ценности нравственных ориентиров, радикальном изменении опыта молодого поколения в сравнении с опытом их родителей. Есть серьезные основания полагать, что мы вступили в «полосу кризиса детства», что вызвало отчуждение детей от взрослых, нарушилось духовное единство семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

      Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании».

      Духовный кризис проявился не только в расслоении общества на бедных и богатых, но и в утрате ценности нравственных ориентиров, радикальном изменении опыта молодого поколения в сравнении с опытом их родителей. Есть серьезные основания полагать, что мы вступили в «полосу кризиса детства», что вызвало отчуждение детей от взрослых, нарушилось духовное единство семьи.

      Духовно-нравственное воспитание представляется  актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности.
     Решение этих проблем возможно уже в начальной школе через приобщение детей первой ступени обучения к духовно-нравственным ценностям, через формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как к ценности, развитие сознания младшего школьника и его душевных качеств.

      Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится и воспитательной работе. Темы бесед могут быть самыми разными: «Моя первая священная история», «Моя первая русская история», «Святыни Русской земли», «Кто они – великие  русские люди?», «Искусство родного края и народные художественные промыслы России», «Народный календарь и наши имена» и др.

      Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть – это те душевные качества, без которых человек не может считать себя личностью.

      Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и духовно-нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

      У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.

        Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Именно поэтому сегодня как никогда ранее встает проблема приобретение опыта нравственного поведения школьниками.

      Опыт нравственного поведения – это один из компонентов содержания воспитания, и  который включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.

      Нравственными нормами являются общечеловеческие моральные свойства, а именно совестливость, гуманность,  честность, порядочность, обязательность,  патриотизм, интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному  труду, долг, честь, совесть,  порядочность, доброта, бескорыстие и другие качества.

Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются  и закрепляются. Это закономерность воспитания.

         Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счете и определяют поведение и  поступки человека.  

    Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками.  Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся (в школе и вне ее) у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а следовательно, формируется опыт нравственного поведения. В процессе воспитания учащиеся должны овладеть, системой нравственных убеждений, которые складываются на основе их личного опыта. Учащиеся не всегда могут без помощи педагога правильно осмыслить свой личный опыт нравственного поведения, поэтому, естественно, педагогу нужно руководить формированием их убеждений.

            Формирование нравственного сознания  предполагает воспитание нравственных чувств. Моральные или нравственные чувства – это переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению.

     Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных  ситуациях. Именно поступок  характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, необходимы  соответствующие условия, а чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям: а) организация нравственных поступков; б) формирование нравственных привычек.

       Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка   к окружающему миру, прежде всего надо вызывать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки.

       Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся.     Привычки вырабатываются последовательно – от простейших к более сложным, требующим самоконтроля  и самоорганизации. Большое значение в выработке нравственных привычек имеет общая атмосфера, царящая в классном коллективе. На протяжении всех лет обучения в начальной школе необходимо создавать собственные традиции, разрабатывать законы коллектива. Все праздники и мероприятия желательно проводить совместно с родителями и детьми, приглашенными из других классов, и т.д.; родительские собрания организовывать не только как родительские - они должны стать совместным обсуждением (вместе с учениками) общих проблем и построением системы коррекционных мероприятий. Подрастающее поколение не формирует новый опыт нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предшествующими поколениями. Однако усвоение опыта в работе с детьми должно осуществляться активным путем, в связи с чем в него всегда приносится новое. С этой целью  можно использовать различные формы коллективной и индивидуальной деятельности.

      Формирование личности младшего школьника, правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного и нравственного, социального  общественного поведения, который ребенок приобретает руководством воспитателей, должны происходить в единстве с  формированием  у учащихся системы знаний – естественных, моральных и идейных. Только при этом условии у школьников формируется мировоззрение как основное выражение личности и основной стимул его поведения.

    В этом смысле особая роль отводиться урокам чтения. Анализ содержания книг для чтения показывает, какие нравственные категории должны усвоить дети: честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, доброта, справедливость, отношение к маме, природе, скромность, защита Родины, смелость, выносливость, благородство.

