"Эффективность мультимедийных презентационных технологий"
учебно-методический материал на тему

Полищук Татьяна Васильевна

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.  Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Евпаторийская общеобразовательная школа

I -  III ступеней № 16

Евпаторийского городского совета Республики Крым

Педагогический совет

Круглый стол:

«Внедрение информационно-коммуникационных

технологий

в практику работы учителя»

Эффективность мультимедийных

презентационных технологий

                            Выступление

                                             заместителя директора по УВР

                                    ЕОШ №16

                              Полищук Татьяны Васильевны

03.04.2014г.

                                                    г.Евпатория

Эффективность воздействия учебного материала на детей во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.

      XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль педагога в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, педагогу необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы  стать для детей проводником  в мир новых технологий.

      Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «педагог – обучающийся» вводится новое звено – компьютер. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

      В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникативных технологий, становится важной составляющей его профессионализма.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии.  Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде текстовых материалов, фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

      Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

      Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

  1. информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
  2. компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
  3. доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
  4. наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  5. мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
  6. многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

      Более того, презентация дает возможность педагогу самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из их особенностей конкретной группы, темы, предмета, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

       Создавая презентацию, педагог должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, при составлении презентации четко отбирается материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим просматривается огромное количество наглядного материала, замечаются краски, оттенки, мастерство изображения. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.

Предварительная работа над презентацией

      Перед началом работы по созданию презентации ответьте на следующие вопросы:

- Чем просмотр этих слайдов дополняет ту информацию, которую я даю детям устно? или:   Какую важную информацию мои дети не получат, не увидев эти слайды?  

- Какова учебная цель будущей презентации (сообщение нового материала, обобщение материала и т.д.)?      

- Чем будет дополнен материал презентации (комментариями педагога, работой с мелом у  обычной доски и т.п.)?

- Чем я смогу заменить работу с презентацией, если выйдет из строя оборудование, отключат свет и т.п.?

Рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

  1. Планирование презентации – это многошаговая процедура,  включающая в себя:
  1. Определение целей.
  2. Определение основной идеи презентации.
  3. Подбор дополнительной информации.
  4. Создание структуры презентации.
  5. Проверка логики подачи материала.
  6. Подготовка заключения.  
  1. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение    текстовой и графической информации.
  2. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Основные структурные элементы  презентации

 Основной единицей электронной презентации в среде PowerPoint является слайд, или кадр представления учебной информации, учитывающий эргономические требования (сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста) визуального восприятия информации. 

 Обязательными структурными элементами, как правило, являются:

  1. титульный слайд;
  2. содержание (при необходимости);
  3. основная часть;
  4. список источников.

При этом содержательное наполнение указанных слайдов может быть прокомментировано следующим образом.

 Титульный слайд должен включать:

  1. название темы;
  2. информацию об образовательном учреждении;
  3. сведения об авторе.

 В содержании представлены основные этапы (моменты) занятия-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

 В основной части  электронной презентации дается изложение содержания  материала, которое может осуществляться в виде текста, рисунков и т.п.

 Список источников представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых педагогом при подготовке презентации.

Создание презентаций требует творческого подхода со стороны педагога и просто хорошего знания компьютера. Компьютер не заменяет педагога на занятиях, а является эффективным помощником.

      Красочно оформленные презентации, с использованием эффектов анимации, в виде текста, рисунков, фотографий, позволяют более наглядно и доступно объяснить учебный материал, а также  привлекают внимание обучаемых и пробуждают интерес к занятиям. В кабинете во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, у них пропадает страх перед компьютером. Анализ таких занятий,  с применением презентаций, показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий.

     Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши дети буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.

      Таким образом, методически грамотное использование мультимедийных презентаций повышает эффективность учебного процесса обучения.



Предварительный просмотр:

Дата ______________                             Протоколы экспертизы  ММП

Методическое объединение учителей  _______________________________________________________

Характеристики ММП

Оценивание по 4-бальной шкале:

- 0 баллов – не соответствует

- 1 балл – выражена недостаточно

- 2 балла – выражена достаточно

- 3 балла – выражена оптимально

украинский язык

русский язык

история

математика, информатика

химия

биология

мсп

Требования к оформлению

нейтральная цветовая гамма слайдов

простая структура шаблонов

оправданное использование эффектов анимации и звуковых эффектов

расположение на слайде не более пяти элементов

размер шрифта надписей на слайде

режим смены слайдов (автомат., по щелчку)

Свойства ММП

сочетание разнообразной наглядности (видео, таблицы, схемы, картинки)

комплексность представления информации

смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов

 эффективность восприятия и запоминания нового учебного материала

контроль за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала

соответствие последовательности этапов  урока и ММП

мультимедийная  компетентность и  креативные способности учителя в организации учебной работы

Итого баллов

Руководитель МО _____________________________________________                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования технологии И. Л. Литвинова на уроках татарского языка в начальных классах.

На протяжении многих лет я учила детей татарскому языку. В 90-е годы предмет "Татарский язык" только был введен в программу. Испробовав разные методики, следуя рекомендациям  авторов-разработчико...

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ

ИГРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ  ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ...

Социо-игровоой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология формирования метапредметных результатов

Описание использования технологии социо-игрового стиля работы в урочной и внеурочной деятельности...

Эффективность образовательных технологий в преподавании русского языка.

Статья посвящена игровым технологиям. Приведены примеры использования игровых моментов на разных  типах уроков по ФГОС....

Эффективность новых технологий в современной школе

В этом материале  я хочу поделиться своим пониманием современных технологий в школе....