Работая с текстами, учитель уделяет особое внимание ярким художественным образам, которые должны воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик.

       

      Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  

      Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития.

      Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

      Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять наших  детей.

      Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

      Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

         В апреле 2010 года в школах 19 российских регионов стартовал курс «Основы религиозных культур и светской этики». Импульс к разработке этого предмета был дан в новых Федеральных Государственных Образовательных стандартах.

        Целью комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в стандартах названо «формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции».

     Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами      российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения  к ней российских школьников.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:  «Основы православной культуры, «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы светской этики».

     В учебной программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» сказано: «Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует  и содержательно раскрывает  религиозно – культурную традицию России в её самых общих этических  основах. Сама национальная духовность в многообразии глубине составляющих её религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно- культурную традицию России».

          Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 часов в неделю в 4 классе  и 2 часов в неделю в 1четверти 5 класса.

          Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культорологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

-укрепление средствами образования духовной преемственности поколений;

      Основным, на начальном этапе обучения, является необходимость познакомить детей с Библией – самой великой книгой человечества, духовной опорой на всю жизнь.

       При  рассмотрении тематического плана модулей курса становится очевидным, что ключевые темы курса являются сквозными для каждого из модулей. Это такие темы, как «Россия – наша Родина», «Культура и религия», «Добро и зло», «Справедливость», «Милосердие и сострадание»,

«Долг и ответственность», «Нравственность», «Семья и род», «Дружба»,

«Праздники и традиции», «Искусство». Завершающие уроки курса, общие для всех детей, независимо от того, какой модуль был ими определён для изучения, - «Любовь и уважение к Отечеству».

              Нравственные функции образовательного процесса – явление объективное и закономерное. Ведь каждый ребёнок в любую минуту своей жизни, а тем более в учебном процессе не только учиться чему-либо, но и развивается нравственно, эстетически, растёт духовно. Об этом надо помнить постоянно. Многое  здесь зависит от самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности заставить «заработать» нравственно любой материал.

     Воспитание духовно-нравственной культуры сегодняшних школьников – работа в зоне ближайшего развития всего нашего общества. Однако средствами одного, пусть и специально разработанного курса, эту серьёзную проблему не решить. Воспитание – долгий, систематический, сложный и многообразный процесс, который в школьный период жизни ребёнка не должен прекращаться ни на мгновение.

         В апреле 2010 года в школах 19 российских регионов стартовал курс «Основы религиозных культур и светской этики». Импульс к разработке этого предмета был дан в новых Федеральных Государственных Образовательных стандартах.

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРК и СЭ носит  культурологическую  направленность. Его преподавание не предусматривает обучения религии.  Под обучением религии понимается преподавание вероучения; согласно российскому законодательству, родителям предоставлено право обучать детей религии  лишь вне образовательной программы. В рамках же курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. 

     Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами      российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения  к ней российских школьников.

     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:  «Основы православной культуры, «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы светской этики».

     В учебной программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» сказано: «Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует  и содержательно раскрывает  религиозно – культурную традицию России в её самых общих этических  основах. Сама национальная духовность в многообразии глубине составляющих её религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно- культурную традицию России».

          Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 часа в неделю во втором полугодии в 4 классе  и 1 часа в неделю в первом полугодии 5 класса.

          Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культорологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

-укрепление средствами образования духовной преемственности поколений;

      Основным, на начальном этапе обучения, является необходимость познакомить детей с Библией – самой великой книгой человечества, духовной опорой на всю жизнь.

       При  рассмотрении тематического плана модулей курса становится очевидным, что ключевые темы курса являются сквозными для каждого из модулей. Это такие темы, как «Россия – наша Родина», «Культура и религия», «Добро и зло», «Справедливость», «Милосердие и сострадание»,

«Долг и ответственность», «Нравственность», «Семья и род», «Дружба»,

«Праздники и традиции», «Искусство». Завершающие уроки курса, общие для всех детей, независимо от того, какой модуль был ими определён для изучения, - «Любовь и уважение к Отечеству».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...